Презентация - История и методология науки - лекция 4

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
История и методология науки - лекция 4
Распечатать
  • Уникальность: 100%
  • Слайдов: 10
  • Просмотров: 3967
  • Скачиваний: 2087
  • Размер: 0.05 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

История и методология науки - лекция 4, слайд 1
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Высшая школа техносферной безопасности Лекция 4 ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Санкт-Петербург, 2017

Слайд 2

История и методология науки - лекция 4, слайд 2
Раздел 1. Методологические основы науки Тема 4. «Картина мира» и «научная революция»

Слайд 3

История и методология науки - лекция 4, слайд 3
1. Научная картина мира Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Ее задача – обоснование теории, связь ее с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами. В зависимости от оснований деления различают: 1) общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т.е. о природе, обществе и самом познании) Общенаучная картина мира формируется 2 способами: 1 -экстраполяция лидирующей частно-научной картины мира на прочие науки; 2 -комбинирование из ряда лидирующих частных картин единой. 2)и естественнонаучную картину мира. В зависимости от предмета познания - она может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п. Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных питательных источников его формирования.

Слайд 4

История и методология науки - лекция 4, слайд 4
Требования к картине мира: - отображать наиболее общие свойства и закономерности природы; - допускать дополнения, исправления и уточнения в связи с появлением новых научных представлений; -постоянно проверяться, и соотноситься с изменениями окружающего мира. Каждая картина мира строится на основе определенных научных теорий и по мере развития практики и познания одни картины мира сменяются другими. Сначала люди задумывались об устройстве окружающего их мира, эти представления имели форму мифов и передавались от одного поколения к другому. Им на смену приходят представления, основанные на наблюдениях реальных явлений и процессов природы. Так возникла стихийно-эмпирическая картина мира, которая носила личностный характер, и была связана с жизненным опытом конкретного индивида. С появлением экспериментального естествознания новые взгляды на окружающий мир стали основываться на результатах точных экспериментов и поэтому стали рассматриваться в качестве естественнонаучной картины мира.

Слайд 5

История и методология науки - лекция 4, слайд 5
Функции научной картины мира: 1) Научная картина мира устанавливает связь между научным знанием и тем реальным миром. Нормативная - задает систему принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования. 2) Научная картина мира систематизирует научные знания. Что предполагает поиск таких общих понятий и принципов, которые помогают понять роль конкретных закономерностей в общей системе научного знания. 3) Научная картина мира как исследовательская программа. Так, возникновение более общей картины мира, например естествознания, предполагает анализ различных дисциплин, изучающих природу. Еще более обширный и глубокий анализ приводит к формированию общей научной картины мира, то есть научные картины мира различного уровня глубины можно рассматривать как результат осуществления соответствующей исследовательской программы.

Слайд 6

История и методология науки - лекция 4, слайд 6
Свойства современной научной картины мира: - объективность – направлена на изучение сущности самой вещи; - строгость, достоверность, обоснованность, доказательность; - динамичность – постоянное стремление к развитию; -закономерность – представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий. Революции в разных науках, внося изменения в конкретные науки, порождают флуктуации картины мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений. При этом новые картины сначала выдвигаются в форме гипотез. Картина мира в такой форме проходит этап обоснования и сосуществует рядом с традиционной картиной мира. Для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез для адаптации к аномалиям. Затем утверждается новая картина, благодаря тому, что ее принципы, проверенные в опыте, становятся базой для новых фундаментальных теорий. Представления о мире, которые вводятся в картинах, всегда испытывают воздействие со стороны самых разных элементов общественной жизни.

Слайд 7

История и методология науки - лекция 4, слайд 7
2. Научная революция Научные революции- это, прежде всего, перестройка оснований в науке. Признано, что перестройка исследовательских стратегий задается (точнее определяется) основаниями науки. Это значит, что перестраивается, кардинально меняется вся исследовательская стратегия, представления о целях научной деятельности и способах их достижения, меняется научная картина мира, философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования. В зависимости от того, какой компонент основания науки перестраивается, различают две разновидности научных революций. 1-я состоит в том, что идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира перестраивается. 2-я состоит в том, что одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания. Забегая вперед скажем, что первая научная революция сопровождалась перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания. 2-я научная революция, хотя и закончилась окончательным становлением классического естествознания, тем не менее, способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период 1-й научной революции. 3-я и 4-я научные революции привели к пересмотру всех указанных выше компонентов основания классической науки.

Слайд 8

История и методология науки - лекция 4, слайд 8
В результате анализа развития, он выделяет 4 глобальные научные революции (комплексные (2 и более отраслей) и локальные (одна отрасль естествознания) и глобальные (все естествознание)): 1) Аристотелевская научная революция. Датируется 6-4 веком до н.э. Результат данной революции: геоцентризм. Основные достижения: науку стали отличать от освоения действительности и других форм познания. Выделены образцы научного знания: формальная логика Аристотеля, учение о доказательстве. Геоцентрическое учение о небесных сферах. Картина мира Древняя (КМД). 2) Ньютоновская научная революция. 16-18 веками н.э. Гелиоцентризм был положен в основу механистической картины мира (МКМ). Основные достижения: применение математики, созерцательное отношение к природе заменено на активное отношение к природе, разрушено представление о космосе как завершенном, гармоничном мире (учение Джордано Бруно о бесконечности Вселенной и множественности миров). Доминирующей является концепция абсолютной истины (истина абсолютна, может лишь подправляться с дальнейшим изменениями).

Слайд 9

История и методология науки - лекция 4, слайд 9
3) Эйнштейновская научная революция. Рубеж 19-20 столетия. В результате этой научной революции установилась концепция полицентризма, которая базируется на «все системе отсчета равноправны». Сменились 2 картины мира: Электро-магнитная и, впоследствии, заменена квантово полевой картиной мира (КПКМ). Основные достижения: достижения квантовой механики, отказ от центризма, переосмыслены исходные понятия (пространства, времени и т.д.), отвергнуто противопоставление субъекта и объекта познания, которое было характерно для всех картин мира до КПКМ. Знания объекта зависят от познающего. Любая картина обладает лишь относительной истинностью.

Слайд 10

История и методология науки - лекция 4, слайд 10
4) Пригожинская научная революция. 70 годы 20 столетия. Были положены работы русских космистов: К. Э. Циолковского, В. И. Вернандского, П. Теляр де Шарден «феномен человека». Суть этих работ: в науку возвращается антропный принцип (АП). Влияние человеческого фактора. Протагор до этих ученых провозгласил данный принцип. Суть в том, что «человек есть мера всем вещам». Существование существующих и не существование несуществующих. Антропоцентризм. Достижения: возвращение в науку антропного принципа, итогом является попытка создания единой теории поля, объединяющие 4 фундаментальных взаимодействия. Сильное взаимодействие, слабое, электромагнитное, гравитационное. Последняя теория – это теория суперструн. Следующий итог – это корреляция свойств окружающего мира и свойств наблюдателя. Антропный принцип, в контексте синергетического, самоорганизующегося процесса эволюции вселенной, идею корреляции свойств наблюдателя и свойств окружающего мира. Человек, в рамках данной картины мира предстает как продукт космической эволюции. Антропный принцип является предвестником диалектического понимания взаимопревращения материи и сознания.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.