Презентация - Средства художественной выразительности (10 класс)


Средства художественной выразительности (10 класс)Средства художественной выразительности (10 класс)Средства художественной выразительности (10 класс)Средства художественной выразительности (10 класс)Средства художественной выразительности (10 класс)Средства художественной выразительности (10 класс)Средства художественной выразительности (10 класс)Средства художественной выразительности (10 класс)Средства художественной выразительности (10 класс)Средства художественной выразительности (10 класс)Средства художественной выразительности (10 класс)
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Средства художественной выразительности»
МБОУ «Средняя школа № 22» города Ульяновска, Кашина А.В.

Слайд 2

1.Определи, в какой колонке изображены только тропы(написать номер колонки):
 1.градация, метонимия, гипербола, эпифора, олицетворение, перифраз. 2. антитеза, метафора, сравнение, анафора, олицетворение.  3. эпитет, метафора, аллегория, гипербола, метонимия. 

Слайд 3

2. Укажи, в каком из предложений содержится метафора:
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

Слайд 4

3.Сопоставьте
Ночное светило "Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог! « «У наших ушки на макушке,  Чуть утро осветило пушки  И леса синие макушки –  Французы тут как тут. » Город грабил,  грёб,  грабастал.. . (Маяковский) Это был ее последний дебют.
А. ассонанс Б. оксюморон В. Перифраз Г. Аллитерация Д. Антитеза

Слайд 5

4. Найдите синонимы, различающиеся сферой стилистического употребления:
1. буря, ураган, тайфун, смерч. 2. приятель, «товарищ», «напарник» 3. снежок, метель, пурга, ураган 4.ударять, хлестать, стегать, бичевать, драться.

Слайд 6

5.Сопоставьте (в правой колонке присутствуют лишние средства выразительности)
Мы-туристы в родном городе. (Теффи) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин С.А.) «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь); Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.  Величавый возглас волн. Он волновался, тревожился, сходил с ума. Москва готова снова голосовать за своего мэра; Но остался влажный след в морщине  Старого утеса. Одиноко  Он стоит, задумался глубоко,  И тихонько плачет он в пустыне.
А. метафора Б. гипербола В. Эпитет Г. Олицетворение Д. Антитеза Е. Синекдоха Ж. Оксюморон З. метонимия И. Лексический повтор Й. Градация К. Аллитерация

Слайд 7

6.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. 

Слайд 8

7.Сопоставьте:
1. Младший сын был ростом с пальчик – Как тебя унять, Спи, мой тихий, спи, мой мальчик, Я дурная мать. (А.Ахматова) 2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю. (М.Цветаева) 3. В небе такая луна, Словно дерево спилено под корень: Белеет свежий срез. (Басё) 4. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. (А.Блок) 5. Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)
а) Литота; б) метафора; в) градация; г) сравнение; д) метонимия.

Слайд 9

8.Определите средство выразительности:
1).О Волга! Колыбель моя! (Н.Некрасов) 2) Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить. (Н.Некрасов) 3) Процесс пошёл. Вспять. 4) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Поговорка) 5) Ну разве не чудо?( И.Соколов- Микитов) 6) Какое лето! Что за лето! (Ф.Тютчев) 7) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Слайд 10

1. Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. 2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. 3. Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). 4. Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. 5. Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. 6. Выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. 7. Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. 8. Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

Слайд 11

Ответы.
 1 -3; 2-2; 3- ВДАГБ; 4-3 5-ЖИЕБКЙЗГ 6-3 7- АВГДБ  8. 1.Риторическое обращение 2.Литота 3.Парцелляция 4.Антитеза 5. Риторический вопрос 6. Риторическое восклицание 7.Лексический повтор.  Кроссворд: Эпитет. 2. Омоним. 3. Эпифора. 4. Ирония. 5. Антитеза. 6. Литота. 7. Анафора. 8. Сравнение.