Презентация - История и методология науки - лекция 5

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
История и методология науки - лекция 5
Распечатать
  • Уникальность: 97%
  • Слайдов: 8
  • Просмотров: 5712
  • Скачиваний: 3103
  • Размер: 0.05 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

История и методология науки - лекция 5, слайд 1
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Высшая школа техносферной безопасности Лекция 5 ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Санкт-Петербург, 2017

Слайд 2

История и методология науки - лекция 5, слайд 2
Раздел 2. История науки Тема 1. Периодизация истории науки

Слайд 3

История и методология науки - лекция 5, слайд 3
По соображениям дидактики требуется более подробное обоснование некоторой обобщенной и в то же время специфической "научно-культурной" периодизации (хотя может быть использована укрупненная общеисторическая периодизация). Основной момент рассуждений – возникновение науки (классического естествознания). В зависимости от того, как исследователями понимается основное содержание науки, так соответственно и принимается время ее возникновения. Если под наукой понимать деятельность по получению и обработке знаний, то начало этого процесса лежит в доцивилизационном периоде, в каменном веке, т.е. около 2 млн. лет назад, если науку воспринимаем как форму общественного сознания, как появление доказательного вида знания, то время ее возникновения – Древняя Греция, V в. до н.э.; наука как социальный институт – Новое время XVIXVII вв., когда появились работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона, когда возникло Лондонское королевское общество, Парижская академия наук; наука как система ретрансляции знаний, как система подготовки кадров, как интеграция исследовательской деятельности и образования – середина XIX в., это связано с деятельностью немецких естествоиспытателей В. Гумбольта, Ю. Либиха и др.; и наконец если считать науку непосредст-венной производительной силой общества, то время возникновения – вторая половина XX в.

Слайд 4

История и методология науки - лекция 5, слайд 4
Основные критерии выделения науки : экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом); теоретическая форма представления научного знания с логико-математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием (демаркация с религиозно-мистической и мифопоэтической формой); наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значениями и смыслами обыденного языка). Можно выделить два крупных периода – это предыстория науки и собственно история. В предыстории можно выделить этапы: архаико-мифологический; доксографический; ранней формы научности; ритуально-рецептурный. В исторический период входят: классическая наука (XVII - XIX вв); неклассическая наука (конец XIX - середина ХХ в); постнеклассическая наука (с середины ХХ в.). В особый этап может быть выделено время современных концепций развития науки - с 60-х годов ХХ в. В таком описании речь идет о естествознании и технике, однако выделяемые этапы неплохо коррелируются с основными этапами развития гуманитарного знания.

Слайд 5

История и методология науки - лекция 5, слайд 5
1. Периодизация – достаточно условный, но важный профессиональный прием структурирования фактического исторического материала в хронологической последовательности, наибольшую трудность представляют выбор и обоснование критерия периодизации. Увы, такого критерия для общей истории науки и культуры нет. (Правда, если мы возьмем в качестве исследовательской проблемы соотношение (взаимоотношение) науки и культуры в их историческом развитии, то критерий найти нетрудно, но, как очевидно, это "другая история".) Существует немало периодизаций развития физики, химии, биологии, астрономии, авиации, космонавтики и т.д., развития паровозов, велосипедов и всего того, что создано руками и умом человека. Очевидно, что все эти периодизации разные, не совпадающие друг с другом. Это нормальная ситуация. Если по каким-то причинам возникает необходимость преодолеть эту ситуацию, то нередко прибегают к синхронистическим хронологическим таблицам, где проблема периодизации становится не существенной, однако при этом пропадают представление о целостности отдельных периодов.

Слайд 6

История и методология науки - лекция 5, слайд 6
2. Доклассическая наука (умозрительная). Основана на методологии Аристотеля. Сущность: наблюдение и дедуктивные выводы. Геоцентрическая картина мира (центр мироздания -земля). Развитие критически аналитического и обобщающего образа мышления. Философская рефлексия. Период средневековья. Появление и развитие универов. В средние века познающие разум обращаются к божественной реальности, отвергается рационализм, развивается телеологизм (богология). Эпоха возрождения. Возврат научного познания к антропоцентризму. Гуманизм и натурфилософия. 3. Классическая наука нового времени (XVII – XVIII вв). Декарт, Лейбниц, Ньютон. Идеалы и нормы классической науки: 1. Абсолютность. 2. Однолинейность, стремление к одной цели. 3. Объективность истины. 4. Демаркация субъекта и объекта познания.

Слайд 7

История и методология науки - лекция 5, слайд 7
4. Неклассическая наука. Результат открытий XIX – начала XX веков. Эйнштейн, Бор, Гейзенберг. Сложилась квантово - релятивистская научная картина мира. Отказ от онтологизма ( онтологизм — философская система, согласно которой достижение человеком знания возможно благодаря интуитивному познанию Бога и целостному вхождению познающего человека в существующее) и признание относительности истины. Определяется зависимость от знания об объекте от средств познания. 5. Постнеклассическая наука. Рубеж XX – XXI веков. Характерно: включение аксиологического ( аксиология — теория ценностей, раздел философии) аспекта в научном исследовании.

Слайд 8

История и методология науки - лекция 5, слайд 8
Особенности неклассической науки: 1. Возрастание роли философии в развитии естествознания и других наук; 2. Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств его получения; 3. Укрепление и расширение единства природы, повышение роли целостного и субстанциального подходов. Целостность природы имеет качественное своеобразие на каждом из структурных уровней развития материи. Субстанциальный подход – стремление найти первосубстанцию; 4. Формирование нового детерминизма, основанного на всеобщей причинности, а не только на механической причинности; 5. Противоречие рассматривается как существенная характеристика объектов материального мира (например, противоречие квантовой и волновой структуры элементарных частиц); 6. Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим, точно определенным; 7. Вытеснение метафизики в науке диалектикой (изменение способа мышления); 8. Изменение представлений о механизме возникновения научной теории.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.