Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Средства художественной выразительности»
МБОУ «Средняя школа № 22» города Ульяновска, Кашина А.В.
Слайд 2
1.Определи, в какой колонке изображены только тропы(написать номер колонки):
1.градация, метонимия, гипербола, эпифора, олицетворение, перифраз.
2. антитеза, метафора, сравнение, анафора, олицетворение.
3. эпитет, метафора, аллегория, гипербола, метонимия.
Слайд 3
2. Укажи, в каком из предложений содержится метафора:
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Слайд 4
3.Сопоставьте
Ночное светило
"Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог! «
«У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие макушки – Французы тут как тут. »
Город грабил, грёб, грабастал.. . (Маяковский)
Это был ее последний дебют.
А. ассонанс
Б. оксюморон
В. Перифраз
Г. Аллитерация
Д. Антитеза
Слайд 5
4. Найдите синонимы, различающиеся сферой стилистического употребления:
1. буря, ураган, тайфун, смерч.
2. приятель, «товарищ», «напарник»
3. снежок, метель, пурга, ураган
4.ударять, хлестать, стегать, бичевать, драться.
Слайд 6
5.Сопоставьте (в правой колонке присутствуют лишние средства выразительности)
Мы-туристы в родном городе. (Теффи)
Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин С.А.)
«Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь);
Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.
Он волновался, тревожился, сходил с ума.
Москва готова снова голосовать за своего мэра;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
А. метафора
Б. гипербола
В. Эпитет
Г. Олицетворение
Д. Антитеза
Е. Синекдоха
Ж. Оксюморон
З. метонимия
И. Лексический повтор
Й. Градация
К. Аллитерация
Слайд 7
6.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
Слайд 8
7.Сопоставьте:
1. Младший сын был ростом с пальчик – Как тебя унять, Спи, мой тихий, спи, мой мальчик, Я дурная мать. (А.Ахматова)
2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю. (М.Цветаева)
3. В небе такая луна, Словно дерево спилено под корень: Белеет свежий срез. (Басё)
4. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)
5. Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)
а) Литота;
б) метафора;
в) градация;
г) сравнение;
д) метонимия.
Слайд 9
8.Определите средство выразительности:
1).О Волга! Колыбель моя! (Н.Некрасов)
2) Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить. (Н.Некрасов)
3) Процесс пошёл. Вспять.
4) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Поговорка)
5) Ну разве не чудо?( И.Соколов- Микитов)
6) Какое лето! Что за лето! (Ф.Тютчев)
7) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)
Слайд 10
1. Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. 2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. 3. Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). 4. Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. 5. Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. 6. Выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. 7. Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. 8. Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
Слайд 11
Ответы.
1 -3;
2-2;
3- ВДАГБ;
4-3
5-ЖИЕБКЙЗГ
6-3
7- АВГДБ
8. 1.Риторическое обращение
2.Литота
3.Парцелляция
4.Антитеза
5. Риторический вопрос
6. Риторическое восклицание
7.Лексический повтор. Кроссворд:
Эпитет.
2. Омоним.
3. Эпифора.
4. Ирония.
5. Антитеза.
6. Литота.
7. Анафора.
8. Сравнение.