Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет» Тобольский индустриальный институт (филиал)
Культурология
Тема: Сферы духовной и материальной культуры
Выполнил:
Студент группы ЭЭбз-19-1
Антипин Николай Андреевич
Проверил:
к.п.н., доцент А.А Новикова
Слайд 2
Само слово “культура” (cultura) появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего агрокультуру (cultus agri), т.е. возделывание, обработку, культивирование земли.
Слайд 3
Значения понятия «культура»
Древний Рим.Возделывание земли
XVIII век.Совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения.
XX век.Характеристика образа жизни всего общества -
система норм и ценностей, выраженная через
язык, песни, танцы, обычаи, традиции и
манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействия людей.
К У Л Ь Т У Р А — комплекс, включающий знания, верования,
искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности
и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Слайд 4
Становление философии культуры началось в 19 в. А 20 в. сложились разнообразные исследовательские подходы, которые изучают культуру в различных аспектах: аксиологический, деятельностный, социологический и технологический и др.
Аксиологический подход определяет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей.
Социологический подход рассматривает культуру как социальный институт, транслирующий нормы и правила человеческой деятельности.
Деятельностный понимает культуру как сочетание определенных типов и форм жизнедеятельности (употребление орудий, знаков, формирование особых типов поведения и другое).
Технологический – как определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.
Слайд 5
Ф. Ницше понимал культуру как стиль жизни народа.
Культура, — пишет Ницше, — есть дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой. Каждый верующий в культуру тем самым утверждает: «я вижу над собой нечто более высокое и человечное, чем я сам; помогите мне все достигнуть этого, как я хочу помочь каждому, кто исполнен того же познания и страдания, — чтобы наконец возник снова человек, который чувствовал себя завершенным и бесконечным в познании и любви, в созерцании и дейстовании, и всем своим целостным существом был бы связан с природой как судья всех вещей и мерило их ценности.
Слайд 6
Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать, что понятие культуры имеет три основных значения:
возделывание, творчество производство;
образование, воспитание и развитие;
поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ.
Слайд 7
Человеческая культура создается и передается с помощью сознания и символических систем. Благодаря культуре человек преодолевает “животность” и приобретает “человечность”. Она выражает и воплощает социальное.
Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.
Слайд 8
Материальная и духовная культура
«Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);
Культура как «вторая природа», как воплощение человеческого духа
Культура обеспечивает наличие "социальной памяти" – особого надбиологического механизма передачи от поколения к поколению норм и опыта совместной жизни, знаний, навыков трудовой деятельности, языка в отличии от памяти генетической.
Люди руководствуются в своих действиях внебиологически наработанными и социально закрепленными средствами и механизмами деятельности, которые и образуют культуру.
два аспекта – с одной стороны – готовый опыт (не надо начинать сначала)
с другой стороны – готовые стереотипы, мифы и т.п.
.
Слайд 9
Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища предметы быта, одежду и т.д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри ее часто выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.
Слайд 10
Материальная и духовная культура
Слайд 11
Материальная культура – всё, что связано с производством и освоением окружающего мира.
Слайд 12
Духовная культура – мир социальных и личностных ценностей.
Достижения духовной культуры бесценны и вечны.
Слайд 13
Материальная и духовная культура
Деление культуры на материальную и духовную
весьма условно, так как провести грань
между ними порой бывает очень сложно,
потому что в «чистом» виде они просто
не существуют: духовная культура может
воплощаться и в материальных носителях
(книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).
Слайд 14
Опредмечивание и распредмечивание в культуре
Процесс опредмечивания мыслится не только как создание предметных продуктов культуры, например картин художника, но и как объективация культуры с помощью знаков и знаковых систем. Знаком может быть любой чувственно воспринимаемый объект, замещающий другой объект в качестве носителя его значения и смысла.
Распредмечивание - это превращение заложенного в предметах культуры содержания в достояние субъекта, его внутреннего мира. Усвоение текстов, овладение накопленными знаниями и умением оперировать с предметами в соответствии с приданными им функциями - все это различные способы распредмечивания.
Слайд 15
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
— часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Слайд 16
КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ
— нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Слайд 17
Преемственность и изменчивость в культуре
Каждое поколение приобщается к имеющейся культуре, осваивает ее, живет в ней, развивает ее и передает дальше. В этой преемственной эстафете поколений что-то меняется в культуре, но что-то остается неизменным.
Слайд 18
От чего может наступить гибель культуры?
Истории известно немало случаев гибели процветающих культур и цивилизаций в результате завоеваний. Однако завоевания – не единственная причина разрыва преемственности в культуре
Так, была нарушена преемственность в развитии культуры в Западной Европе, что привело к ее запустению и одичанию в период раннего средневековья.
«Пролетарская культура», пришедшая на смену культуре буржуазной в Cоветской России.
Культурная революция в Китае
Проблема в том, как сохранить баланс между изменением и сохранением
Слайд 19
Многообразие культур
региональные (европейская, латиноамериканская и т.д.),
национальные (немецкая, белорусская)
этнические культуры (баварская, полесская)
Различия в культуре образуются также под влиянием социальных, демографических и других факторов (молодежная культура, массовая
культура, элитарная культура и т.д.).
Слайд 20
культурный релятивизм
Его теоретической основой является цивилизационный подход
У истоков культурного релятивизма – М. Монтень. Неповторимость, самобытность, запрет какую бы то ни было иерархию в сфере культуры. Все культуры равноценны.
Философ и этнограф Леви-Стросс – восприпятствовать размыванию культур можно только ограничением их контактов и обменов.
Слайд 21
культурный универсализм
Сторонники универсализма признают не только возможность, но и реальность мировой культуры.
Руссо, Кант, Гете, разумеется Гегель с его мировым духом (кочующий разум)
Кант –категорический императив – поступок считается хорошим, если он может стать универсальным, приемлемым для всех.
Гете ставил мировую художественную культуру выше национальной , «мировой уровень».
Мировая культура – как совокупность лучших достижений национальных культур, но не их слияние, растворение.
Слайд 22
Культура и глобализация
Глобальное массмедийное пространство, где доминирует отнюдь не национальная культура
Культурная индустрия как сектор экономики. коммерческая культура
«Фольклоризация» национальных культур (местная экзотика для туристов)
Соотношение культурного и экономического доминирования