Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
«Давние, давние были
Приоткрываются вновь...»
Рождение и первые годы жизни. Обучение в гимназии. Личная жизнь. Творчество писателя. Смерть поэта.
Слайд 3
Р ождение и первые годы жизни Андрей Белый (настоящее имя Бори с Никола евич Буга ев ); 14 (26) октября 1880 год, Москва, Российская империя —8 января 1934, Москва, РСФСР, СССР)—русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма.
Слайд 4
Р одился в семье профессора Николая Васильевича Бугаева (1837—1903), известного математика и философа, президента Московского математического общества (1891—1903), наиболее яркого представителя Московской философско-математической школы.
Николай Васильевич Бугаев. Боря Бугаев. Александра Дмитриевна Бугаева.
Слайд 5
До двадцати шести лет Борис жил в самом центре Москвы, на Арбате. В квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира
Слайд 6
О бучение в гимназии С 1891 по 1899 год он учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. Будучи гимназистом, сблизился с братом философа Вл. Соловьёва, издателем его трудов Михаилом Сергеевичем. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним Андрей Белый (белый — священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов — любимый цвет Владимира Соловьева).
Слайд 7
В студенческие годы знакомится со «старшими символистами». С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства». В 1990 году Б. Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из четырех его симфоний — Северная или Героическая . Писатель впоследствии признался, что, называя свои первые прозаические опыты симфониями , он и сам толком не знал, что это такое. Симфонии А. Белого больше схожи с сонатами. Слово симфония было для Белого своего рода символом.
Слайд 8
« А ргонавты » В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.
В 1903 году Белый вступил в переписку с А. А. Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет, но осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет университета, выбрав руководителем Б. А. Фохта; однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в «Весах» (1904—1909). Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты». «В нашем кружке не было общего, отштампованного мировоззрения, не было догм: от сих пор до сих пор соединялись в исканиях, а не в достижениях, и потому многие среди нас оказывались в кризисе своего вчерашнего дня и в кризисе мировоззрения, казавшегося устарелым; мы приветствовали его в потугах на рождение новых мыслей и новых установок» , — вспоминал Андрей Белый.
Слайд 9
Л ичная жизнь В то время самым близким другом для Белого был Блок, который мало времени уделял своей молодой жене Любови Менделеевой. Андрей Белый стал так близок Менделеевой, что она неожиданно влюбилась в него и однажды открыла свои чувства. Юноша ответил взаимностью, признавшись в самой пылкой любви. Тонко чувствующая и глубоко переживающая женщина не могла оставить равнодушным такого человека, как Андрей Белый. Они стали любовниками. Любовь Менделеева . А. А. Блок.
Слайд 10
и х страстные отношения продолжались два года, а в 1906 году Блок создал знаменитую пьесу о любовном треугольнике, назвав её «Балаганчик».
Т огда же Любовь Менделеева, окончательно запутавшись в своих отношениях с мужем и возлюбленным, приняла решение на время расстаться с любовником и подумать о дальнейшей жизни. Так прошло десять трудных месяцев, когда Белый даже подумывал о самоубийстве, а Менделеева не могла определиться окончательно, разрываясь между чувствами и здравым рассудком. Наконец она сообщила поэту, что остаётся с мужем, а его хочет навсегда вычеркнуть из жизни. Расставшись со своей мечтой, подавленный и покинутый, Белый отправился за границу.
Слайд 11
В ернувшись в Россию, в апреле 1909 года поэт сблизился с Асей Тургеневой(1890—1966) и вместе с ней в 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»).
Слайд 12
В 1912 в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству. Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими произведениями. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, перебрались в Дорнах, Швейцария. Там началось строительство Иоанова здания — Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. 23 марта 1914 года в швейцарском городе Берне был заключен гражданский брак Анны Алексеевны Тургеневой с Борисом Николаевичем Бугаевым. В 1916 году Б. Н. Бугаев был призван на военную службу и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Ася с ним не последовала.
Слайд 13
В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву; Ася навсегда осталась в прошлом. Но в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева (урожд. Алексеева; 1886—1970) стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу. Т ихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, стала 18 июля 1931 года супругой Белого. До этого они с марта 1925 по апрель 1931 г. снимают две комнаты в Кучино под Москвой.
Слайд 14
Т ворчество поэта О громное влияние на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений Пепел (1908). Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами Пепла , — из них А. Белый составил следующий сборник Урна (1909).
И дея Пепла точнее всего сформулирована самим Белым: Пепел — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем . Сборник выстроен по принципу все большего и большего просветления горизонта (недаром один из последних разделов сборника называется Просветы ).
Слайд 15
Пространство Пепла — это система вписанных друг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к центру . Первый круг , самый большой, — почти что безграничные, пустые , страшные , голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ. « Туда — где смертей и болезней
Лихая прошла колея...»
Или:
« Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там — убогие стаи избенок,
Там — убогие стаи людей...»
Слайд 16
В этом разделе особенно явно звучит тема хаоса — сквозная тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи ( Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом... ), смерти: «От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...»
Слайд 17
Пространство следующего круга — Деревни — имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами. В контексте общего замысла сборника и высунутый красный язык висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной из-под красной рукоятки , — символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти:
« Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хрястнул, ножик свистнул, —
В грудь, в живот и в бок.»
Слайд 18
«Пространство следующего раздела Город еще конкретнее: Москва пира во время чумы . Ритуальная пляска Смерти перенесена в Городе с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир:
« ... Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость, —
Входит гостья, щелкнет костью,
Взвеет саван: гостья смерть.»
В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего вокруг себя. Среди участников пиров только один поэт — арлекин знает о том, что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута — арлекина, но и в облике великомученика:
« Вы мечи
На меня обнажали.
Палачи,
Вы меня затерзали.»
Слайд 19
Пепел является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник — Урна (1909) — посвящен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носит элегический характер, хотя в Урне содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме:
«Год минул встрече роковой,
Как мы, любовь лелея, млели...»
Урна — последнее, что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие (1905—1908).
Слайд 20
С мерть поэта П исатель умер от инсульта, ставшего последствием солнечного удара, 8 января 1934 года в Москве. Л юбовь Дмитриевна Менделеева пережила бывшего возлюбленного на пять лет.