Презентация - Координация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмов


Координация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмовКоординация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмов
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ биология 6 класс

Слайд 2

Цели урока 1 : познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности; Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных; раскрыть особенности строения нервной системы беспозвоночных, позвоночных; сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами, рисунками и текстом учебника.

Слайд 3

Основные процессы, регулирующие и координирующие жизнедеятельность организмов регуляция раздражимость координация чувствительность

Слайд 4

РАЗДРАЖИМОСТЬ ОБЩЕЕ СВОЙСТВО ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ; СПОСОБНОСТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОПРЕДЕЛЁННОЙ РЕАКЦИЕЙ.

Слайд 5

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СВОЙСТВО ЛЮБОГО ОРГАНИЗМА ВОСПРИНИМАТЬ РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ОТ СОБСТВЕННЫХ ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ.

Слайд 6

РЕГУЛЯЦИЯ НАПРАВЛЕНИЕ, УПОРЯДОЧИВАНИЕ.

Слайд 7

КООРДИНАЦИЯ СОГЛАСОВАНИЕ, СОПРОДЧИНЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ КАКИМИ-ЛИБО ДЕЙСТВИЯМИ, ЯВЛЕНИЯМИ, ПОНЯТИЯМИ.

Слайд 8

Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие, что простейшие организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов. Изучите рисунки на стр. 114 и 115 учебника.

Слайд 9

Рис. 8 Светочувствительный глазок (стигма) – специальный органоид светоощущения

Слайд 10

Рис. 9 Инфузория туфелька имеет особые волокна, которые пронизывают её и координируют работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным, а движение инфузории – хаотичным.

Слайд 11

Движения простейших Та ксисы Тропизмы

Слайд 12

Та ксис (от древнегреческого τάξις — строй, порядок, расположение по порядку) — двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и другие. Раздражители (стимулы) любого типа могут вызывать как отрицательную, так и положительную двигательную реакцию организмов.

Слайд 13

Тропизмы (от греческого τροπος — поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).

Слайд 14

Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы.

Слайд 15

В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития: 1-й этап – диффузная, или сетчатая система (гидра); 2-й этап – узловая нервная система (дождевой червь); 3-й этап – нервная трубка (человек). Рис.14

Слайд 16

Диффузная нервная система — представлена у кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ — реагирует все тело. Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12

Слайд 17

Узловая нервная система , или сложная ганглионарная система — представлена у членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы — ганглии . У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы. У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними — единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков). Рис. 13

Слайд 18

Нервная трубка зачаток центральной нервной системы у хордовых; в ходе эволюции видоизменяется в головной и спинной мозг. Рис. 14

Слайд 19

РАССМОТРИМ СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ Рис. 15

Слайд 20

Работа с учебником: В учебнике на стр.118 изучите рисунок «строение головного мозга позвоночных животных», определите: отделы головного мозга; размеры отделов головного мозга разных животных; предположите вес головного мозга позвоночных, представленных на рисунке. Найдите в учебнике ( 17) информацию о коре больших полушарий головного мозга.

Слайд 21

В основе нервной деятельности лежат РЕФЛЕКСЫ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

Слайд 22

Рефлекс – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

Слайд 23

Эндокринная система (греч. endon внутри krino отделять, выделять) — система желез внутренней секреции. Эндокринные железы, которые образуют эту систему, выделяют в кровь около 20 видов разных химических веществ, которые называются гормонами. Кровь доносит гормоны к определенным тканям, которые называются мишени. Это ткани, чувствительные к определенным гормонам, такие, на которые эти гормоны могут оказать длительное воздействие.

Слайд 24

Рассмотрим строение эндокринного аппарата на примере человека Рис 16

Слайд 25

Гипофиз Рис. 17 Гипофиз выделяет гормоны , регулирующие деятельность других желез, так же он влияет на рост, управляет работой желез груди, выделяющих молоко, способствует вырабатыванию этого молока, управляет количеством выделяемой мочи, приказывает яичкам мужчины производить сперму, а яичникам женщины яйцеклетку.

Слайд 26

Регуляция у растений Химическая координация у растений осуществляется так называемыми ростовыми веществами , которые можно считать аналогом гормонов животных. Перемещаются ростовые вещества от верхушки растения к корню по проводящей системе. Рис. 18

Слайд 27

Слайд 28

Запомните: Гормональная регуляция по сравнению с нервной осуществляется гораздо медленнее, но даёт более длительный эффект.