Презентация - Что такое басня?


Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?Что такое басня?
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Что такое басня?
Басня – это небольшой поучительный рассказ чаще всего стихотворный. Автор высмеивает человеческие пороки с помощью животных (аллегория) Главная мысль басни всегда серьезна. Автор высказывает ее в форме нравоучительного вывода, который дается обычно в начале или в конце басни и называется мораль

Слайд 2

БАСНЯ
Небольшой рассказ, часто стихотворный Делится на две части: Основное повествование и мораль (нравоучительный вывод) Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается человек) Персонажи (герои) - животные

Слайд 3

Басня - небольшое произведение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т.д. В баснях обычно действуют животные, в которых можно легко узнать людей.

Слайд 4

Из истории басен
Первый баснописец – ЭЗОП, он начал писать басни еще в VIвеке до н.э
Жанр басни полюбили и русские поэты – Василий Кириллович Тредиаковский
Развитие жанра в России связано с именем Ивана Ивановича Дмитриева

Слайд 5

А каких баснописцев вы помните ?
Крылов Иван Андреевич [2(13).2.1769 (по др. данным, 1768), Москва, — 9(21).11.1844, Петербург], русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин).

Слайд 6

Вспомните из каких басен эти строки?
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

Слайд 7

Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет;
Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую связаны с наукой. Люди-Мартышки, ничего не понимающие в науке, своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

Слайд 8

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут".
Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей

Слайд 9

Иван Иванович Дмитриев - баснописец

Слайд 10

Биография Дмитриев Иван Иванович (1760 - 1837) Родился 10 сентября (21 н. с) в родовом поместье, в селе Богородское Казанской губернии, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от князей Смоленских. В возрасте восьми лет был отдан в пансион Манженя в Казани, где обучался французскому языку, арифметике, рисованию. Затем учился в пансионе Кабрита, где кроме французского учил немецкий, историю и географию, русское правописание и математику. Отец забрал его из пансиона на одиннадцатом году жизни, взяв образование сына под свой контроль дома. Но единственное, что будущий поэт всегда делал с удовольствием, - чтение романов, французских и русских. Знал произведения Сумарокова, Ломоносова, Державина, Хемницера.

Слайд 11

В 1774 отец отвез сына в Петербург. Дмитриев был записан солдатом в Семеновский полк. В Петербурге он стал учиться в полковой школе. Екатерина II, отправившись в Москву, взяла с собой по одному батальону из каждого полка, и Дмитриев попал в сопровождающие царицу. После завершения подобной миссии взял годовой отпуск и уехал на родину. Вернувшись в Петербург, несколько лет провел в "скучной унтер-офицерской службе".

Слайд 12

С 1777 Дмитриев стал заниматься литературной деятельностью, писал стихи. В 1787 был произведен в прапорщики, в 1788 участвовал в войне со Швецией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи. 1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи: "Искатели фортуны", "К Волге", "Воздушные башни", "Причудница", "Чужой толк", "Ермак", "Глас патриота".

Слайд 13

Важным событием в его жизни стало знакомство в 1783 году с Н. М. Карамзиным . Дмитриев пишет сказки, басни, сатиру. Басня под его пером утрачивает прямую нравоучительность и грубоватую простонародность слога, свойственные ей ранее. У Дмитриева на первый план выходит рассказчик - умный, ироничный, судящий обо всем как частный человек. Его талантом была сатира. Сатирическое направление видно во многих его произведениях, но особенно в "Чужом толке". Сатира была вызвана идеей других писать оды. Осмеивая одописцев, Дмитриев имел в виду многих подражателей, из которых многие не обладали поэтическим талантом, и не понимали, в чем заключается главная мысль поэтических произведений. Историческое значение сатиры Дмитриева громадно. Она уничтожила страсть писать оды.

Слайд 14

Басня «Муха»
Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»

Слайд 15

Слайд 16

Какие слова помогли вам понять, что трудился только бык, а не муха?
Можно ли назвать муху гордой и высокомерной? Докажите.
Как вы понимаете выражение : «Мы пахали»?
Почему автор басни выбрал именно этих персонажей – муху и быка?

Слайд 17

Басня «Муха» —символ басни Ивана Дмитриева. Ей уже свыше двухсот лет. Все мы слышали известное выражение «мы пахали», не задумываясь о том, откуда оно к нам пришло. Это выражение — из басни Дмитриева «Муха». Оно было подхвачено сразу после опубликования произведения и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашей речи.
В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение). Она говорит, что в жизни нам часто приходится слышать о том, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, приписывает себя (присваивает) к чужим трудовым победам и заявляет: «Мы решили», «Мы сбили».