Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема: ОБОБЩЕНИЕ И
систематизации ЗНАНИЙ Никонова Елена Вячеславовна
Слайд 2
Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 3
Рекомендуемые методы работы частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.
Слайд 4
Ход урока. 1. Самораспределение к деятельности (1-2 мин.) Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» «могу» «надо» словесное приветствие, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.
Слайд 5
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем. Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр, «дерево познаний», пресс-конференция, проблемный ряд.
Слайд 6
Пресс-конференция
Учащиеся задают вопросы друг другу по очереди (выбирая ученика); вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. 1-й ученик называет объект и его признак ; 2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак ; 3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Слайд 7
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.)
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий
Ассоциативный ряд. Разные виды мини-опросов. Лови ошибку. Тестирование. Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Дидактические игры. Цепочка признаков(умение составлять внутренний план действий) «Я беру тебя с собой» «Согласен – не согласен» ( прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока) Закодированное слово (умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию).
Слайд 8
Лови ошибку!
Цель этого приема – добиться понимания ошибкоопасного места, а не механического запоминания правильного ответа. ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос снежный ком ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что вы не правы.
Слайд 9
прием «с затруднением»
сущность приема: противоречие между необходимость и невозможность выполнить требования учителя. Урок: математика 5 класс. Цель: ввести арифметическое действие – умножение. Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых. «В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?» 2 2 2 2 8 (ч) «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?» – Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче? – А почему, в чем затруднение? – Получается слишком длинная запись. – Значит, что нам надо сегодня открыть?
Слайд 10
3. Постановка учебной задачи (2-3 мин.)
Цель: направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.
различные виды деловых игр на уроке, «дерево познаний», пресс-конференция, проблемный ряд.
Слайд 11
4. Построение проекта выхода из затруднения(10-11 мин.)
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности Приемы (проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов) работа с текстом: составление тезисов, составление опорных конспектов, составление вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц.
Слайд 12
Пример «З-Х-У»
знаю Хочу знать узнал Что знаю по данной теме Что хочу уточнить, узнать Что узнал
Слайд 13
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (4-5 мин.) Цель: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике ( комментированием, проговариванием во внешней речи) На данном этапе детям предлагаются примеры на изученную тему (составление алгоритма действий, для выполнения задания): например, предложить задачу, для решения которой нужно несколько изменить изученное правило, Например, решить «от обратного». На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.
Слайд 14
Пример: алгоритм нахождения НОД
Найти все делители чисел Найти общие делители чисел Найти среди них наибольший
Слайд 15
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Цель : обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы. Построение алгоритмов. Работа по карточкам. Исследования или мини-проекты. «Лови ошибку». «Щадящий опрос». Весь класс выполняет самостоятельную работу проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.
Слайд 16
7. Самоконтроль и самооценка .
Цель: самостоятельно оценить свои знания и умения в парах; мини-группах; приём Рейтинг .
Слайд 17
Приём Рейтинг
Формирует: умение объективно и регулярно оценивать свой труд. Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Рейтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера. Пример . Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
Слайд 18
8. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)
Эпиграф : « тогда суди сам себя, - сказал король,- это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения , границ применения нового знания.
Приём «З-Х-У» (в форме таблицы) «светофор», дерево (лесенка) успеха . «Плюс-минус-интересно». "Телеграмма" (смс) – очень краткая запись. Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты: сегодня я узнал... было трудно я понял, что я научился я смог было интересно узнать, что меня удивило мне захотелось и т.д.
Слайд 19
рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. И закончить свое выступление я хочу притчей Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу . Мудрец, подумав, ответил: Всё в твоих руках .