Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Генрик Ибсен
(1828—1906)
Слайд 2
Афоризмы и высказывания Г. Ибсена
• Чтобы согрешить по-настоящему, к этому делу надо отнестись серьезно. • Великий секрет власти в том, чтобы никогда не желать большего, чем можешь совершить. • Самый сильный тот, кто борется в одиночку. • Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке. • Душа человека заключается в его делах. • Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца,— терпение. • Чистая совесть — самая лучшая подушка. • Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. • Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости. • Посади орла в клетку и он будет кусать ее прутья, все равно будь они железные или золотые. • Правда и свобода — вот столпы общества. • В том-то именно и заключается свобода, чтобы исчерпать свое призвание. • Все может отдать мучжина своему верному другу, — все, только не ту женщину, которую любит.
Слайд 3
Вступление
Генрик Ибсен (1828—1906) — норвежский драматург, революционизировавший европейский театр. Происходит из древней и богатой датской семьи судохозяев, переселившихся в Норвегию около 1720 г.
Отец драматурга, Кнуд Ибсен., представлял собой деятельную в здоровую натуру; мать, — немка по происхождению, дочь состоятельного скиенского торговца, — была особой строгого, сухого нрава и крайне набожная.
Слайд 4
Банкрот
В 1836 г. Кнуд Ибсен обанкротился, и жизнь богатой, хорошо поставленной семьи, круто изменилась. Прежние друзья и знакомые мало по малу стали отдаляться, пошли сплетни, насмешки, всякого рода лишения. Людская жестокость отразилась очень тяжело на будущем драматурге. И так уже от природы необщительный и дикий, он теперь стал еще более искать уединения в ожесточился.
На 16-м году жизни пришлось Ибсену поступить в ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта, с населением всего в 800 жителей. И, покинув безо всякого сожаления Скиен, он больше никогда туда не возвращался. В аптеке, где он пробыл 5 лет, юноша втихомолку мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского диплома.
Слайд 5
Раннее творчество
Начиная с 1844 года, Генрик Ибсен работал аптекарем. И он пишет первые стихи и драму из древнеримской истории «Катилина» (1850), мотивы которых отражают революционные события в Европе. Драма вышла под псевдонимом и успехом не пользовалась. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган». В 1852—1857 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, а в 1857—1862 возглавлял Норвежский театр в Христиании. Бергенский период жизни совпадает с увлечением писателя политическим национализмом и скандинавским фольклором. Так появились «средневековые» пьесы «Фру Ингер из Эстрота», «Пир в Сульхауге», в 1855-56 принесшая Ибсену всенорвежскую славу, «Ульф Лилиенкранс» , «Воители в Хельгеланде». В 1867 году Ибсен пишет произведение «Комедия любви», в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Однако и собственно литературные, и внелитературные причины побудили Ибсена уехать за рубеж в поисках новых форм.
Слайд 6
Общественное мнение
Революционные идеи 1848 г. нашли в нем горячего приверженца. В первом стихотворении своем, восторженной оде, он воспел венгерских патриотов-мучеников. Жизнь Ибсена в Гримштадте становилась для него все более и более невыносимой. Он возбудил против себя общественное мнение городка своими революционными теориями, вольнодумством и резкостью.
Слайд 7
Христиания
Наконец Ибсен решил бросить аптеку и отправился в Христианию, где ему пришлось вести первое время жизнь полную всяких лишений. В Христиании Ибсен познакомился и тесно сблизился с Бьернсоном, который впоследствии стал его ожесточенным противником. Вместе с Бьернсоном, Виньи и Боттен-Хансеном, Ибсен основал в 1851 г. еженедельную газету «Andhrimner», просуществовавшую несколько месяцев. Здесь Ибсен поместил несколько поэм и 3-х актное драматическое сатирическое произведение «Norma».
Слайд 8
Кукольный дом
Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (1879). Декорации квартиры Хельмера и Норы погружают зрителя или читателя в мещанскую идиллию. Её разрушает поверенный Крогстад, напоминающий Норе о подделанном ею векселе. Торвальд Хельмер ссорится с женой и всячески обвиняет её. Неожиданно Крогстад перевоспитывается и присылает вексель Норе. Хельмер тут же успокаивается и предлагает жене вернуться к нормальной жизни, но Нора уже осознала, как мало она значит для мужа. Она обличает мещанский семейный строй:
« Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами.»
Пьеса заканчивается уходом Норы. Однако её не следует воспринимать как социальную, для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.
Слайд 9
Свадьба
После прекращения издания журнала, Ибсен познакомился с основателем народного театра в Бергене, Ола-Булем, который предоставил ему должность режиссера и директора этого театра.
В Бергене он пробыл 5 лет и в 1857 г. вернулся в Христианию, тоже на должность директора театра. Здесь он оставался до 1863 г. Женился Ибсен в 1858 г. и был очень счастлив в брачной жизни. В 1864 г., после долгих хлопот, Ибсен получил писательскую пенсию от стортинга и воспользовался ею, чтобы поехать на юг. Сначала он поселился в Риме, где жил в полном уединении, потом переехал в Триест, затем в Дрезден и Мюнхен, откуда ездил в Берлин, а также присутствовал при открытии Суэцского канала.
Слайд 10
1880-е годы
Первая драма, написанная Ибсеном после «Кукольного дома» — «Привидения». Она использует многие мотивы «Бранда»:наследственность, религия, идеализм. Но в «Привидениях» критиками отмечается значительное влияние французского натурализма.
В пьесе «Враг народа» очередной максималист Стокман требует закрыть загрязнённый сточными водами источник, на котором держится курортный город. Естественно, что горожане требуют скрыть правду об источнике и выгоняют Стокмана из города. В свою очередь, он в едких и прочувствованных монологах порицает идею власти большинства и современное общество и остаётся с чувством собственной правоты.
В написанной под воздействием импрессионизма и Шекспира драме «Дикая утка» идеалист Грегерс противопоставлен гуманисту-доктору, который считает, что людям нельзя открывать всего, что происходит в их жизни. «Новый Гамлет» Грегерс не внимает советам доктора и рассекречивает тайны своей семьи, что в конечном итоге приводит к самоубийству его сестры Хедвиги.
Слайд 11
Позднее творчество
В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план. Ибсен становится беспощадным к своим героям. Примеры этих пьес — «Строитель Сольнес», «Йун Габриель Боркман».
«Строитель Сольнес» — наиболее значимая из поздних драм Ибсена. Сольнес, как и Ибсен, мечется между высоким призванием и жизненным комфортом. Юная Хильда, напоминающая Хедвигу из «Дикой утки», требует от него вернуться к строительству башен. Пьеса заканчивается падением строителя, до сих пор не истолкованного литературоведами. По одной из версий, творчество и жизнь несовместимы, по другой — только так и может закончить свой путь истинный художник.
Слайд 12
Спасибо за внимание !!!