Презентация - Овладение речью

Нажмите для просмотра
Овладение речью
Распечатать
  • Последний IP: 185.191.171.10
  • Уникальность: 95%
  • Слайдов: 32
  • Просмотров: 4331
  • Скачиваний: 2728
  • Размер: 1.69 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Овладение речью Е. В. Шереметьева

Слайд 2

Анастасия Полыняк Презентация оформлена живописью нашей Уральской художницы Анастасии Полыняк. Картины «Таинство», «Несущие свет», «Свой путь», «Дитя Бога», «Золотая стрекоза», «Пробуждение», «Предчувствие счастья», «Что бы придумать?»

Слайд 3

Слайд 4

Литература Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб., 2002. Левина Р. Е. К психологии детской речи в патологических случаях. (Автономная детская речь). - М., 1936. Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. – М., 1986. Чиркина Г. В. Основные этапы нормального речевого развития ребенка– М., 2003. – С.18 – 24. Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. – М.: Изд-во «НКЦ», 2012. Шереметьева Е. В. Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста. – М.: Изд-во «НКЦ», 2013

Слайд 5

Общение процесс обмена мыслями, сведениями, идеями и т.п. В младенчестве и раннем возрасте основной процесс обучения. Прежде всего характерно для взаимодействия людей и связано с языком как основным средством

Слайд 6

Речевое умение Способность ребёнка осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения задач общения на основе выработанных навыков

Слайд 7

Речевой акт Намеренное, целенаправленное, регулируемое правилами социально-речевого поведения данного общества произнесение высказывания, имеющего адресат, в определенной речевой ситуации

Слайд 8

1. Овладение речью выводит ребенка из ситуационной зависимости 2. Речь формируется в тесной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, эмоциональной, интеллектуальной сферами 3. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания

Слайд 9

Задержка речевого развития Временное обратимое состояние Диагностические признаки ЗРР: отсутствие 10 слов в один год; позднее появление фразы

Слайд 10

Дети с задержкой речевого развития Часть действительно имеют временные обратимые состояния речевого развития, которые успешно преодолеваются; У другой части наблюдаются сходные отклонения речевого онтогенеза, проявляющиеся мозаично в речевых и когнитивных процессах, которые в дошкольном возрасте уже переходят в расстройства речи разной степени выраженности

Слайд 11

Темповые варианты нормы Отклонения речевого развития ОНР ФФН ФФН ОНРIII ОНР III алалия дизартрия дисграфия дисграфия дизартрия Третий год жизни ? ЗРР

Слайд 12

Овладение речью Обуславливается подвижным взаимодействием биологических и социальных компонентов, которое и обуславливает динамику смены периодов психоречевого развития, способствует усвоению новых средств общения

Слайд 13

Овладение речью Становление сложных языковых систем, состоящих из стабильных, устойчивых базовых структур, динамически меняющихся в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем

Слайд 14

Психофизиологические компоненты Восприятие: зрительное ; тактильно-кинестетическое; 3) слуховое ; 4) фонематическое. Произвольные движения: 1) предметные 2) органов артикуляции

Слайд 15

Речь и мозг ребёнка Высшая психическая функция, системоорганизующая и системообразующая деятельность центральной нервной системы в подкорково-корковых и межполушарных взаимодействиях

Слайд 16

Становление мозговых структур Затылочные (зрительный анализатор) Теменные (тактильный, кинестетический анализаторы) Височные зоны (акустический анализатор) Лобные доли мозга (двигательный анализатор)

Слайд 17

Такая последовательность «включения» мозговых систем определяет благоприятность (сензитивность) развития зрительного, тактильного, акустического, двигательно-кинестетического анализаторов, являющихся необходимыми психофизиологическими компонентами речевого развития

Слайд 18

взаимосвязь акустического и речедвигательного анализаторов - важное звено связи периферического артикуляционного аппарата и центральных механизмов речи

Слайд 19

Межполушарное взаимодействие опора на структуры правого полушария, задействованные в ее интонационном различении, просодическом оформлении; активизация височных областей правого полушария и межцентральных отношений височных областей обоих полушарий возможна под воздействием эмоциональной, интонационно выразительной речи взрослого, гармоничных музыкальных звуков

Слайд 20

Становление фонематического восприятия две стадии: различение гласных и различение согласных звуков, которые подразделяются на ряд ступеней к двум годам ребенок начинает слышать и дифференцировать все звуки родного языка в соответствии с их смыслоразличительными функциями

Слайд 21

Движения органов артикуляции Только в процессе усложнения его деятельности (Н. А. Бернштейн) На основе первоначально складывающихся оральных динамических стереотипов, обеспечивающих жизненно важные функции дыхания, пищеварения

Слайд 22

Языковые компоненты Интонация. Ритм. Экспрессивная доречевая продукция (гуление, лепет, слоговой лепет)

Слайд 23

Интонационные средства крик, плач, который по акустическим характеристикам приближенно соотносится с интонациями повествования, радости, упрека, требования и т.д. ; гуление, как интонация удовольствия; лепет и слоговой лепет, идентифицируемые с интонациями радости, повествования, убеждения и утверждения; первые слова, которые при помощи интонационного оформления становятся словами-предложениями; к 2,5 годам в спонтанной речи ребенка встречаются все возможные типы интонаций

Слайд 24

Ритм речи На стадии слогового лепета, ономатопей и первых слов речевая продукция ребенка ритмически организовывается словесным ударением преобладание выделенности первого слога в слоговой структуре псевдослова, т.е. хореическая структура, постепенно уравнивается выделением конечного слога, т.е. ямбическая структура; к 18 мес. преобладают ямбически организованные структуры, что в целом подчеркивает тенденцию к овладению классическим для русского языка типом мелодической фигуры со средним положением ударного слога

Слайд 25

Когнитивное развитие элементарная рассудочная деятельность вероятностное прогнозирование

Слайд 26

Элементарная рассудочная деятельность Способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, проявляется в процессуальной игре. Основой рассудочной деятельности являются инстинкты и эмоции.

Слайд 27

Вероятностное прогнозирование как предвосхищение будущего, формируется в раннем возрасте близкими взрослыми в организованной среде и речевой в том числе. Зарождение элементов прогнозирования можно наблюдать в речевой активности ребенка в процессе игры

Слайд 28

Условия семьи адекватность и своевременность внешних требований семьи в когнитивном развитии ребенка раннего возраста

Слайд 29

Когнитивные компоненты игровые действия; оречевление игровых действий; эмоциональное реагирование; речь взрослого, обращенная к ребенку

Слайд 30

Становление общения ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное

Слайд 31

Коммуникативно-речевое развитие ребенка раннего возраста Крик Акуст. харак. крика Коммуникативная направленность плача Вокализация Гуление Сегментация гуления Вокабулы Интонационно-ритмическая сегментация лепета, слоговой лепет Слова-предложения Нарастание слоговой структуры Морфологизация, грамматизация Усложнение слоговой структуры Зрительное восприятие, (пространственный гнозис) фонематический слух, предметная основа артикуляции Предложения из двух слов Первые слова Лепет Психофизиологические компоненты Зрительное (лицевой гнозис), тактильной восприятие, тембральный слух Непосредственное эмоциональное общение Зрительное (предметный гнозис), тактильное восприятие, звуковысотный слух Предметно-действенное общение Ситуативно-деловое общение Фонематическое восприятие, речевая моторика Ситуативно-познавательное общение Языковые компоненты Коммуникативные компоненты (условия)

Слайд 32

Отклонения в овладении речью это недоразвитие невербальных, интонационно-ритмических и экспрессивных средств общения в пределах психоречевой системы, обусловленное неадекватностью коммуникативных условий и, как следствие, незрелостью психофизиологических предпосылок речи
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.