Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Начальник должен работать так, чтобы подчиненным было стыдно работать плохо»
Слайд 2
Кафедра Менеджмента в Энергетике и Промышленности Наши контакты: Адрес: 111250, Россия, г. Москва, Красноказарменная улица, дом 17, ауд. К-518, К-516, К-514. тел.: 8(495)362-78-82, 8(495)362-77-06 e-mail: mit info mail . ru ;
Слайд 3
Лекция 1
Сущность и основные понятия менеджмента Изучаемые вопросы: Понятие менеджмента; Подходы к менеджменту; Виды менеджмента; Десять заповедей менеджмента.
Слайд 4
Понятие менеджмента Менеджмент можно рассматривать с трех точек зрения: как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую основу (теории, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук; как практику, поскольку представляет собой совокупность процедур и видов управленческой деятельности, выполняемых в определённой последовательности и известных задолго до теоретических изысканий; как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требует высокой степени умения, мастерства.
Слайд 5
Понятие менеджмента Слово «менеджмент» имеет английское происхождение и в переводе на русский язык означает управлять, руководить. Менеджмент Управление.
Слайд 6
Понятие менеджмента В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления. В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами. В «Современный экономический словарь» менеджмент определяется как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственными персоналом с использованием достижений науки управления.
Слайд 7
Понятие менеджмента В других источниках менеджмент определяется как: - хозяйственное управление организацией в условиях рынка; - вид профессиональной деятельности по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора; - система научных знаний, составляющих теоретическую базу практического опыта в области управления и имеющих междисциплинарный характер; - профессиональный состав управляющих — менеджеров, входящих в административный аппарат предприятия; - руководство предприятия, фирмы, руководящий орган и др.
Слайд 8
Понятие менеджмента Система менеджмента – множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей
Слайд 10
Подходы к менеджменту Три главных подхода к менеджменту - классический, бихевиористический и с позиции "науки управления".
Слайд 11
Подходы к менеджменту Классическая интерпретация практики и теории менеджмента с функциональных позиций , основанная на следующих двух аксиомах: основу менеджмента составляет процесс, одинаковый для всех организаций, т.е. имеющий универсальный характер; процесс менеджмента складывается из ряда действий, т.е. основных функций управления, выделенных в результате специализации труда, которые в совокупности составляют единое целое.
Слайд 12
Подходы к менеджменту Представители бихевиористической науки рассматривают менеджмент как процесс взаимодействия людей . Они полагают, что его задачи сводятся к изучению межличностных отношений.
Слайд 13
Подходы к менеджменту Группа математиков, в основном представители "науки управления" (management science), тесно связанной с такой научной дисциплиной, как исследование операций (операционный анализ), рассматривают менеджмент как систему математических формул или моделей .
Слайд 14
Подходы к менеджменту Ряд ученых склонны рассматривать менеджмент через призму процесса принятия решений , считая его основой теории менеджмента. Принятие решений - важная составляющая менеджмента, необходимая при преобразовании исходных элементов в результаты деятельности. Это действие связано со всеми функциями менеджмента, но не исчерпывает их. Оно является лишь частью менеджмента. В функции менеджмента помимо принятия решений входит воздействие принимающих решений на тех, кто их реализует.
Слайд 15
Подходы к менеджменту С развитием кибернетики стало формироваться понимание менеджмента как информационного процесса . Посредством информационных процессов реализуются все функции менеджмента. Поэтому каждая организация создает информационную систему. Однако, несмотря на значимость информационного процесса, отождествлять с ним менеджмент нельзя. Это - один из важных аспектов менеджмента и условие его реализации.
Слайд 16
Виды менеджмента Один из подходов к классификации состоит в выделении следующих видов менеджмента: стратегический менеджмент; тактический менеджмент; оперативный менеджмент.
Слайд 17
Виды менеджмента Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Его задачами являются: выбор миссии и формирование стратегических (перспективных) целей, обеспечивающих устойчивое развитие компании ее лидерство на рынке, в отрасли, стране или мире; адаптация к изменениям, происходящим во внешнем окружении компании; постоянная ориентация компании на удовлетворение потребностей клиентов, потребителей, покупателей.
Слайд 18
Виды менеджмента Тактический менеджмент обеспечивает достижение стратегических целей путем постановки и реализации тактических планов компании. Тактический менеджмент реализуется на уровне руководства среднего звена. Он управляет процессами в таких сферах деятельности организации, как маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, управление финансами и кадрами и т.п.
Слайд 19
Виды менеджмента Оперативный менеджмент управляет реализацией оперативных планов. Действия осуществляются путем распределения задач и ресурсов, а также внесением необходимых корректировок в ход выполнения текущих заданий. Задачей оперативного менеджмента является принятие решений, способных быстро и вовремя корректировать производственные и другие процессы компании.
Слайд 20
Виды менеджмента В зависимости от функциональной принадлежности выделяют такие виды менеджмента, как: Маркетинг-менеджмент. Изучает финансовые рынки, создаёт новые каналы сбыта, формирует ценовую политику.
Слайд 21
Виды менеджмента Финансовый менеджмент – это выработка целей и задач управления финансами организации, планирование финансовой деятельности организации, разработка методов для эффективного управления финансовыми ресурсами организации.
Слайд 22
Виды менеджмента Государственный менеджмент – это использование науки и искусства менеджмента на государственной службе.
Слайд 23
Виды менеджмента Логистический менеджмент - это процесс администрирования логистической системы, т.е. выполнение основных управленческих функций (преимущественно с применением информационно – компьютерных технологий) для достижения целей логистической системы.
Слайд 24
Виды менеджмента Менеджмент персонала – это качественное планирование использования трудовых ресурсов, их подбор, расстановка, обучение. Сюда же относится разработка системы мотивации и стимулирования персонала организации.
Слайд 25
Виды менеджмента Менеджмент качества — управление процессами планирования, обеспечения и контроля качества продукции и услуг организации с целью улучшения качества продукции и услуг, производимых конкретным предприятием.
Слайд 26
Виды менеджмента Производственный менеджмент позволяет контролировать производственные процессы организации, осуществлять основную деятельность предприятия с помощью координации действий и процессов.
Слайд 27
Виды менеджмента Инновационный менеджмент – организует работу с нововведениями, координирует использование научных открытий. Это управление подразумевает творческое настроение в коллективе, особый настрой работающего персонала, готового к постоянному экспериментированию и освоению новых технологий.
Слайд 28
Виды менеджмента Инвестиционный менеджмент – это работа по управлению инвестициями, рациональное вложение капитала для получения прибыли в дальнейшем.
Слайд 29
Виды менеджмента Эккаутинг-менеджмент – это управление, основанное на тщательном сборе информации, её обработки и анализе, с дальнейшим сравнением показателей других организаций со схожим видом деятельности.
Слайд 30
Виды менеджмента Антикризисный менеджмент – это управление процессами, сопутствующими процедуре банкротства организации. Например, управление в течение действия конкурсного производства или при заключении мирного соглашения.
Слайд 31
Виды менеджмента Проектный менеджмент - такое управление, в котором непрерывный процесс как бы разбивается на отдельные конечные проекты, имеющие начало и конец. За каждым проектом закрепляется проектный менеджер, несущий ответственность за этот «кусок работы».
Слайд 32
Десять заповедей менеджмента
1. Думай, прежде чем действовать: деньги не твои. 2. Хорошее управление есть следствие хорошей идеи. 3. Менеджер не доказывает собственной неправоты. 4. Доход должен превышать расход. 5. Возможности менеджмента всегда ниже требуемых. 6. Менеджер либо может выполнять свою работу, либо не может. 7. Не предпринимай действий, которые требуют сложных расчетов. 8. Если цель ложна, то и путь к ней ложен. 9. Если ты пытаешься сделать невозможное, то тебе не миновать провала. 10. Самый легкий способ делать деньги — перестать их терять.
Слайд 33
Лекция 2
Менеджер, его основные функции и роли
Изучаемые вопросы: Сущность менеджера; Роли менеджера; Требования, предъявляемые к менеджеру; Структура деятельности менеджера и ее характеристики.
Слайд 34
Сущность менеджера Понятие "менеджер" в современном понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Слайд 35
Сущность менеджера Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.
Слайд 36
Сущность менеджера Суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых выделяют следующие: - Стратегическая; - Инновационная; - Административная; - Коммуникационная; - Социальная.
Слайд 37
Сущность менеджера Стратегическая заключается в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании. Инновационная , тесно связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель создает условия для организационных преобразований, направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, консультирует подчиненных.
Слайд 38
Сущность менеджера Административная , объединяющая целый ряд подфункций: контрольную (оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки); организационную (распределение полномочий, задач, ресурсов и проч.); направляющую (постановка задач, координация работы исполнителей); кадровую (подбор, расстановка, развитие персонала); стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и наказание).
Слайд 39
Сущность менеджера Коммуникационная , сводящаяся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, разрешению конфликтов, представительству. Социальная , выполняя которую руководитель поддерживает в организации благоприятный морально-психологический климат, формирует нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту.
Слайд 40
Роли менеджера Генри Минцберг включают роли руководителя: межличностные; информационные; связанные с принятием решения.
Слайд 41
Роли менеджера Межличностные роли. Менеджеру приходится их выполнять с целью обеспечения взаимодействия управленческого состава с персоналом, а также с представителями внешних организаций. Межличностные роли включают: роль главного руководителя; роль лидера; роль связующего звена.
Слайд 42
Роли менеджера Главный руководитель – в этой роли менеджер выполняет обязанности социального и правового характера (ходатайства, участие в церемониалах, социальная защита персонала и т. д.). Лидер – менеджер выполняет все управляющие действия: активизация деятельности, работы персонала; стимулирование, мотивация; работа с кадрами, связанная с необходимостью возглавить какое-то направление деятельности. Связующее звено – менеджер обеспечивает работу, предусматривающую налаживание и поддержание контактов как вне, так и внутри организации (переписка, участие в совещаниях).
Слайд 43
Роли менеджера Информационные роли обусловлены тем, что менеджер является информационным центром, в который стекается вся информация в связи с занимаемым им положением. Он оценивает эту информацию и распределяет ее как внутри, так и вне организации. Информационные роли включают: роль приемника информации; роль распространителя информации; роль представителя.
Слайд 44
Роли менеджера Приемник информации – менеджер выполняет работу по поиску и получению, а также по обработке информации, которая осуществляется через средства коммуникации (почта, поездки, командировки, различные издания). Распространитель информации – все полученные данные менеджер должен проанализировать и целенаправленно передать сотрудникам фирмы, используя средства коммуникации (беседа, почта и т. д.). Представитель – менеджер участвует в заседаниях, передает информацию, необходимую для осуществления внешних контактов; он является экспертом по определенным, конкретным вопросам (вопросам данной отрасли).
Слайд 45
Роли менеджера Роли, связанные с принятием решения, – это совокупность всех видов решений, связанных с ресурсами, которыми обладает предприятие, а также решений на уровне внешних переговоров. Роли, связанные с принятием решения, включают: Ведущий переговоры; Устраняющий нарушения; Распределитель ресурсов; Предприниматель.
Слайд 46
Роли менеджера 1 - Ведущий переговоры – менеджер выполняет представительскую функцию на всех значительных переговорах (он имеет при этом полные права, наделен полномочиями и ответственностью), где необходим высокий уровень дипломатичности. 2 - Устраняющий нарушения – менеджер корректирует действия, когда возникают негативные ситуации в различных сферах управления (финансовой, межличностной, производственной и т. д.). 3- Распределитель ресурсов – менеджер принимает самые важные решения по всем видам ресурсов, составляет различные графики, выполняет всевозможные действия, связанные с состоянием и выполнением бюджетов, распределением финансов. 4 - Предприниматель – менеджер изыскивает все возможные варианты реализации новых идей внутри и вне организации, совершенствует методы воздействия на персонал, дает взвешенную оценку стратегической политике предприятия.
Слайд 47
Требования, предъявляемые к менеджеру К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования: - Общие; - Специальные.
Слайд 48
Требования, предъявляемые к менеджеру Общие требования : ответственность за принимаемые решения; аналитические способности, связанные со спецификой области; психоаналитические способности; организаторские способности; способность к оптимизации; коммуникабельность и т. д.
Слайд 49
Требования, предъявляемые к менеджеру В аналитико-исследовательской деятельности : оценка перспективности идей; анализ хода работ и учет собственных ошибок; выявление и оценка внешних и внутренних факторов воздействия; выработка различных вариантов решений (многовариантность); разработка стратегической и тактической деятельности.
Слайд 50
Требования, предъявляемые к менеджеру В коммерческо-экономической деятельности : оценка экономических последствий принимаемых решений; выработка новых коммерческих идей получения прибыли; знание предпосылок банкротства; оценка финансового состояния предприятия.
Слайд 51
Требования, предъявляемые к менеджеру В социально-психологической деятельности: умение вызывать обоснованное доверие со стороны подчиненных; мотивация труда и воспитание подчиненных; принципиальность и убежденность; ответственность за принятие решений; оценка своих действий с точки зрения этики и морали;
Слайд 52
Требования, предъявляемые к менеджеру В организационно-управленческой деятельности: выделение и решение первоочередных задач; нахождение нестандартного решения в условиях неопределенности; способность ориентироваться в сложной ситуации; распределение заданий и определение ответственности среди исполнителей;
Слайд 53
Требования, предъявляемые к менеджеру В Японии важнейшими требования ми считают: профессионализм; компетентность; высшая ответственность и достоинство; способность к риску; чувство нового (предпринимательские способности); высокая работоспособность; чувствительность (восприятие настроений персонала и оценка ситуации, профессиональная интуиция). В США основное внимание сосредотачивают на: умении владеть собой; четких ценностях; наличии личной цели; постоянной потребности в саморазвитии; навыках (опыте) решения проблем; творческом подходе; умении влиять на окружающих; умении мотивировать работу (понимать особенности труда, исполнителей); способности распределять работу и оценивать ее качество;
Слайд 54
Требования, предъявляемые к менеджеру В Польше от менеджера требуют: умение организовать групповую работу; энергичность; воля; рассудительность; высокие нравственные качества; ответственность... К Французским менеджерам предъявляется следующая структура требований: внешние данные – 1%; авторитет – 4%; техническая компетентность -8%; жизненный опыт – 10%; неординарность – 36%; «дар божий» – 41 % (деловое общение, умение ладить с людьми и т. д.).
Слайд 55
Структура деятельности менеджера и ее характеристики
Слайд 56
Структура деятельности менеджера и ее характеристики Виды деятельности: исследовательская – например, исследование рынка, межличностных отношений; проектная – например, проектирование организационных структур; аналитическая – анализ фактического состояния и результатов работы предприятия; диагностическая – выявление негативных причин, «болезней предприятия».
Слайд 57
Структура деятельности менеджера и ее характеристики Формы работ: методическая – разработка методик и инструкций, необходимых подчиненным для выполнения задач; консультационная – менеджер достигает высот, становится экспертом в своей области и становится способным консультировать; руководящая – умение ставить цели перед персоналом и вести к их исполнению; воспитательная (педагогическая) – благотворное воздействие на подчиненных, формирование чувства приверженности фирме, нравственно-этическое воспитание (корпоративная культура).
Слайд 58
Лекция 3
Инженер, его основные задачи и виды деятельности. Менеджмент качества.
Изучаемые вопросы: Сущность инженера; Виды инженерной деятельности; Понятие качества продукции; Менеджмент качества.
Слайд 59
Сущность инженера Слово «инженер» происходит от латинского ingenium, что буквально означает остроумное изобретение.
Слайд 60
Сущность инженера Инженер XXI в. ответственен за полный жизненный цикл изделия – от идеи до утилизации технического объекта. Полный жизненный цикл изделия включает следующие этапы: 1. Маркетинг, поиск и изучение рынка. 2. Проектирование и конструирование изделий. 3. Материально-техническое обеспечение. 4. Технологическая подготовка производства. 5. Производство, контроль и проведение испытаний. 6. Упаковка и хранение продукции. 7. Реализация и распределение продукции. 8. Монтаж и эксплуатация. 9. Техническая помощь в обслуживании. 10. Утилизация.
Слайд 61
Виды инженерной деятельности В квалификационных требованиях к специалисту с высшим образованием приведены следующие виды инженерной деятельности: производственно-технологическая, проектно-конструкторская, организационно-управленческая, научно-исследовательская, изобретательская.
Слайд 62
Виды инженерной деятельности Особым видом инженерной деятельности является изобретательская. В последние годы в качестве отдельных видов инженерной деятельности стали выделять также инновационную и экспертную.
Слайд 65
Виды инженерной деятельности Изобретательская деятельность заключается в создании новых принципов действия, способов реализации этих принципов или конструкций инженерных объектов или отдельных их компонентов, т.е. создании особого продукта – изобретений, закрепляемых в виде патентов, авторских свидетельств. Изобретения используются в качестве исходного материала при конструировании и изготовлении многих инженерных объектов.
Слайд 66
Виды инженерной деятельности Производственно-технологическая деятельность заключается в организации производства конкретного типа изделий и разработке технологии изготовления определённой конструкции технического объекта.
Слайд 67
Виды инженерной деятельности Проектно-конструкторская деятельность становится необходимой с развитием серийного и массового производства технических изделий и заключается в создании, испытании и обработке опытных образцов различных вариантов будущего инженерного объекта, выборе из них наиболее оптимального, с точки зрение заказчика, и в разработке технической документации – руководства к изготовлению на производстве.
Слайд 68
Виды инженерной деятельности Организационно-управленческая деятельность – организация действий, необходимых при эффективной работе всей системы.
Слайд 69
Виды инженерной деятельности Научно-исследовательская деятельность - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.
Слайд 70
Понятия качества продукции Все многообразие существующих современных трактовок категории «качество» можно объединить в шесть групп: 1. Качество как абсолютная оценка . 2. Качество как свойство продукции . 3. Качество как соответствие назначению . 4. Качество как соответствие стоимости . 5. Качество как соответствие стандартам . 6. Качество как степень удовлетворения запросов потребителей.
Слайд 71
Понятия качества продукции 1. Качество как абсолютная оценка . Качество товара представляет собой абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпромиссного соответствия стандартам. Согласно этому подходу качество нельзя измерить — оно является принадлежностью товара.
Слайд 72
Понятия качества продукции 2. Качество как свойство продукции . В этом значении качество служит производной от какого-либо измеримого количественного параметра продукта. Чем больше параметр, тем выше качество.
Слайд 73
Понятия качества продукции 3. Качество как соответствие назначению . Согласно данной трактовке качество представляет собой способность продукта или услуги выполнять свои функции. Американский ученый Дж. Джуран определял качество изделия или услуги как пригодность для использования.
Слайд 74
Понятия качества продукции 4. Качество как соответствие стоимости . В этом случае качество определяется как соотношение полезности и цены продукта. Дж. Харрингтон определял качество как удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность.
Слайд 75
Понятия качества продукции 5. Качество как соответствие стандартам . В рамках данного производственного подхода качество определяется как соответствие техническим стандартам и условиям, включающим целевые и допустимые значения тех или иных параметров продукции или услуг.
Слайд 76
Понятия качества продукции 6. Качество как степень удовлетворения запросов потребителей. Определение категории «качество» с помощью таких понятий, как ожидания и запросы потребителей, является закономерным подходом.
Слайд 77
Менеджмент качества Менеджмент качества в настоящее время — это не ограниченная рамками производственного процесса узкая специфическая деятельность, а управление всей организацией, всеми аспектами ее жизнедеятельности.
Слайд 78
Менеджмент качества
Слайд 79
Менеджмент качества Термин «менеджмент качества» применяется по отношению к всеобщему менеджменту качества (Total Quality Management —TQM) как наиболее распространенный при раскрытии его положений.
Слайд 80
Менеджмент качества
Слайд 81
Лекция 4
Управление, лидерство, власть
Изучаемые вопросы: Методы и рычаги управления; Лидерство и власть; Стили управления.
Слайд 82
Методы и рычаги управления Метод применительно к управлению означает приём или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель).
Слайд 83
Методы и рычаги управления В зависимости от формы воздействия на персонал методы управления делятся на три группы: организационно-административные; экономические; социально-психологические.
Слайд 84
Методы и рычаги управления
Слайд 85
Методы и рычаги управления Организационно-административные методы управления характерны прямым, непосредственным воздействием на объект управления, носящим директивный, т.е. обязательный характер. Организационно-административные методы управления, состоят из двух подгрупп: к организационным методам относятся нормирование, регламентирование, оргпроектирование; к административным методам относятся приказы, распоряжения, постановления, инструктаж, команды.
Слайд 86
Методы и рычаги управления Цель организационных методов управления – сформулировать правила, обязательные для выполнения и определяющие порядок и содержание организационной деятельности (устав компании, внутрифирменные стандарты, инструкции, положения, правила планирования и учета, нормы расхода ресурсов и т.п.). Целью административных методов управления является обеспечение выполнения персоналом организационных правил и норм в ситуациях несоблюдения требований, установленных в документах организационной подгруппы или при возникновении нештатных ситуаций.
Слайд 87
Методы и рычаги управления Экономические методы управления направлены на обеспечение рационального использования экономических законов в хозяйственной деятельности с учетом экономических последствий управленческой и производственной деятельности. Сюда относятся базовая заработная плата, премии, бонусы, кредиты и т.п.
Слайд 88
Методы и рычаги управления Социально-психологические методы управления представляют собой комплекс способов воздействия на личностные отношения, связи и социальные процессы в трудовых коллективах, через социальные потребности и психологические особенности людей.
Слайд 89
Методы и рычаги управления В группу социально-психологических методов управления входят: социальное планирование (совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня, улучшение условий работы и т.д.); мотивация работников; формирование благоприятного морального климата в коллективе и т.п.
Слайд 90
Лидерство и власть Лидерство — процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели. Власть – право и возможность распоряжаться кем-либо, подчинять своей воле. Руководство людьми основано на влиянии. Под влиянием понимается любое поведение индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными – от просьбы до строжайших угроз.
Слайд 91
Лидерство и власть Согласно классификации Френча и Рэйвена, существует пять основных форм власти руководителя: 1. Власть, основанная на принуждении (власть «кнута»). 2. Власть, основанная на вознаграждении (власть «пряника»), 3. Экспертная власть предусматривает высокую квалификацию, уникальный опыт, специальные глубокие знания и практические навыки. 4. Эталонная (референтная) власть. Харизма – это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. В данном случае имеет место проявление таких потребностей человека, как принадлежность к общности и уважение. 5. Законную власть человек получает из самых разнообразных источников и чаще всего от существующей системы законодательства.
Слайд 92
Стили управления Стиль управления - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным.
Слайд 95
Стили управления Автократический руководитель имеет достаточную власть, чтобы навязывать свою волю исполнителям и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.
Слайд 96
Стили управления Авторитарный стиль руководства характеризуется: большой концентрацией власти в руках руководителя; выключением механизма самоуправления, присваивая себе права всеобщего контроля; высокой степенью регламентации деятельности подчиненных; отстранением подчиненных от процесса выработки решений; моральным давлением на подчиненных; требованием неукоснительного соблюдения собственных распоряжений, и тогда говорят о жестком авторитарном стиле, либо различных инструкций, и тогда говорят о бюрократическом стиле управления.
Слайд 97
Стили управления Демократические руководители при принятии решений ориентируются на обратную связь с персоналом.
Слайд 98
Стили управления Демократический стиль руководства характеризуется: влиянием на потребности высоких уровней; не навязыванием собственной воли руководителя подчиненным; предоставлением подчиненным возможности вырабатывать собственные решения; наличием контроля за деятельность руководителя со стороны подчиненных.
Слайд 99
Стили управления Либеральный стиль управления характеризуется тем, что руководитель активно не участвует в управлении коллективом, который постоянно ожидает указаний сверху и даже требует их.
Слайд 100
Стили управления Либеральный стиль руководства характеризуется: предоставлением подчиненным полной свободы в определении собственных целей деятельности, выборе средств достижения этих целей, осуществлении самоконтроля; минимальным участием руководителя в управлении коллективом; ответственностью руководителя за деятельность подчиненных.
Слайд 101
Стили управления Для классификации стилей руководства Робертом Блейком и Джоном Мутоном в 1964 г. и представляет собой двухмерную классификацию, в которой стили управления оцениваются по девятибалльной шкале по двум показателям: забота о производстве, забота о персонале.
Слайд 102
Стили управления Для классификации стилей руководства Робертом Блейком и Джоном Мутоном в 1964 г. и представляет собой двухмерную классификацию, в которой стили управления оцениваются по девятибалльной шкале по двум показателям: забота о производстве, забота о персонале: 1,1 9,1 1,9 5,5 9,9
Слайд 103
Стили управления 1,1 – нищета управления, когда руководитель проявляет минимальный интерес к производству и подчиненным; занимая позицию стороннего наблюдателя, он не форсирует события, не проявляет инициативы и не ждет этого от подчиненных, начинает проявлять активность только при возникновении угрозы собственному положению;
Слайд 104
Стили управления 9,1 – власть руководителя, когда высокие требования по достижению результатов производственной деятельности сочетаются с низким уровнем заботы о персонале; такой руководитель строг и требователен к подчиненным, принимает единоличные решения, болезненно относится к критике со стороны подчиненных;
Слайд 105
Стили управления 1,9 – организация как «загородный клуб», когда у менеджера минимальный интерес к производственной деятельности сочетается с максимально возможной заботой о подчиненных; такой руководитель основное внимание уделяет поддержанию дружеских отношений между сотрудниками, пусть даже в ущерб потребностям производства, он внимателен к людям, приятен в общении, легко находит поддержку и одобрение подчиненных, но далеко не всегда находит понимание со стороны руководства;
Слайд 106
Стили управления 5,5 – «золотая середина», когда сочетаются равномерная забота о производстве и о людях, причем ни то, ни другое не делается с полной отдачей; такой руководитель ориентируется либо на общепринятые мнения, либо на мнение руководства, поэтому проявляет только одобряемую инициативу, в работе с подчиненными легко сочетает похвалу и критику;
Слайд 107
Стили управления 9,9 – работа командой, когда сочетаются максимально возможная забота о производстве и о людях; такой руководитель стремится заинтересовать сотрудников в достижении целей организации, поощряет их участие в ее делах, что обеспечивает хороший морально-психологический климат и высокую эффективность работы, сам он уверен в себе и всегда стремится к нововведениям.
Слайд 108
Стили управления Помимо названных основных стилей выделяют следующие дополнительные стили руководства: - Патернализм; - Оппортуизм; - Фасадизм.
Слайд 109
Стили управления Патернализм, т. е. создание чувства единой семьи (или стиль 9 9), когда руководитель создает морально-психологический климат организации таким, что подчиненные сами заботятся о себе, о производстве и о руководителе, а сам руководитель – это непогрешимый отец семейства, которого необходимо почитать и невозможно ослушаться;
Слайд 110
Стили управления Оппортунизм, когда своей первостепенной задачей руководитель видит укрепление собственного положения и влияния, используя для этого все доступные ему средства и методы;
Слайд 111
Стили управления Фасадизм, когда действительные желания руководителя обладать властью и использовать других для собственных целей маскируются демонстрируемым стремлением быть своим среди подчиненных, разделяя их нужды и проблемы.
Слайд 112
Стили управления Рекомендации руководителю по совершенствованию стиля руководства: Вырабатывайте ценностные установки и личные цели. Планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития. Регулярно анализируйте достигнутые результаты. Развивайте коммуникативные умения: слушать, читать, говорить, писать. Развивайте наблюдательность, учитесь разбираться в людях. Ежедневно выбирайте время для размышления, записывайте свои мысли. Расширяйте общение с людьми других профессий. Учитесь сосредоточиваться на главном. Будьте решительным, упорным и настойчивым. Постоянно ищите новые возможности, проявляйте инициативу.
Слайд 113
Лекция 5
Профессиональные качества. Этика и имидж управленца. Оценка эффективности деятельности управленца.
Изучаемые вопросы: Профессиональные качества; Этика управленца; Имидж управленца; Оценка эффективности деятельности управленца.
Слайд 114
Профессиональные качества Термин «профессиограмма» происходит от лат. professio — специальность, занятие и греч. gramma — запись.
Слайд 115
Профессиональные качества Социологи дают следующее определение этому термину: «Профессиограмма — это описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику».
Слайд 116
Профессиональные качества Профессионально важные качества (ПВК) - качества человека, необходимые для успешного выполнения данной трудовой деятельности.
Слайд 117
Профессиональные качества Качества, необходимые управленцу компетентность, владение навыками делового общения, ораторская практика, развитые дипломатические навыки, креативное мышление в управленческой деятельности, развитые психомоторные качества, трудовая мотивация, коммуникативные способности, организаторские способности, способности к обучению, лидерские способности,
Слайд 118
Профессиональные качества умение анализировать и прогнозировать, профессиональная интуиция, высокая эмоционально-волевая устойчивость, готовность к разумному риску, решительность, обязательность, терпеливость, способность к самооценке собственной деятельности, изобретательность и способности к инновациям.
Слайд 119
Профессиональные качества Что важно в практике Управления? компетентность (1-й ранг), коммуникативные способности (2-й ранг), организаторские способности (3-й ранг), умение анализировать и прогнозировать (4-й ранг), лидерские способности (5-й ранг), владение навыками делового общения (6-й ранг). готовность к разумному риску (18-й ранг), терпеливость (17-й ранг), ораторская практика (16-й ранг), трудовая мотивация (15-й ранг), развитые дипломатические навыки (14-й ранг), высокая эмоционально-волевая устойчивость (13-й ранг).
Слайд 120
Этика управленца Профессиональная этика представляет собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии.
Слайд 121
Этика управленца Предметной областью изучения профессиональной этики являются: - профессиональная мораль как совокупность идеалов и ценностей профессии; - этические принципы, нормы поведения, кодексы, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми и отражающие сущность профессии; - качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга; - нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности; - цели и методы профессионального обучения и воспитания.
Слайд 122
Этика управленца Этика управленца – это система норм нравственного и морального поведения или кодекс поведения, которыми следует руководствоваться менеджеру, принимающему решения в различных профессиональных аспектах деятельности
Слайд 123
Этика управленца Три категории этического поведения: 1. Персональная этика 2. Профессиональная этика; 3. Всемирная этика.
Слайд 124
Этика управленца
Слайд 125
Этика управленца Принципы этики, которые следует учитывать: Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе». Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено. Четвертый принцип: принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Пятый принцип: принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Слайд 126
Этика управленца Шестой принцип: этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах. Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики. Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях. Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Десятый принцип: никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора. Одиннадцатый принцип: постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
Слайд 127
Этика управленца Двенадцатый принцип: при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать. Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п. Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт - благоприятная почва для этических нарушений. Пятнадцатый принцип: свобода, не ограничивающая свободы других. Обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями. Шестнадцатый принцип: работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег. Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.
Слайд 128
Имидж управленца Имидж управленца - это его образ, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках данного менеджера, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда других руководителей.
Слайд 129
Имидж управленца «Имидж» - английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотип, эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо.
Слайд 130
Имидж управленца Схема поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа следующая: 1. привлечение внимания; 2. пробуждение интереса; 3. создание потребности; 4. спровоцированное действие.
Слайд 131
Имидж управленца Менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим, следует: выполнять обещания в срок; если не смог выполнить - не оправдываться, а определить новый срок и сдержать слово, пусть с опозданием; быть внимательным и объективным к «бесполезным» предложениям; отклонять ненужные предложения, но тактично и вежливо; быть уверенным в себе, но избегать самоуверенности; не перекладывать ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от Вас соответствующего задания или рекомендации; воспитывать подчиненных ненавязчиво, но верно, поощрять их плодотворный труд и инициативу; никогда не забывать, что Ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, есть и другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;
Слайд 132
Имидж управленца не оставлять без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха; руководствоваться в работе тремя «не»: не раздражаться, не терять терпения, не распыляться; высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным - задержать начало работы из-за своего опоздания или неподготовленности мероприятия; быть терпимым к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают бизнесу; помнить, что человека можно оскорбить не только словом; поза, жесты, мимика часто не менее выразительны; быть справедливым к деловым качествам человека, особенно если Ваши отношения с ним оставляют желать лучшего; не страшиться талантливых подчиненных; предоставлять сотрудникам максимум свободы для достижения целей организации; хвалить на людях, порицать с глазу на глаз; помнить, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение; последнее никогда не забывается и не прощается; уметь слушать, иметь бесконечное терпение.
Слайд 133
Оценка эффективности управления Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Эффективность - результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность Эффект/Затраты
Слайд 134
Оценка эффективности управления Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих: экономический эффект; социально-экономический эффект; социальный эффект.
Слайд 135
Оценка эффективности управления Экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях.
Слайд 136
Оценка эффективности управления Социально-экономический эффект - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний.
Слайд 137
Оценка эффективности управления Социальный эффект - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.
Слайд 138
Оценка эффективности управления Примеры показателей эффективности управления выглядят следующим образом: уровень затрат труда рабочих, занятых в производственном процессе; рациональность расходования материальных ресурсов; минимальные затраты финансовых ресурсов; показатели, характеризующие использование и износ основных производственных фондов; размер себестоимости продукции (должен быть сведен к минимуму); показатель рентабельности производства; техническая оснащенность производственных цехов (соответствие современным достижениям технического прогресса); напряженность труда работников, которая определяется условиями труда и организационной структурой; соблюдение нормы затрат при полноценном соблюдении всех контрактных обязательств; стабильность численности и состава персонала; соблюдение экологических норм при прежнем уровне затрат.
Слайд 139
Лекция 6
Миссия, цели организации. Функции управления
Изучаемые вопросы: Миссия организации; Цели организации; Функции управления.
Слайд 140
Миссия организации Миссия организации - это ее предназначение.
Слайд 141
Миссия организации Значение определения миссии организации состоит в следующем: 1. миссия представляет собой базисную точку опоры для всех плановых решений организации, для ее целей и задач; 2. миссия создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые и ясные цели; 3. миссия помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении и объединяет их усилия; 4. миссия вызывает понимание и поддержку всех внешних участников организации.
Слайд 142
Миссия организации Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает: предлагаемые продукты и услуги; место и роль в системе рыночных отношений; цели организации (выживание, рост, доходность); технологию (инновации); философию (базовые взгляды, ценности, мотивации); внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности); внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).
Слайд 143
Цели организации Постановка цели – обозначение желаемого результата, который должен быть получен после осуществления действий управления.
Слайд 144
Цели организации Цель – желаемый результат деятельности организации, в будущем достигаемый за определенный отрезок времени.
Слайд 145
Цели организации Для существенного влияния целей на деятельность организации необходимо предпринимать следующие действия. 1. Определить сферу деятельности, в которой наметилась тенденция роста. При этом лучше учесть мнение непосредственно занятых в этом производстве. 2. Проанализировать выполнение ранее поставленных целей и выявить те из них, которые не привели к росту производительности. 3. С целью устранения неопределенности в работе подчиненных, необходимо привлекать их к разработке целей и вести разъяснительную работу среди участников. 4. В случае ухудшения мотивации труда, постановка цели выступает как самомотивация и повышает интерес к работе. 5. Особое внимание должно быть уделено возможности использования постановки целей для накопления знаний на уровне индивидуума и организации в целом. Наличие целей позволяет служащему приобрести необходимые знания для ее достижения и в полной мере ощутить свою роль в общем деле. 6. Постановка целей позволяет координировать работу всех участников, как руководителем, так и исполнителями.
Слайд 146
Цели организации Критерии классификации целей: Период установления: Стратегические (выход на новый рынок) Тактические (сокращение уровня текучести кадров) Оперативные (разрешение конфликтов сотрудников)
Слайд 147
Цели организации Содержание: Экономические (получение прибыли) Организационные (организация процесса производства) Научные (получение и реализация знаний) Социальные (разрешение конфликтов сотрудников) Технические (совершенствование способов передачи информации) Политические
Слайд 148
Цели организации Структура Маркетинговые (увеличение доли рынка) Инновационные (внедрение нового продукта) Кадровые (повышение квалификации персонала) Производственные (увеличение объема производства) Финансовые (разрешение проблем финансирования, получение прибыли) Административные (совершенствование методов принятия решений)
Слайд 149
Цели организации Среда: Внутренние (обучение персонала) Внешние (выход на новый рынок)
Слайд 150
Цели организации Приоритетность: Особо приоритетные (повышение конкурентоспособности) Приоритетные (изучение потребительского спроса) Прочие
Слайд 151
Цели организации Измеримость: Количественные (рост объема продаж) Качественные (повышение квалификации персонала)
Слайд 152
Цели организации Повторяемость: Постоянные (совершенствование системы управления) Часто повторяющиеся (совершенствование способов передачи информации) Разовые
Слайд 153
Цели организации Иерархия: Цели организации (способствовать развитию организации) Цели подразделений (отдел маркетинга: исследование потребительского спроса)
Слайд 154
Цели организации Стадии жизненного цикла: Проектирование и создание объекта (основная цель - выжить) Рост (формирование четкой структуры) Зрелость (повышение квалификации персонала) Спад (удержание рынков)
Слайд 155
Функции организации Функция – это обособленный однородный устойчивый вид деятельности.
Слайд 156
Функции организации Функции можно классифицировать по разным признакам: Общие функции управления – планирование, организация, мотивация, координация, контроль . Специфические функции управления - НИОКР, снабжение, финансы, сбыт, маркетинг, управление персоналом, управление знаниями и т.д.
Слайд 157
Функции организации
Слайд 158
Функции организации
Слайд 159
Функции организации Планирование – функция процесса управления, по которой исходя из миссии и целей организации, определяются показатели развития и функционирования предприятия.
Слайд 160
Функции организации Планирование классифицируется: по длительности действия стратегическое (5лет и более); тактическое (квартал, пол года, год); оперативное (сутки); по качеству: удовлетворительное; оптимальное; абсолютно гарантированное; по специфическим функциям (планирование снабжения, планирование производства и т.д.).
Слайд 161
Функции организации Организация – функция управления, задачей которой является формирование структуры предприятия или подразделения, или группы людей и обеспечение всем необходимым для выполнения намеченного плана.
Слайд 162
Функции организации Решает вопросы: каким образом структурировать работу организации или подразделения; обеспечение ресурсами (трудовыми, материальными, информацией) всех видов запланированных работ; определение требований к квалификации персонала и объемов работ; укрупнение выполняемых работ в год, которые закрепляются за отдельными подразделениями; определение организационной структуры управления; составление сетевого графика работ и осуществление диспетчеризации работ.
Слайд 163
Функции организации Мотивация – функция управления, задачей которой является повышение активности персонала для выполнения целей организации. Как функция управления, мотивация - это процесс стимулирования сотрудников к более качественному и эффективному выполнению поставленных задач
Слайд 164
Функции организации Классификация видов мотивации : 1. по способу вознаграждения: материальный; трудовой; статусный. 2. по форме стимулирования: индивидуальная; групповая.
Слайд 165
Функции организации Контроль – это функция управления, задачей которой является оценка и учет результатов работы организации. Главным инструментом контроля является наблюдение, проверка, анализ и учет всех сторон деятельности организации. Контроль является элементом обратной связи , т.е. результаты контроля непременно сравниваются с планируемыми показателями и используются для корректировки плана. Результат контроля – фактические показатели .
Слайд 166
Функции организации Координация – центральная функция управления, обеспечивающая непрерывность и бесперебойность управления. Главной задачей координации является достижение согласованной работы всех звеньев организация путем установления связей между этими звеньями.
Слайд 167
Функции организации
Слайд 168
Функции организации