Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Художественные системы и методы в изобразительном искусстве Основная цель курса: Освоение алгоритмов анализа художественных концепций Основные понятия курса: художественная концепция или художественная теория, сопоставляемая с художественной практикой, художник-теоретик, рефлексирующий тип художника. художественные системы, художественный или творческий метод. метод отражения действительности.
Слайд 2
А. Поццо. Плафон Сант-Иньяцио в Риме. Конец XVII в. Концепция, система, метод
Слайд 3
Нико Пиросмани. Крестьянка с сыном. Начало XX в. Проблема управления творческим процессом, постановкой творческих задач, разработкой их решения
Слайд 4
П. Пикассо. Кувшин. 1954 Системы и индивидуальный творческий метод
Слайд 5
З. Серебрякова. Тата и Катя перед зеркалом. 1917 Отражение действительности в сфере творчества
Слайд 6
К. Петров- Водкин. Петроградская Мадонна. 1920
Слайд 7
История профессии художника Эволюция представлений о творческих профессиях от древности до современности
Слайд 8
История понятия «творческий (художественный) метод» Предпосылки формирования концепции творческого метода и методологии его изучения в советской науке Борьба «измов» в литературе и искусстве Европы второй половины XIX века
Слайд 9
Обсуждение борьбы литературных и художественных направлений в русской культуре
Слайд 10
Эмиль Золя: сравнивает натурализм (литературное течение) с научным методом познания мира и социума « Натурализм — это не я. Он - в каждом писателе, который сознательно или бессознательно применяет научный метод и приступает к изучению мира путем наблюдения и анализа, отвергая абсолют, богооткровенный, не постижимый рассудком идеал»
Слайд 11
С 1932 г. (постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно- художественных организаций») поддержка новой версии реалистического метода в искусстве – социалистического реализма, необходимость изучать этот феномен и его истоки. Советская Россия: необходимость идейно обосновать и согласовать все аспекты новой интеллектуальной и художественной культуры.
Слайд 12
Философия : материализм – идеализм Наука : советская научная методология -- буржуазная методология Творчество : соцреализм -- формализм, модернизм Отсюда: творческий метод -- подобие философского метода (отражение и познание действительности), подобие научного метода (научное исследование действительности), род идеологического инструмента (способ пропаганды советских идей). Система идеологических оппозиций, формирующаяся в 1920-е – 1930-е годы в советской науке
Слайд 13
Теория творческого метода бурно развивалась в 1960-1980-е годы для обоснования доминирования реализма и соцреализма, их ценности.
Слайд 14
Творческий метод понимался обычно как принцип отражения социальной действительности в искусствах нарративного или изобразительного характера. Феномен творческого метода обсуждался на примере литературы, кино, театра, изобразительных искусств.
Слайд 15
Примеры определения творческого (художественного) метода у советских теоретиков М. С. Каган: Творческий метод – способ образного познания действительности. Совокупность принципов художественного отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала. И. Ф. Волков: Творческий метод – принципы содержательно-художественного освоения жизни значимые для общественного содержания искусства.
Слайд 16
Негативные моменты в советской теории метода идеологическая роль этой теории, чрезмерное усложнение абстрактных определений и обилие точек зрения, генерализация метода как отражения жизни общества в узком смысле (искусство как феномен классовой борьбы), стремление типологизировать творческие методы, попытки оправдать все формы изобразительного искусства под маркой «реализма», проблема отражения действительности в искусстве без изобразительной функции.
Слайд 17
Как «отражается действительность» социальных отношений в ДПИ и архитектуре?
Слайд 18
Размывание границ «реализма» в советской науке
Слайд 19
Термин «реализм» - повышает статус художественных явлений, статус их исследований, оправдывает их
Слайд 20
Понятие «реализма» создает специфическую иерархию стилей и направлений в искусстве, с передвижниками и соцреалистами на вершине эволюции.
Слайд 21
Положительные, актуальные стороны теории творческого метода одно название для всех концептуальных аспектов творчества, удобное выражение для описания методологии соответствующих исследований («анализ творческого метода такого-то художника») адекватность теории метода современному типу творчества (с высокой рациональностью в постановке творческих задач художником, с выраженной коммуникативной функцией произведений).
Слайд 22
Примеры современного использования понятия в области искусствоведения Д. Г. Серяков «Нон-финито» в творчестве Н. И. Фешина» (2008)
Жители острова Бали. 1938
Слайд 23
Ю. В. Костригина «Портретность как творческий метод на примере живописных произведений Виктора Попкова» (2012) Семья Болотовых. 1968
Слайд 24
Олег Кулик. Акции в Берлине 1996 г. К. Г. Антонян, Н. А. Соколова «Иррациональные мотивы современной культуры: безумие как творческий метод» (2018)
Слайд 25
Графические штудии В. Ватагина. сер. – вт. пол. XX в. И. В. Портнова «Особенности творческого метода художника-анималиста» (2009)
Слайд 26
Дом Мила. 1910 В. О. Игнатьева «Аполлоническое и дионисийское начала в творческом методе А. Гауди» (2012) Дом Висенс. 1885
Слайд 27
Дом Бальо. 1906: к методу модерна добавляется биоморфность, изобразительная функция элементов. Художественная система модерна (типовой метод работы) – индивидуальный метод
Слайд 28
Итак, в упрощенном виде творческий метод художника: типичные для него принципы и цели работы, типичные приемы реализации замыслов, целая система таких приемов. С. Дали. Губы Мэй Уэст. 1974