Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Щеколдина Анна Развитие образования во второй половине XIX века.
Слайд 2
Александр II Александр III
Слайд 3
« Университетский устав» - 1863 год.
«Общий устав императорских российских университетов» – 1884 год. Все вопросы внутреннего управления переходили к совету, избиравшемуся из среды преподавателей Ввёл выборность профессоров и всех административных должностей, восстановил права Совета профессоров и университетский суд, вдвое увеличил денежные оклады профессорам и преподавателям Создание благоприятные условия для научной и учебной деятельности, что способствовало утверждению в будущем на университетских кафедрах квалифицированных преподавателей Управлял университетом ректор, а факультетом – декан (Избирались Советом) 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение Плата за обучение возросла в два раза Строгий надзор за студентами Все внутренне управление вновь переходило правительству Ректор не избирался советом, а назначался министром народного просвещения, который отныне мог не считаться с мнением профессуры при назначении преподавателей и мог давать профессорам указания, делать напоминания и замечания Должность проректора упразднялась Уничтожался университетский суд Экзамен окончившим курс студентам производился в особых государственных комиссиях, к испытаниям допускались только те студенты, которым было зачтено установленное число семестров
Слайд 4
Александр II Увеличилось число школ, гимназий, училищ почти в 5 раз. В 1880 году количество учебных заведений превышало 23 тысяч (около 1,5 миллион учащихся). Одесса, Варшава. Расширение сети образовательных учреждений Александр III
Слайд 5
Александр II «Положение о начальных народных училищах» и «Устав гимназий и прогимназий» - 1864 год - вводилось доступное всесословное образование. В учебные заведения принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение. Отмена ограниченности учащихся, открыт доступ вольнослушателям. Циркуляр «О кухаркиных детях» - 1887 год – сокращение доступа к образованию детей из низших слоев Почти в 2 раза возрастает плата за обучение Доступность Александр III
Слайд 6
Александр II «Университетский устав» - 1863 год - Каждый университет должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский Учеба на медицинском факультете длилась 5 лет, а на других факультетах – 4 академических года. На всех факультетах (кроме медицинского) действовали следующие ученые степени: кандидат, магистр и доктор
Введение в учебные программы больших объёмов математики и черчения, и сокращению гуманитарных наук. Это, по мнению графа Толстого, должно было «подготовить ум и чувства к правильной работе» и отвлечь от «поверхностного вольномыслия» Строгий контроль за экзаменами Выпуск специалистов и уклон Александр III
Слайд 7
Александр II В 1859 г. начались открытия женских училищ, гимназий. Под руководством Марии Александровны и Н. А. Вышнеградского «Педагогические женские курсы» - 1863 году «Высшие женские курсы» - профессора К. Н. Бестужева-Рюмина в 1878 году Сначала это были 4-классные, затем 6-классные женские средние учебные заведения. В 1886 году было издано распоряжение о прекращении приёма на Высшие женские курсы, существовавшие в Петербурге, Москве, Киеве и Казани Только Петербургским курсам (так называемым Бестужевским) удалось добиться возобновления приёма в 1889 году Женское образование Александр III
Слайд 8
Итоги Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения. Высшее образование тоже было недоступным. Полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров. Затормозили развитие революционного движения и «заморозили» социальные противоречия Протестных движений стало меньше , а террористических актов практически не было до начала XX века Высшее образование недоступно Строгий контроль за образованием, создание границ