Презентация - Cферы духовной и материальной культуры

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Cферы духовной и материальной культуры
Распечатать
  • Уникальность: 91%
  • Слайдов: 23
  • Просмотров: 4868
  • Скачиваний: 1666
  • Размер: 8.89 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет» Тобольский индустриальный институт (филиал)
Культурология Тема: Сферы духовной и материальной культуры Выполнил: Студент группы ЭЭбз-19-1 Антипин Николай Андреевич   Проверил: к.п.н., доцент А.А Новикова

Слайд 2

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 2

Само слово “культура” (cultura) появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего агрокультуру (cultus agri), т.е. возделывание, обработку, культивирование земли.

Слайд 3

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 3
Значения понятия «культура»
Древний Рим.Возделывание земли
XVIII век.Совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения.
XX век.Характеристика образа жизни всего общества - система норм и ценностей, выраженная через язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействия людей.
К У Л Ь Т У Р А — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Слайд 4

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 4
Становление философии культуры началось в 19 в. А 20 в. сложились разнообразные исследовательские подходы, которые изучают культуру в различных аспектах: аксиологический, деятельностный, социологический и технологический и др.
Аксиологический подход определяет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей. Социологический подход рассматривает культуру как социальный институт, транслирующий нормы и правила человеческой деятельности. Деятельностный понимает культуру как сочетание определенных типов и форм жизнедеятельности (употребление орудий, знаков, формирование особых типов поведения и другое). Технологический – как определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.

Слайд 5

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 5
Ф. Ницше понимал культуру как стиль жизни народа.
Культура, — пишет Ницше, — есть дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой. Каждый верующий в культуру тем самым утверждает: «я вижу над собой нечто более высокое и человечное, чем я сам; помогите мне все достигнуть этого, как я хочу помочь каждому, кто исполнен того же познания и страдания, — чтобы наконец возник снова человек, который чувствовал себя завершенным и бесконечным в познании и любви, в созерцании и дейстовании, и всем своим целостным существом был бы связан с природой как судья всех вещей и мерило их ценности.

Слайд 6

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 6

Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать, что понятие культуры имеет три основных значения: возделывание, творчество производство; образование, воспитание и развитие; поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ.

Слайд 7

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 7
Человеческая культура создается и передается с помощью сознания и символических систем. Благодаря культуре человек преодолевает “животность” и приобретает “человечность”. Она выражает и воплощает социальное.   Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.

Слайд 8

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 8
Материальная и духовная культура
«Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман); Культура как «вторая природа», как воплощение человеческого духа Культура обеспечивает наличие "социальной памяти" – особого надбиологического механизма передачи от поколения к поколению норм и опыта совместной жизни, знаний, навыков трудовой деятельности, языка в отличии от памяти генетической. Люди руководствуются в своих действиях внебиологически наработанными и социально закрепленными средствами и механизмами деятельности, которые и образуют культуру. два аспекта – с одной стороны – готовый опыт (не надо начинать сначала) с другой стороны – готовые стереотипы, мифы и т.п. .

Слайд 9

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 9
Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища предметы быта, одежду и т.д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри ее часто выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Слайд 10

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 10
Материальная и духовная культура

Слайд 11

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 11
Материальная культура – всё, что связано с производством и освоением окружающего мира.

Слайд 12

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 12
Духовная культура – мир социальных и личностных ценностей.
Достижения духовной культуры бесценны и вечны.

Слайд 13

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 13
Материальная и духовная культура
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).

Слайд 14

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 14
Опредмечивание и распредмечивание в культуре
Процесс опредмечивания мыслится не только как создание предметных продуктов культуры, например картин художника, но и как объективация культуры с помощью знаков и знаковых систем. Знаком может быть любой чувственно воспринимаемый объект, замещающий другой объект в качестве носителя его значения и смысла. Распредмечивание - это превращение заложенного в предметах культуры содержания в достояние субъекта, его внутреннего мира. Усвоение текстов, овладение накопленными знаниями и умением оперировать с предметами в соответствии с приданными им функциями - все это различные способы распредмечивания.

Слайд 15

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 15
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
— часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Слайд 16

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 16
КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ
— нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Слайд 17

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 17
Преемственность и изменчивость в культуре
Каждое поколение приобщается к имеющейся культуре, осваивает ее, живет в ней, развивает ее и передает дальше. В этой преемственной эстафете поколений что-то меняется в культуре, но что-то остается неизменным.

Слайд 18

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 18
От чего может наступить гибель культуры?
Истории известно немало случаев гибели процветающих культур и цивилизаций в результате завоеваний. Однако завоевания – не единственная причина разрыва преемственности в культуре Так, была нарушена преемственность в развитии культуры в Западной Европе, что привело к ее запустению и одичанию в период раннего средневековья. «Пролетарская культура», пришедшая на смену культуре буржуазной в Cоветской России. Культурная революция в Китае Проблема в том, как сохранить баланс между изменением и сохранением

Слайд 19

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 19
Многообразие культур
региональные (европейская, латиноамериканская и т.д.), национальные (немецкая, белорусская) этнические культуры (баварская, полесская) Различия в культуре образуются также под влиянием социальных, демографических и других факторов (молодежная культура, массовая культура, элитарная культура и т.д.).

Слайд 20

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 20
культурный релятивизм
Его теоретической основой является цивилизационный подход У истоков культурного релятивизма – М. Монтень. Неповторимость, самобытность, запрет какую бы то ни было иерархию в сфере культуры. Все культуры равноценны. Философ и этнограф Леви-Стросс – восприпятствовать размыванию культур можно только ограничением их контактов и обменов.

Слайд 21

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 21
культурный универсализм
Сторонники универсализма признают не только возможность, но и реальность мировой культуры. Руссо, Кант, Гете, разумеется Гегель с его мировым духом (кочующий разум) Кант –категорический императив – поступок считается хорошим, если он может стать универсальным, приемлемым для всех. Гете ставил мировую художественную культуру выше национальной , «мировой уровень». Мировая культура – как совокупность лучших достижений национальных культур, но не их слияние, растворение.

Слайд 22

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 22
Культура и глобализация
Глобальное массмедийное пространство, где доминирует отнюдь не национальная культура Культурная индустрия как сектор экономики. коммерческая культура «Фольклоризация» национальных культур (местная экзотика для туристов) Соотношение культурного и экономического доминирования

Слайд 23

Cферы духовной и материальной культуры, слайд 23
КОНЕЦ
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.