Презентация - Экономика библиотечного дела

Нажмите для просмотра
Экономика библиотечного дела
РаспечататьУникальность: 96%

Слайдов: 32
Просмотров: 2651
Скачиваний: 1829
Размер: 0.89 MB

В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Экономика библиотечного дела Лектор: Богомазова Екатерина Александровна

Слайд 2

Тема 1. Экономика библиотечного дела: сущностные свойства и характеристики

Слайд 3

политэкономика экономика социальной сферы МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА общее библиотековедение экономика народного хозяйства экономика библиотечного дела

Слайд 4

Экономика библиотечного дела – область познания, направленная на исследование экономических отношений между субъектами библиотечной деятельности. Основной ее инструментарий базируется на экономических законах и категориях, включает помимо общих методов (экономический анализ, моделирование), специфические методы изучения экономической деятельности библиотеки (операционно-технологический анализ).

Слайд 5

Библиотечная экономика — это наука, призванная на основе требований и методологии общей экономики изучать закономерности производственной деятельности, связанной с созданием и функционированием библиотек, складывающихся отношений людей и движения разного рода благ в процессе их производства, обмена и распределения, помогать в совершенствовании этой деятельности, предлагая свои специфические методы и способы оценки ее состояния, а также решения, касающиеся оптимизации ее будущего развития.

Слайд 6

Экономика библиотечного дела: Объект - объектом изучения библиотечной экономики являются не только ее ресурсная составляющая (финансы, материальная база, фонд документов, кадры), но и производимая на ее основе продукция, а также функциональная и иные организационные структуры, применяемый тип технологий производства и управления, механизмы хозяйствования, нормативно-правовая база. Объектом изучения должно быть не только функционирование библиотечной системы, но и процессы, связанные с ее формированием. Предмет - изучаются не только сами экономические отношения, процесс движения «ценностей», но и факторы, влияющие или предопределяющие характер этого движения.

Слайд 7

Цели: - оценивать возможный вклад библиотечного дела в развитие общества; - помогать, исходя из потребностей общества в библиотечных услугах, в определении минимального объема и оптимального состава ресурсов, требуемых для библиотечной работы; - подсказывать пути более полного, рационального использования этих ресурсов для того, чтобы обеспечить максимально возможный охват населения библиотечным обслуживанием и более высокое его качество.

Слайд 8

Экономические законы существуют объективно, независимо от сознания субъектов экономической деятельности. Они определяют связи и взаимосвязи экономических явлений в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, выражают качественные и количественные стороны этих явлений и процессов, служат их внутренней мерой. ОБЩИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

Слайд 9

-закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил; -закон повышающейся производительности общественного труда, - закон экономии времени Общие экономические законы Специфические экономические законы - закон социального накопления; - закон стоимости; - закон возвышения потребностей

Слайд 10

Категории – воздействие теории на практику Важнейшей является категория «эффективность», причем в библиотечной экономике она применяется в понимании как социальной, так и экономической эффективности. Экономические нормативы – это сравнение результатов с затратами библиотечного производства. Этические нормативы описывают систему общих ценностей, правила этики, которых должны придерживаться библиотечные специалисты при организации платного и бесплатного обслуживания читателей .

Слайд 11

рентабельность – комплексно отражает степень использования трудовых, материальных и денежных ресурсов, а также эффективность применения авансированных средств и технологий; себестоимость – денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости; стоимость добавленная – прирост стоимости, которая создается в конкретном процессе производства товаров, работ и услуг; стоимость потребительская – полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность; цена – денежное выражение стоимости товара экономическая категория

Слайд 12

Слайд 13

Параметры хозрасчета: стоимостный анализ библиотечных процессов и операций; анализ косвенных расходов, затрачиваемых на библиотечное производство; создание управленческой информации; отчетность.

Слайд 14

Библиотека: своеобразная модель общества, поскольку ее деятельность направлена на создание условий для социального самоутверждения личности и различных групп в системе всех видов отношений: экономических, политических, правовых, а также отношений, возникающих в процессе культурной деятельности населения .

Слайд 15

Библиотека – сложная социальная система, обеспечивающая совместную деятельность людей для достижения общей цели... Ее аспекты: социальные (персонал, потребители, институты); культурные (культурные ценности, нормы, образцы, практики); экономические (материальные товары/услуги, формирование добавленной стоимости, использование ресурсов (материальные, финансовые, трудовые и пр.)); политические (правовое регулирование, идеология, государственная политика, институты влияния и воздействия); технологические (технологии, материально-техническое обеспечение, оборудование и пр.)...

Слайд 16

Цифровая экономика - 1 из первых нацпроектов! — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

от 13 марта 2019 г., - в рамках реализации Национального проекта «Культура» от 13 марта 2019 г.

Слайд 20

Концепция модернизации муниципальных библиотек РФ на основе модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки в рамках реализации Национального проекта «Культура» Общедоступные муниципальные библиотеки как социальный институт: 1) гарантируют права граждан на свободный доступ к информации, культурным ценностям и образовательным ресурсам; 2) обеспечивают свободу выбора способов получения знаний, сохраняя и развивая традиционные (отличные от цифровых) формы получения информации; 3) реализуют приоритет и защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий; 4) осуществляют адаптацию всех категорий населения страны к условиям цифровой экономики путем всесторонней поддержки процесса непрерывного самообразования; 5) поддерживают общественные инициативы, направленные на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала граждан и повышение качества жизни населения России.

Слайд 21

Модернизация общедоступных библиотек – реализация национальных интересов развитие человеческого потенциала; обеспечение безопасности граждан и государства; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения; увеличение к 2024 году на 15% числа посещений организаций культуры; увеличение к 2024 году числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз.

Слайд 22

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ Системное мышление Клиентоориентированность Межотраслевая коммуникация Мультиязычность и мультикультурность Управление проектами Работа с людьми Программирование/ Робототехника/Искусственный интеллект Работа в условиях неопределенности Навыки художественного творчества

Слайд 23

Приоритеты развития муниципальных библиотек инициирование, организация и поддержка реализации общественных инициатив, направленных на повышение качества жизни граждан России; повышение интереса к чтению, получению новых сведений и знаний, ознакомлению с лучшими образцами и достижениями российской и мировой культуры и науки; обеспечение адаптации всех категорий населения страны к условиям цифровой экономики; раскрытие гражданского, творческого и интеллектуального потенциала граждан и его включение в решение актуальных задач сообществ; поддержка процесса непрерывного самообразования и просвещения граждан.

Слайд 24

Приоритетные направления развития 1. Информатизация библиотеки и создание собственных информационных ресурсов («библиотека нового поколения – часть цифровой экономики»): переход на качественно новый уровень использования ИКТ, рассмотрение библиотеки как единой, открытой и доступной информационно-образовательной системы.

Слайд 25

Приоритетные направления развития 2. Совершенствование системы обслуживания читателей и модернизация библиотечной среды: создание благоприятной среды для получения новых знаний, формирования у населения потребностей в чтении, реализации возможностей культурного и профессионального роста, межличностного взаимодействия и интеллектуально-творческого диалога, совершенствование форм привлечения читателей (интерактивная работа, выставочная деятельность, культурно-массовые мероприятия библиотеки).

Слайд 26

Приоритетные направления развития 3. Комплексное развитие, формирование, использование и обеспечение безопасности фонда: качественное увеличение видового разнообразия и тематического репертуара фонда ЧОУНБ, контроля его сохранности. 4. Формирование культурно-исторического сознания местного сообщества, прежде всего в процессе краеведческой деятельности: сохранение и актуализация документного достояния Челябинской области, обеспечение доступа к краеведческой информации.

Слайд 27

Приоритетные направления развития 5. Формирование библиотечного методико-консультационного кластера (центра) как механизма стимулирования научной и методической работы структурных подразделений и корпоративного взаимодействия ЧОУНБ с муниципальными библиотеками региона , с региональными и федеральными библиотеками России: эффективность процессов межведомственного взаимодействия учреждений культуры и образования Южного Урала. 6 . Сохранение кадрового ресурса ЧОУНБ, формирование системы привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов : постоянная актуализация знаний и регулярное повышение компетенции библиотечных специалистов.

Слайд 28

Приоритетные направления развития 7. Укрепление материально-технической базы и модернизация библиотечной среды : зонирование пространства библиотеки (зоны для общения, групповой и индивидуальной работы, для проведения массовых мероприятий); современный дизайн помещений библиотеки; организация рабочих мест читателей и персонала в соответствии с требованиями эргономики.

Слайд 29

Приоритетные направления развития 7. Укрепление материально-технической базы и модернизация библиотечной среды : зонирование пространства библиотеки (зоны для общения, групповой и индивидуальной работы, для проведения массовых мероприятий); современный дизайн помещений библиотеки; организация рабочих мест читателей и персонала в соответствии с требованиями эргономики.

Слайд 30

Микроэкономика библиотечного дела- совокупность средств и методов, с помощью которых происходит выработка путей наиболее оптимального использования ресурсного потенциала библиотеки для достижения максимального удовлетворения потребностей в соответствующих услугах и продукции, т. е. так называемого экономического баланса библиотечного обслуживания: пропорциональности между видами предоставляемых услуг/продукции, ресурсными затратами и конечным результатом.

Слайд 31

Микроэкономика библиотечного дела для кого? что производить/ предоставлять? как? Микроэкоономика библиотечного дела БИБЛИОТЕКА ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ГОСУДАРСТВО ОБЩЕСТВО

Слайд 32

Дополнительные источники дохода Предоставление части помещений в аренду под коворкинг или мероприятия Спонсоры Гранты, конкурсы Краудфандинг Организация выставок и продажа товаров Инкубаторы проектов Сдача авторизованных экзаменов Автоматы по печати книг из электронных носителей Сеть постаматов или точек самовывоза Эндаумент-фонды и т.д.