Презентация - Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения
Распечатать
  • Уникальность: 86%
  • Слайдов: 42
  • Просмотров: 3031
  • Скачиваний: 1126
  • Размер: 7.46 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 1
ЛЕКЦИЯ №3 ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 2

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 2
ПЛАН: Особенности философии средневековья Западной Европы Аврелий Августин как видный представитель патристики Основные идеи византийской средневековой философии Арабская философия средневековья. Фома Аквинский как видный представитель схоластики Основные черты философии эпохи Возрождения

Слайд 3

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 3
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 1 . Период возникновения – патристика (учение отцов церкви), II – V века. (Филон Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Августин, Климент Александрийский, Григорий Назианский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.). 2. Ранняя схоластика , V – XII века. (Эриугена, Боэций, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр и др.). 3 . Зрелая схоластики , XIII век. (Альберт Великий, Фома Аквинский и Роджер Бэкон и др.). 4. Поздняя схоластика , XVI – XV века. (Дунс Скотт и Уильям Оккам и др.).

Слайд 4

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 4
СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ кинизм стоицизм неоплатонизм иудаизм Ветхий Завет христианство Новый Завет Филон Александрийский гностицизм Тертуллиан

Слайд 5

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 5
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: теоцентризм; догматизм; человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; догмат о спасении мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества; мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Слайд 6

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 6
ДОГМАТ ТВОРЕНИЯ: Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта Божественной воли; мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; природа не может творить сама себя; единственным творческим началом во Вселенной является Бог; Бог вечен, постоянен и всепроникающ; подлинным бытием является только Бог; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; нет четкой границы между Богом и Его творением.

Слайд 7

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 7
ДОГМАТ ОТКРОВЕНИЯ: мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию; единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека — вере.

Слайд 8

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 8
АПОЛОГЕТИКА ( II – V ВВ. ) Основные направления апологетики Адресат Цель Иудеи Доказать, что пришествие Христа было предсказано в Ветхом Завете и что христианство по воле Божьей приходит на смену иудаизму Язычники Перевести истины Откровения на язык разума, т.е. дать рациональное и философское обоснование христианскому вероучению Римские власти Доказать правительству свою лояльность

Слайд 9

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 9
ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает с I по IX вв. Происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. СХОЛАСТИКА (от лат. schola –школа) охватывает с IX по XV вв. Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Слайд 10

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 10
АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354 – 430) Заложил основы католицизма; Предложил линейное представление о времени; Обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами; Выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью) Основные работы: «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков» и др.;

Слайд 11

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 11
УЧЕНИЕ О ГРАДЕ БОЖЬЕМ Любовь к себе, доведенная до презрения к Богу Любовь к Богу, доведенная до презрения к себе ГРАД ЗЕМНОЙ ГРАД БОЖИЙ На небе На земле На земле На небе Ангелы, восставшие против Бога Потомки Каина Потомки Авеля Ангелы, сохранившие верность Богу в земной жизни они выглядят как: Повелители и господа мира Странники и пилигримы в загробной жизни они: Обречены на вечное проклятие Определены к спасению

Слайд 12

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 12
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ВИЗАНТИЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Дионисий Ареопагит (V-VI вв.) неизреченность и непознаваемость Бога, его истечение в мир в виде световых эманаций мистические пути слияния с Богом Михаил Пселл (1018-1090-е гг.). Помимо «высшей философии» (теологии), постигаемой откровением, признавал значение и «низшей», т.е. знания, достигаемого логическими доводами. Григорий Палама (1296-1359). исихазм (от греч. «hesychia» - внутренняя тишина, покой, отрешенность) Мир сотворен из «энергий», исходящих от Бога, но противоположных Его сущности, как все познаваемое противоположно непознаваемому. Путь к Богу лежит через безмолвие («исихия»), которое есть «оставление ума и мира, забвение низших, тайное ведение высших».

Слайд 13

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 13
АРАБСКАЯ (АРАБОЯЗЫЧНАЯ) ФИЛОСОФИЯ VII — IX вв — период зарождения арабской философии; IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую. Особенности: усиление материалистических идей; заимствование древнегреческой философии и превращение арабской в арабо-греческую.

Слайд 14

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 14
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ школа мутакаллимов; школа мутазилитов; суфизм.

Слайд 15

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 15
ПРЕДСТАВИТЕЛИ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ: Аль-Кинди (800-879) Аль-Фараби (870-950) Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198)

Слайд 16

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 16
АЛЬ-КИНДИ (802 — 879) Открыл древнегреческую философию, в частности Аристотеля, для арабов,. Выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил: материю; форму; движение; пространство; время. Выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом Три ступени научного познания: логическо-математическая; естественно-научная; метафизическая (философская).

Слайд 17

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 17
АЛЬ-ФАРАБИ (870 – 950) Систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе Бога.

Слайд 18

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 18
ИБН-СИНА (АВИЦЕННА) (980-1037) Ибн-Сина – ученый-энциклопедист создал около 450 работ, из которых до нас дошло около 240 ; создал около 50 трудов по медицине : «Канон врачебной науки» , «Книга исцеления» «Указания и наставления», «Книга знания» и др. да л анатомическое описание человека, характеристик у телесной структуры, изучил проблемы нервных и психических болезней и их лечения ; пытался отделить философию от теологии.

Слайд 19

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 19
ИБН-РУШД (АВЕРРОЭС) (1126- 1198) основные положения учения: Мир вечен, он несотворим и неуничтожим; Бог и окружающий материальный мир "совечны"; Движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой; Идея жесткого детерминизма; Смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен; Идея о "двойственной истине"

Слайд 20

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 20
Реализм Подлинно существуют не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Номинализм Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. СПОР О ПРИРОДЕ УНИВЕРСАЛИЙ (ОБЩИХ ПОНЯТИЙ)

Слайд 21

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 21
ФОМА АКВИНСКИЙ (1221 – 1274) Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля; логически доказал существование Бога; систематизатор схоластики; исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию); разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.

Слайд 22

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 22
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА: должен существовать первый двигатель; в цепи действующих причин должна существовать первая причина; все вещи мира случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо; вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства; целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.

Слайд 23

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 23
ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: Именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно преодолен тот глубокий социально-политический и духовный кризис, который явился причиной гибели античной культуры; религиозная философия оказала стимулирующее воздействие и на духовное развитие общества; мыслители Средневековья внесли существенный вклад на разработку ряда ключевых понятий и проблем философии; философия средневековья внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные ценности.

Слайд 24

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 24
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Символ «Мирового пантеистического движения»

Слайд 25

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 25
Отказ от иерархической системы ценностей , созданной средневековой церковной культурой. В городах возникают светские центры науки и искусства , деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обращается к античности как к примеру гуманистических отношений.

Слайд 26

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 26
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ гуманистическое ( XIV - XV вв.) Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.) Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др натурфилософское ( XVI - нач. XVII вв) Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др. реформационное ( XVI - XVII вв.) Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский политическое ( XV - XV вв.) Николо Макиавелли утопическо-социалистическое ( XV - XVII вв.) Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.)

Слайд 27

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 27
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. Противоположен теоцентризму , где центром всего является бог, а также античной философии - космоцентризму , где в центре всего находится космос – как мировой порядок.

Слайд 28

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 28
ПАНТЕИЗМ Бог растворен в природе, во всех ее вещах и процессах. «Природа, есть не что иное, как Бог в вещах» - Дж. Бруно Бог, как бесконечный незримый абсолют, сливается с природой , отождествлен с ней. Микеланджело. «Сотворение Адама» (Сикстинская капелла)

Слайд 29

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 29
ГУМАНИЗМ исследования человека таким, каков он есть перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь Термин «гуманизм» является в чем-то синонимом слова «антропоцентризм» (в центре мира - человек) и противостоит термину «теоцентризм» (в центре мира – Бог).

Слайд 30

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 30
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265 - 1321) воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; восхваляет человека; отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания; признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Слайд 31

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 31
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304 – 1374) Положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы Попытался найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей Критикует схоластику и современное ему духовенство

Слайд 32

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 32
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 – 1464) Обращался в разработке философских вопросов к проблемам мироустройства. Традиционно понимал Бога как возможность становления Всякое становление – это предельный переход, представленный в геометрических построениях Сам Бог – предел, абсолютный максимум Максимум – неделим, а неделимость – это свойство абсолютного минимума!

Слайд 33

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 33
ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463 - 1494) возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); признать за человеком полную свободу выбора; объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.

Слайд 34

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 34
ЛОРЕНЦО ВАЛЛА (1507 - 1557) ниспровергал церковные авторитеты; критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность; в центр мироздания ставил человека; верил в возможности человека и его разум; отвергал аскетизм и самоотрешение; призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; был сторонником равенства мужчины и женщины; высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

Слайд 35

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 35
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533 - 1592) Исходный пункт учения — скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины . человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. высказал идею равенства всех людей идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья , которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной .

Слайд 36

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 36
ФИЛОСОФИЯ РЕФОРМАЦИИ Мартин Лютер (1483 - 1546) Жан Кальвин (1509 - 1564) Томас Мюнцер (1490 - 1525)

Слайд 37

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 37
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469 – 1527) Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в труде («Государь», 1532 г.). В работах «Государь» («Князь») рассматривает государство как политическое состояние общества . « Цель оправдывает средства» - пример имморализма (свободы от норм морали) в политике.

Слайд 38

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 38
УТОПИЗМ Томас Мор (1478 - 1535) Томмазо Кампанеллой (1568 - 1639)

Слайд 39

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 39
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473 – 1543) Автор средневековой гелиоцентрической системы мира, положил начало первой научной революции. Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Слайд 40

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 40
ДЖОРДАНО БРУНО (1548 – 1600) Представитель пантеизма Философская интерпретация учения Н. Коперника. Бесконечность Вселенной Звёзды — это далёкие солнца Существуют планеты в пределах нашей Солнечной системы Во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу

Слайд 41

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 41
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564 - 1642) доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в: наблюдении; выдвижении гипотезы; расчетах воплощения гипотезы на практике; экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

Слайд 42

Лекция №3 философия средних веков и эпохи возрождения, слайд 42
Спасибо за внимание!
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.