Презентация - Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики
Распечатать
  • Уникальность: 95%
  • Слайдов: 24
  • Просмотров: 5149
  • Скачиваний: 3183
  • Размер: 0.82 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 1
Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики
Молчанов Сергей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Слайд 2

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 2
Зависимость.
Зависимость – подчинение другим ( другому) при отсутствии самостоятельности, свободы, навязчивое влечение, переходящее в манию. Этапы формирования зависимости: 1. Этап первых проб к способу действия, улучшающему психическое состояние при фрустрации и сильных негативных переживаниях, 2. Этап систематического обращения к способу 3. Этап формирования зависимости, 4. Этап личностной деструкции ( личностные изменения, изменения образа жизни, десоциализация)

Слайд 3

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 3
Интернет-зависимость (ИЗ) – есть или нет?
ИЗ – нет в Международной классификации болезней – МКБ-10, Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств DSM-IV. Исследования специалистов в области психического здоровья ( США, Швейцария) – 73% - да, есть ИЗ (Войскунскй А.Е., 2010)

Слайд 4

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 4

ИЗ – понятие введенное А. Голдбергом. (1995). ИЗ – непреодолимое влечение к пользованию Интернетом, стремление войти в Интернет и неспособность выйти из него.

Слайд 5

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 5
Симптомы интернет-зависимости по К.Янгу.
— чувство озабоченности нахождением в Интернете; — потребность постоянно увеличивать время нахождения в сети для получения чувства удовлетворения; — постоянные безуспешные попытки контролировать, урезать или прекращать использование Интернета; — чувство беспокойства, депрессии, раздражительности при попытке сократить или прекратить использование Интернета;

Слайд 6

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 6
Симптомы интернет-зависимости по К.Янгу.
— нахождение в сети дольше, чем планировалось; — риск потери значимых отношений, работы, образования или карьеры из-за нахождения в сети; — ложь членам семьи, терапевту или другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в Интернет-активность; — использование Интернета как способа ухода от своих проблем или освобождения от негативных эмоциональных состояний (например, чувства беспомощности, вины, тревоги, депрессии).

Слайд 7

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 7
Симптомы интернет-зависимости по А.Е.Войскунскому
— неспособность и нежелание отвлечься от Интернета даже на короткое время; — досада и раздражение при невозможности использовать Интернет, навязчивые мысли о возобновлении использования; — тенденция к увеличению времени, проводимому в сети; — почти навязчивое стремление получать свежую информацию о новинках Интернета; — готовность тратить на обеспечение работы Интернета все большее количество средств, часто в ущерб другим важным покупкам; — ложь о количестве времени, проводимом в сети;

Слайд 8

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 8
Симптомы интернет-зависимости по А.Е.Войскунскому
— склонность забывать о других важных делах (работа, учеба, домашние дела, встречи и т.д.); — злоупотребление тонизирующими средствами; — нежелание принимать критику своего образа жизни от других людей; — готовность мириться с разрушением семьи и потерей работы из-за чрезмерного применения Интернета; — сокращение или избегание физической активности, оправдывая это необходимостью работы в Интернете; — пренебрежение личной гигиеной из-за стремления провести в сети как можно больше времени; — драйв (специфическиий подъем настроения и забывание о доводах в пользу прекращения работы в Интернете)

Слайд 9

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 9
Физиологические признаки интернет-зависимости
синдром каптального канала, сухость глаз, мигрени, боли в спине, сбой режима питания, расстройства сна, пренебрежение личной гигиеной

Слайд 10

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 10
Стадии формирования Интернет-зависимости у подростков:
1) неадекватное состояние благодушия и беспечности при работе в Интернете,гипертрофия игровых желаний; игнорирование реальности и нарушения социальной адаптации, в том числе учебных обязанностей, пропуск занятий; 2) функциональные нарушения познавательной деятельности, снижение общей работоспособности; в большинстве случаев соматизация зависимости, усталость и раздражительность; сокращение времени на еду и прием пищи перед монитором; конфликты с родителями из-за чрезмерного времени, проводимого за компьютером; снижение настроения из-за прекращения работы в Интернете и навязчивое стремление ввернуться в него; отрицание наличия зависимости; резкое нарастание симптомов дезадаптации.

Слайд 11

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 11
Стадии формирования Интернет-зависимости у подростков:
3) снижение или исчезновение чувства удовольствия от пользования Интернетом при сохранении навязчивого стремления к пользованию, расстройство волевой и эмоциональной сферы, игнорирование состояния своего здоровья, внешнего вида, требований гигиены; высокая конфликтность с социальным окружением, полная социальная дезадаптация.

Слайд 12

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 12
Виды зависимости от Интернета (К.Янг)
компьютерная зависимость, компульсивные навигаторы сети, перегруженность информацией, кибер-коммуникативная зависимость, кибер-сексуальная зависимость.

Слайд 13

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 13
Методики диагностики интернет-зависимости
1. Методика Кимберли Янг ( модификацияБэрд К, Вульф Е. 2001). 2. Методикаинтернет-зависимости Чен (Chen Internet Addiction Scale – CIAS). 3. Методика методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети Интернет (Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н.).

Слайд 14

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 14
Методика интернет-зависимости Чен (Chen Internet Addiction Scale – CIAS).
Шкала компульсивных симптомов Шкала симптомов отмены Шкала толерантности Шкала внутриличностных проблем и проблем связанных со здоровьем Шкала управления временем 2 типа надшкальных критериев – А) Интегральные (ключевые) симптомы непосредственно самой Интернет-зависимости включающий в себя первые 3 шкалы Б) Критерий негативных последствий использования интернета (последние 2 шкалы). Сумма всех шкал является интегральным показателем ИЗ.

Слайд 15

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 15
Модель когнитивных способов переработки социальной информации (Crick, Dodge, 1994), (Lemerise, Arsenio, 2000).
Составляющих переработки социальной информации, связанных между собой: восприятие информации (включая декодирование), интерпретация информации, прояснение целей, построение возможных ответных действий, решение о действии, реализация действия.

Слайд 16

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 16

На первом этапе происходит декодирование сигналов и знаков - внешних и внутренних. Декодирование основывается на предшествующем опыте, определенной "базе данных", которая включает содержимое памяти, усвоенных правил поведения и социальных схем, а также различных социальных знаний. "База данных" и процесс декодирования непрерывно связаны: декодирование происходит на основе предшествующего опыта, а также создает новый опыт самим фактом переработки новой информации.

Слайд 17

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 17

Второй этап - интерпретационный. Интерпретация социальной информации строится на основе каузальных атрибуций, установок, приписывания целей и мотивов, оценки успешного опыта прежних взаимодействий, самооценки. Интерпретация социальных знаков нередко происходит практически одновременно с их декодированием, при этом сама интерпретация основывается так же, как и декодирование, на предшествующем опыте, и может потребовать дополнительного декодирования внешних и/или внутренних сигналов.

Слайд 18

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 18

На третьем этапе происходит прояснение целей и принятие субъектом решения о том, какую цель (внешнюю или внутреннюю) он преследует в социальном контакте. Цели, с одной стороны, определяются уже имеющимся опытом, с другой, конструируются на основе наличной ситуации с учетом декодирования и интерпретации непрерывно поступающей информации в конкретной ситуации. Определение цели, по сути, является ключевым мотивационным источником для дальнейших действий. При прояснении целей важны регуляционные механизмы, позволяющие наиболее эффективно конструировать цели на основе прошлого опыта и наличной ситуации.

Слайд 19

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 19
Четвертый этап связан с продумыванием ответных реакций. Возможные ответные реакции строятся на основании определения цели и "базы данных", аккумулирующей прошлый социальный опыт. При отсутствии готовых моделей поведения в той или иной ситуации, или при невозможности применить ранее используемые схемы взаимодействия с социальным окружением на этом этапе конструируется новый паттерн поведения на основе декодирования и интерпретации актуальной социальной ситуации. Большим преимуществом в переработки социальной информации на четвертом этапе является возможность создания широкого спектра возможных ответных реакций.

Слайд 20

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 20

Пятый этап предполагает выбор предпочитаемого ответного поведения. На этом этапе осуществляется оценка реакций, выработанных на предыдущем этапе, анализ ожидаемых последствий, оценка самоэффективности в данной ситуации и собственно выбор действий. Выбор предпочитаемого действия неразрывно связан с предшествующим опытом, однако требует мысленного возврата к тем вариантам ответных реакций, которые продуцировались на предшествующем этапе. Каждый вариант действий оценивается с точки зрения его эффективности для личности и социальной ситуации в целом, как с точки зрения возможности реализации, так и в аспекте краткосрочных и долгосрочных последствий. После оценки всех вариантов ответного действия выбирается наиболее оптимальный способ поведения с точки зрения индивидуальных и социальных последствий, ценностей, ожидаемого результата.

Слайд 21

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 21
Игровая зависимость. Негативное воздействие на развитие подростков
— в упрощении и примитивизации мышления в решении жизненных задач; — низкой коммуникативной компетентности, самоизоляции, одиночестве; — усилении тенденций эгоцентризма и формировании эгоизма как ли ностной черты; — низком уровне морального развития, недостаточной доброжелательности и доверия к миру; — нарушениях эмоционально-волевой сферы — низкой эмпатии, дисфории, безнадежности, склонности к депрессивным состояниям, безволии; — десоциализации и агрессивности, склонности к агрессивному поведению.

Слайд 22

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 22
Синдромы геймерства
синдром выигрыша (эйфория, чувство превосходства, усиление влечения к игре), синдром проигрыша (подавленность, дисфория, самоосуждение, раздражительность, усиление стремления к игре в сочетании с неспособностью отказа от игры), синдром игрового азарта (неконтролируемый азарт, влечение к игре)

Слайд 23

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 23
Профилактика интернет зависимости
— строгое ограничение времени, отводимого этим занятиям; — профилактика условий, способствующих уходу детей в виртуальный мир и игровую зависимость: неправильный стиль воспитания, нарушение взаимоотношений с близкими и сверстниками, низкая самооценка, неразвитая сфера интересов, высокий уровень тревожности и многие другие компоненты психологического неблагополучия детей и подростков; — жесткий и неукоснительный контроль над содержанием игр, направ- ленный на исключение сюжетов с насилием, жестокостью, сексуальной рас- пущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой

Слайд 24

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики, слайд 24

Деятельность в интернете Время в интернете Активность вне интернета
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.