Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ЭРГОНОМИКА конфликта между или ДИЗАЙН естественными ограничителями и функциональным назначением
Слайд 2
ФИЛОСОФИЯ ДИЗАЙНА - строения человека и его физиологии; - уровня развития науки, техники и технологий; - уровня развития общества, его моральных и психологических ценностей. система взглядов и концепций, которые изменяются с развитием человеческого общества и зависят от
Слайд 3
ЦЕЛЬ РАБОТЫ ДИЗАЙНЕРА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОЙ (РУКОТВОРНОЙ) СРЕДЫ ОБИТАНИЯ Сфера искусства - "человеческий фактор" - культура; - социальные нормы - мода Сфера науки, техники и технологий - инженерно-технологические факторы; - экономические -научные Факторы формо- и средообразования
Слайд 4
«Человеческий фактор» -
миф или правда Ошибка персонала в силу некомпетентности, низкого уровня знаний и т.п. Ошибка дизайнера, не устранившего «конфликт» между естественными ограничителями и функциональным назначением. Способ – сужение ВОЗМОЖНОГО ВЫБОРА ДЕЙСТВИЙ
Слайд 5
Примеры устранения конфликта
Слайд 6
20-е годы 20 века Баухауз занимался формированием среды обитания с учетом «человеческого» фактора Оскар Шлеммер: «Человек в совокупности его бытия»
Слайд 7
Комфорт, удобство, безопасность
Слайд 8
Человеческий фактор Анатомические параметры Физиологические особенности Психологические особенности Б. Шеккел: «Если человек изготавливал плохое орудие и не мог его эффективно применить, на свете скоро становилось одним плохим конструктором меньше»
Слайд 9
История человеческого фактора До ХХ века – человек и ручной инструмент, человек и оружие Первая половина ХХ века – человек и машина, человек и механизм После Второй мировой войны – самостоятельная дисциплина «Исследование человеческих факторов» (США), «Эргономика» (Великобритания), «Антропотехника» (Германия).
Слайд 10
60-е годы ХХ века – эргономика на транспорте, в производстве, космической технике 70-е – эргономика потребительских товаров и услуг 80-е – эргономика компьютеров Наше время – эргономика информации, досуга и
Слайд 11
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Эргономика (от греч. ergon – работа и nomos – закон) – дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда. Предмет эргономики - закономерности взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению. Цель эргономики – повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек - машина (предмет деятельности) - среда обитания» при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности. Система ЧМС – сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных определенной единой целью. В эргономике речь идет о системе ЧМС, но могут рассматриваться и другие системы. Машина –любое техническое средство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр.
Слайд 12
Задача эргономики - проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека. Эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и гигиенических характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов. Человек-оператор – любой человек, управляющий машиной. Для эргономиста и диспетчер аэропорта, и рабочий станочник, и домохозяйка у плиты или с пылесосом - операторы. Эргономика и ее методы широко используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому часто вместо понятия «машина» употребляют более обобщенное понятие «изделие» или «предмет». Эргономические свойства – это свойства изделий (предметов), которые проявляются в системе ЧМС в результате реализации эргономических требований.
Слайд 13
ЭРГОНОМИКА - естественно-научная основа ДИЗАЙНА Эргономика органически связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды , отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но главным образом их структурные связи, которые придают системе ЧМС функциональное единство (с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя).
Слайд 14
ФАКТОРЫ, определяющие эргономические требования Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают степень опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению объектом.
Слайд 15
Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, формы, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделий анатомической пластике человеческого тела.
Слайд 17
Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.
Слайд 18
Психофизиологические факторы обусловливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
Слайд 19
ФАКТОРЫ, определяющие эргономические требования Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям. Гигиенические факторы предопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в том числе радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.
Слайд 20
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ До XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (дюйм, локоть, фут и т.д.)
Слайд 21
Пропорции – каноны человеческого тела Леонардо да Винчи(1452-1519) Готфрид Шадов (1764-1850) «Модулор» по Ле Корбюзье
Слайд 22
Антропометрия (от греч. antropos – человек и метрия) – составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека), является системой измерений человеческого тела и его частей, морфологических и функциональных признаков тела. Классические и эргономические антропометрические признаки. Классические используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологической характеристики различных групп населения. Эргономические – при проектировании изделий и организации труда.
Слайд 23
Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические
Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела и габаритные, т.е. наибольшие размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и пр.
Слайд 24
Статические антропометрические признаки
Слайд 25
Динамические антропометрические признаки Это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону и т.д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т.п.
Слайд 26
Перцентиль – это сотая доля объема измеренной совокупности, выраженная в процентах, которой соответствует определенное значение признака. Площадь, ограниченная кривой нормального распределения значений признака, делится на 100 равных частей, или перцентилей, каждый из которых имеет свой порядковый номер. Так, 5-й перцентиль ограничивает слева на кривой нормального распределения 5% численности людей с наименьшими значениями признака, 95-й – 5% справа, а 50-й соответствует среднему арифметическому значению признака М. -пример исследований для железнодорожного транспорта
Слайд 27
ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕРЦЕНТИЛЯ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Слайд 28
При проектировании изделий, оборудования, организации интерьеров и рабочих мест необходимо обеспечить удобство эксплуатации для 90% работающих или отдыхающих. Поэтому в практике проектирования чаще используются значения антропометрических признаков, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям, а также 50-му. Пример. Необходимо определить высоту или ширину прохода, высоту пространства под крышкой стола (для размещения ног сидящего). Принимают значения соответствующих признаков, равные 95-му перцентилю, а при определении высоты сиденья – значения, соответствующие 50-му перцентилю. В таком случае принятые габаритные размеры пространства или изделия будут удовлетворять максимальное число людей.
Слайд 30
К чему приводит пренебрежение антропометрией
Слайд 31
МЕТОДЫ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Соматографические исследования – схематическое изображение человеческого тела в технической документации с применением всех правил начертательной геометрии и технического черчения. Трудоемок, низкая себестоимость, невысокая точность результатов.
Слайд 32
МЕТОДЫ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Макетные исследования – с применением мультменов (антропоманекенов) или макетов оборудования, выполненного в масштабе. Затратен, точен.
Слайд 34
Что получается, когда потребителя любят «Левша» Ограничения по здоровью