Презентация - Народы крайнего Севера. История и современность (классный час)

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Народы крайнего Севера. История и современность (классный час)
Распечатать
  • Уникальность: 83%
  • Слайдов: 11
  • Просмотров: 3849
  • Скачиваний: 1844
  • Размер: 2.49 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Народы крайнего Севера. История и современность (классный час), слайд 1
Народы Крайнего Севера – история и современность. Подготовила учитель: Голенко С. В.

Слайд 2

Народы крайнего Севера. История и современность (классный час), слайд 2
Праздники народов крайнего севера.
Дать общую характеристику взглядов и обычаев северных народов представляется весьма сложным, в силу огромных различий и неоднородности, но все-таки мы хотим обратить внимание на наиболее общие и интересные представления.

Слайд 3

Народы крайнего Севера. История и современность (классный час), слайд 3
Медвежьи игрища
Медвежий праздник или медвежьи игрища - наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней. Этот праздник занимает центральное место в культуре ханты- мансийский народностей. Различные формы почитания медведя прослеживаются в археологических памятниках разных эпох и известны у многих народов мира. В Северной Азии культ медведя и медвежий праздник наиболее развиты у обских угров (хантов и манси), народов Нижнего Амура, кетов, эвенков, в Северной Америке у атапасков, в Японии - у айнов. Медвежьи игрища проводились как периодически (один раз в семь лет).Различные авторы по-разному объясняют возникновение культа медведя . Большинство исследователей видят смысл медвежьих церемоний в стремлении помирить душу медведя с добывшим его охотником. В то же время в культе медведя четко выражается отношение к нему как промысловому животному, возрождение которого на земле является очень важным для северных народов.

Слайд 4

Народы крайнего Севера. История и современность (классный час), слайд 4
В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица). Когда медведь должным образом обряжен, проводится ритуал - зверя проносимая дорога.

Слайд 5

Народы крайнего Севера. История и современность (классный час), слайд 5
Добытого медведя везут в стойбище или поселок через все близлежащие священные места, делая остановки на озерах, реках, особо выделяющихся лесах и болотах, встречающихся на пути. Подходя к селению, охотники четыре или пять раз ( в зависимости от пола добытого зверя) кричат, оповещая жителей о приходе лесного гостя. Те в свою очередь должны встретить его чашей с дымящейся чагой, окуривают охотников и зверя, очищаются сами, обрызгивая друг друга водой или снегом.

Слайд 6

Народы крайнего Севера. История и современность (классный час), слайд 6
В селении сначала голову медведя устанавливают за священным углом дома и проводят обряд гадания. Под голову медведя кладутся священные железные предметы - ритуальные стрелы, нож. Присутствующие на церемонии поочередно подходят к медведю и приподнимают голову. Если голова становится тяжелой, это означает, что медведь готов разговаривать с данным человеком. Прежде всего, у медведя спрашивают согласия на проведение игрищ. Когда согласие получено, определяется животное, которое необходимо принести в жертву, а также каким духом он хочет быть посажен по окончании праздника: домашним, родовым, местным. С конкретной датой проведения игрищ определяются хозяева - охотники или охотник, добывшие медведя. Обычно приглашаются жители селения или близлежащих стойбищ, исполнители священных песен и танцев могут приходить без приглашения. Все гости приносят с собой угощение для медведя. Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы, шкурки пушных зверей, маски) хранятся в специальных местах (священных ящиках) и достаются перед праздником. Медвежья голова помещается в правый передний угол дома, который считается священным, и обряжается. На глаза и нос кладутся монеты, сверху накидывается платок. Медведице надевают бисерные украшения.

Слайд 7

Народы крайнего Севера. История и современность (классный час), слайд 7

Слайд 8

Народы крайнего Севера. История и современность (классный час), слайд 8
Каждое утро перед головой зверя исполняется "песня пробуждения" , откидывается наброшенный платок. Когда медведь "разбужен", перед ним должна обязательно стоять чаша с дымящейся чагой. Чагой также очищается все, что подносится медведю: еда, платки, шкурки. По окончании каждого дня игрищ медведю поется "песня, укладывающая спать" - и на голову снова набрасывается платок . Считается, что теперь медведь спит. В зависимости от количества присутствующих на празднике знатоков фольклора, на медвежьих игрищах исполняется до 300 "номеров": песен, танцев, пантомимических сценок, диалогов, кукольных представлений. Исполнителями всех фольклорных жанров на медвежьих игрищах являются мужчины. Они исполняют как мужские, так и женские роли. Единственно место, где женщина не только может, но и обязана показать себя - это женский танец, который исполняется каждый день по окончании цикла "звериных (медвежьих) песен".

Слайд 9

Народы крайнего Севера. История и современность (классный час), слайд 9
Медвежьи игрища - это особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония обычно начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. Все дни праздника (за исключением последнего) похожи друг на друга и жестко структурированы. Каждый день после пробуждения медведя исполняется несколько песен "звериного" цикла. Количество исполнителей нечетное. Три, пять или семь человек, взявшись за мизинцы, исполняют песню перед головой медведя, поднимая и опуская в такт песне руки. В основе "медвежьих" песен обычно лежит сюжет, в котором описывается встреча человека с медведем, "пропеваются" нормы поведения. Повествование идет от лица медведя. В конце песни указывается, духом какого рода или места медведь становится.

Слайд 10

Народы крайнего Севера. История и современность (классный час), слайд 10
В зависимости от места проведения игрищ порядок и количество приходящих великих духов может меняться. Общими персонажами хантыйских и мансийских медвежьих праздников являются "за миром наблюдающий мужчина" и Великая праматерь, дающая жизнь и определяющая судьбу каждого человека. Она также определяет места пребывания и функции всех Великих духов, которые по мифам приходятся ей внуками. Все приходящие на праздник Великие духи исполняют свой священный танец. Последней обычно появляется Великая праматерь, которая поет песню-наставление о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам, чтобы дети их были живы - здоровы. Перед тем как она исполнит свой танец, присутствующие женщины набрасывают на нее свои платки. Считается, что платок, продержавшийся на голове исполнителя все время, пока он танцует танец праматери, приносит удачу в семейной жизни. Завершается медвежий праздник появлением персонажей, изображающих различных птиц и животных. Они пытаются выкрасть оставшуюся душу медведя (остальные уже сопровождены на небо в ходе проведения праздника), чтобы он не возродился. Присутствующие на празднике криками отгоняют приближающихся к медведю зверей. Если никто из зверей не смог забрать эту последнюю душу, то она остается при медведе.

Слайд 11

Народы крайнего Севера. История и современность (классный час), слайд 11
Есть еще одна (самая сакральная) часть праздника, на ней запрещено присутствовать детям и женщинам. Мужчины гадают о предстоящей охоте и поют "запретные песни", посвященные последней, оставшейся душе медведя. Если медведь не согласен быть духом - охранителем, то эту душу отправляют на небо, если согласен, то она остается с медведем.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.