Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
КГБПОУ НМТ
Презентация по дисциплине
сестринский уход в терапии
Тема:
«Проведение сестринского процесса при пневмонии»
Подготовила преподаватель
Дзюба С.В.
Слайд 2
ПНЕВМОНИЯ
«… сегодня пневмония – одна из наиболее актуальных тем , поэтому сегодня знание всех аспектов пневмонии приобретает чрезвычайно важное значение…»
Чучалин А.Г.
Академик РАН, профессор, доктор медицинских наук главный терапевт России
Слайд 3
Из истории
КОРНЕЛИЙ ЦЕЛЬС (I век до н. э.) – впервые описал воспаление в респираторных отделах дыхательного тракта.
ЛАЭННЕК (1781- 1826 г.) – описал аускультативную картину пневмонии.
РОКИТАНСКИЙ (1804-1878 г.) - выделил два морфологических варианта пневмонии – долевую и бронхопневмонию.
ФРЕНКЕЛЬ (1886 г.) – определил, что главный возбудитель крупозной пневмонии - сумчатый диплококк.
МОЛЧАНОВ – создал классификацию острой пневмонии.
Слайд 4
Статистические данные
Заболеваемость госпитальной пневмонией составляет 10 – 15%.
Смертность от внутрибольничных пневмоний составляет от 30 –80%.
Пневмонии занимают
4 – 5 место в структуре
причин смерти после с-с заболеваний.
В развитых странах заболеваемость пневмониями составляет от 3,6 до 16 на 1000 человек.
Пациенты в возрасте от 40 до 59 лет составляют 38,4 – 55,7% заболевших, старше 60 лет – от 31 до 60%.
Летальность от пневмоний составляет 10-50%.
Слайд 5
Заболеваемость пневмониями в России
На 100 тысяч человек
В России от пневмонии ежегодно каждые 5 минут
умирает один человек
Слайд 6
Знаменитости умершие от пневмонии
Слайд 7
Джордж Вашингтон
первый президент США
Слайд 8
Рональд Рейган 40-й президент США
Слайд 9
Джон Уилер
физик, разработчик атомной бомбы
Слайд 10
Рене Декарт французский математик, физик, философ
Слайд 11
Фридрих Вильгельм Ницше немецкий философ
Слайд 12
Фрэнсис Бэкон английский философ, историк
Слайд 13
День борьбы с пневмонией
Каждый год 12 ноября отмечается День борьбы с пневмонией.
Его цель – не только просветить общественность, но и добиться привлечения внимания к проблеме пневмонии государственных деятелей, врачей-специалистов и граждан – потенциальных доноров. В этот день в учреждениях здравоохранения проходят различные мероприятия.
Проводятся медицинские осмотры. Добровольцы рассказывают людям о болезни, первых симптомах, профилактических действиях и правильном лечении. Символ праздника – голубые джинсы
Слайд 16
Определение пневмонии
Это острый экссудативный воспалительный процесс различной этиологии и патогенеза, локализующийся в паренхиме, межуточной ткани легкого, с вовлечением в процесс сосудистой стенки с обязательной экссудацией в альвеолы.
Слайд 17
Классификация пневмоний по этиологии
Бактериальные.Вирусные.Атипичные
Пневмококковая.Гриппозная.Микоплазменная
Стафилококковая.Аденовирусная.Риккетсиозная
Стрептококковая.Респираторно-синтициальная.Актиномикозная
Фриндлендеровская.Парагриппозная.Орнитозная
Синегнойная.Коронаровирусная (SARS).Аспиргеллёзная
Вызванная кишечной палочкой..Легионеллёзная
Вызванная протеем..Аллергическая
Слайд 18
Виды возбудителей пневмонии
Streptococcus pneumoniae
(pnevmococcus)
Staphilococcus aureus
Слайд 19
Виды возбудителей пневмонии
Pseudomonas aeruginosa
Klebsiella pneumoniae
Слайд 20
Виды возбудителей пневмонии
Proteus
Слайд 21
Виды возбудителей пневмонии
Mycoplasma pneumonia
Слайд 22
Виды возбудителей пневмонии
Aspergillus
Actinomyces
Слайд 23
Распространённость возбудителей пневмоний
2-5%
2-8%
Слайд 24
Классификация пневмоний
По распространённости
очаговая — занимает небольшой очаг лёгкого (бронхопневмония).
долевая— захватывает долю лёгкого ( крупозная).
интерстициальная – воспаление соединительной ткани альвеол, мелких бронхов, кровеносных сосудов.
сегментарная — распространяться на один или несколько сегментов лёгкого.
сливная — слияние мелких очагов в более крупные.
тотальная — распространяется на всё лёгкое.
По тяжести
легкая
среднетяжелая
тяжелая
По течению
острая
затяжная
Слайд 25
Современная классификация
пневмоний
Слайд 26
Классификация пневмоний
Слайд 27
Атипичные пневмонии
Чаще всего вызываются возбудителями
Legionella pneumophila
Mycoplasma pneumoniae
Coxiella burnetii
Chlamydophila pneumoniae
Слайд 29
Legionella pneumophila
Слайд 30
Факторы риска пневмонии
Курение и алкоголизм
Травмы грудной клетки
Заболевание сердца, почек, легких
Стрессы
Продолжительный постельный режим
Онкологические заболевания
Нарушение акта глотания
Пожилой возраст
Время года
Слайд 32
Патогенез пневмонии
Слайд 33
При пневмонии альвеолы наполняются экссудатом, который препятствует попаданию кислорода в кровеносный сосуд
Легкое в норме: альвеолы воздушны, альвеолярные перегородки тонкие
Микроскопическая
картина пневмонии
Просвет альвеол заполнен экссудатом
Слайд 34
Верхнедолевая (крупозная) пневмония
Острый воспалительный процесс, захватывающий всю долю легкого с вовлечением в процесс плевры, протекающий стадийно
Возбудители: пневмококк, стрептококк, стафилококк,
палочка Фридлендера.
Слайд 35
1 стадия (бактериального отека) – 1-3 дня
потрясающий озноб
сильная головная боль
повышение температуры тела до 39 - 40 С
боль в грудной клетке (усиливается при кашле и вдохе)
кашель сухой, через 1-2 дня с «ржавой» мокротой
одышка при незначительной физической нагрузке
гиперемия щёк
герпес на губах и крыльях носа
отставание пораженной половины грудной клетки при дыхании
перкуторно – тимпанический звук
При аускультации – мелкопузырчатые влажные хрипы (крепитация) – crepitacio indux.
Слайд 36
2 стадия (опеченения) – 6-7 дней
Состояние тяжелое
Нарастает интоксикация, одышка
«Ржавая» мокрота
Сердцебиение 100-120 в мин.
Снижение аппетита и АД (коллапс)
Запоры
Олигурия
Нарушение сна, бред, галлюцинации
Перкуторно- тупой звук
При аускультации – бронхиальное дыхание
Слайд 37
3 стадия (разрешения) – 2-3 недели
Улучшение состояние:
уменьшается одышка
увеличивается количество мокроты
температура нормализуется
при перкуссии – тимпанический звук
при аускультации – крепитация (crepitacio redux)
у ¼ больных – шум трения плевры
Слайд 38
Верхнедолевая левостороняя пневмония
Слайд 39
Верхнедолевая правостороняя пневмония
Слайд 40
Среднедолевая правостороняя пневмония
Слайд 41
Очаговая пневмония
Очаговая пневмония (бронхопневмония) – это воспаление отдельных участков (в пределах сегмента), дольки или ацинуса.
Этиология:
Вирусы (ОРВИ, гриппа)
Бактерии (пневмококк, стафилококк, кишечная палочка).
Слайд 42
Очаговая пневмония
Клиника
постепенное начало
повышение температуры тела до 38,0 ºС
общая слабость
потливость
герпетические высыпания на носу и губах
кашель (сухой, через 2-3 дня с отделением слизистой или слизисто-гнойной мокроты)
одышка при физической нагрузке
боль в грудной клетке не характерна
одышка (тахипноэ)
тахикардия
над очагом поражения - влажные мелкопузырчатые хрипы (крепитация)
Слайд 43
Осложнения пневмонии
Слайд 44
Абсцедирующая
правостороняя пневмония
Деструктивный воспалительный процесс, сопровождающийся формированием множественных гнойных очагов в легочной ткани, вызывается стафилококками
Слайд 45
Септическая (метастатическая) пневмония
Характерна множественность гематогенной диссеминации воспалительного процесса, что обычно является проявлением сепсиса.
Слайд 46
Диагностика пневмонии
Учитываются данные
анамнеза
осмотра
перкуссии
аускультации
Слайд 47
Диагностика пневмонии
1. Общий и биохимический анализ крови
лейкоцитоз, увеличение СОЭ
увеличение острофазовых показателей
2. Общий анализ мокроты
«ржавая» мокрота - при крупозной пневмонии
серозно-гнойная иногда с прожилками крови – при очаговой пневмонии
3. Бактериологическое исследование мокроты выделение возбудителя и определение его чувствительности к антибиотикам
4. Рентгенография грудной клетки:
при крупозной пневмонии – затемнение всей доли легкого, при очаговой - воспалительные очаги с нечеткими контурами, не менее 1-2 см. в диаметре
Слайд 48
Лечение пневмонии Группы антибиотиков
Пенициллины
бензилпенициллин
оксациллин
ампициллин
ампиокс
карбенициллин
Цефалоспорины
цефтриоксон
цефазолин
цефамандол
цефуроксим
Аминогликозиды
гентамицин
канамицин
Макролиды
эритромицин
кларитромицин
азитромицин
тиенам
Тетрациклины
метоциклин
доксициклин
Фторхинолоны
офлоксацин
ципрофлоксацин
В – лактамные
аугментин
Слайд 49
Лечение пневмонии
Бронхолитики - эуфиллин
Противокашлевые - либексин (при сухом кашле)
Отхаркивающие и муколитики - амброксол, АЦЦ, лазолван
Дезинтоксикационная терапия - гемодез
Витаминотерапия
Симптоматическая терапия - анальгетики (при боли в грудной клетке)
Оксигенотерапия
Физиотерапия - ингаляции, дыхательная гимнастика, массаж грудной клетки, ЛФК
Слайд 50
Реабилитация
Начинается с первых дней заболевания и продолжается в период выздоровления. После выписки из стационара пациентов направляют в санатории и профилактории (ЮБК, Кисловодск).
Основные компоненты реабилитации больных пневмонией включают:
тренировка дыхательной мускулатуры
дыхательную гимнастику
вибрационный массаж
иглорефлексотерапия
воздействие искусственного микроклимата (гипоксические гелий- кислородные смеси, аэроионизация)
бальнеопроцедуры, грязелечение, ингаляции радона.
Слайд 51
Прогноз при пневмониях
Прогноз при своевременно начатой и рациональной
антибиотикотерапии в большинстве случаев благоприятный, выздоровление наступает в конце 3-й — начале 4-й недели болезни.
Факторы, способствующие неблагоприятному прогнозу при внутрибольничных пневмониях:
Пожилой возраст
Интубация трахеи
Сопутствующие заболевания
Почечная недостаточность
Дыхательная недостаточность
Тромбоцитопения
Использование антацидов
Бактериемия
Слайд 52
Диспансерное наблюдение
1. Больные, перенесшие нетяжелую пневмонию без сопутствующих заболеваний внутренних органов, диспансерному наблюдению не подлежат.
2. Больные с сопутствующими заболеваниями, перенесшие нетяжелую пневмонию, подлежат диспансерному наблюдению в течение 6 месяцев с 2-х кратным посещением врача: через 1 месяц и 6 месяцев с момента окончания лечения.
3. Больные, перенесшие тяжелую пневмонию или пневмонию с осложнениями, подлежат диспансерному наблюдению в течение 12 месяцев с 3-кратным посещением врача: через 1 месяц, 6 месяцев, 12 месяцев с момента окончания лечения.
Слайд 53
Основные методы профилактики пневмонии
проведение общих санитарно-гигиенических мероприятий, режим труда, борьба с запыленностью, проветривание помещений;
личная профилактика предусматривает закаливание организма, полноценное питание, исключение перегревания и переохлаждения, прекращения курения;
рациональное лечение ОРВИ, трахеитов, бронхитов;
санация хронических очагов инфекции.
Слайд 54
Специфическая профилактика пневмонии
В настоящее время с целью профилактики пневмонии используются пневмококковая и гриппозная вакцины. Применяется 23-валентная неконъюгированная вакцина, содержащая очищенные капсулярные полисахаридные антигены 23 серотипов Streptococcus pneumoniae.
Слайд 55
Этапы сестринского процесса
Расспрос.
Осмотр, пальпация, аускультация, перкуссия, измерение АД, подсчёт ЧДД, Ps.
Лабораторные, инструментальные данные.
Выявление проблем пациента (существующих, приоритетных и потенциальных).
Выявление целей по проблемам пациента.
Составление плана ухода.
Выполнение поставленных задач.
Оценка сестринского ухода.
Корректировка действий медсестры (при необходимости).
Слайд 57
Анамнез жизни и болезни
Слайд 59
Определение пульса и ЧДД
Слайд 64
Алгоритм подготовки пациента к сбору общего анализа мокроты.Обоснование
1. Установить доверительные отношения с пациентом. Предупредить, объяснить цель и необходимость исследования, рассказать ход подготовки и проведения..Соблюдение права пациента на информированное согласие.
2. Накануне обеспечить пациента посудой, направлением. Провести инструктаж..Соблюдается условие качественной подготовки к исследованию.
3. Утром проконтролировать, чтобы пациент почистил зубы за два часа до сбора мокроты, непосредственно перед сбором мокроты прополоскал рот и глотку кипяченой водой..Предупреждается попадание микроорганизмов из ротовой полости в мокроту.
4. Проконтролировать, чтобы пациент правильно собрал мокроту – откашлял, в количестве не менее 3-5мл..Соблюдается условие качественного сбора мокроты.
5. Прикрепить этикетку-направление к емкости с биоматериалом и доставить мокроту в клиническую лабораторию не позднее 2-х часов..Соблюдается правильность оформления, влияющие на результат.
6. Забрать результат анализа и подклеить в карту пациента..Соблюдение преемственности медперсонала.
Слайд 65
Алгоритм взятия мокроты для бактериологического исследования.Обоснование
1. Накануне вечером пациента предупреждают о предстоящем исследовании..Соблюдение права пациента на информированное согласие.
2. Его просят, чтобы до момента забора мокроты он не принимал пищи, воды, лекарств, не курил, не чистил зубы и приготовил стакан с кипяченой водой..Условие качественной подготовки к исследованию.
3. К пациенту приходят утром до завтрака и просят прополоскать рот кипяченой водой и хорошо откашляться..Условие качественного сбора мокроты.
4. Во время откашливаний освобождают чашку Петри от упаковки и приоткрывают крышку. Поднеся чашку Петри ко рту пациента, просят сплюнуть мокроту в чашку, не касаясь губами ее краев..Условие качественного сбора мокроты.
5. Сразу же закрывают чашку Петри, заворачивают ее и отправляют в лабораторию вместе с направлением..Условия, влияющие на результат.
6. Результат исследования подклеивают в историю болезни..Соблюдение преемственности медперсонала.
Слайд 66
.Streptococcus pneumoniae.Haemophilus influenza.Haemophilus influenza типа b.Staphylococcus haemolyticus группы А.Moraxella catarrhalis.Staphylococcus aureus.Mycoplasma.Chlamidophilia pneumoniae.Chlamidia trachomatis
Феноксиметилпенициллин.+ + +...+ + +.....
Амоксициллин.+ + +.+ + +.+ + +.+ + +.+....
Амоксициллин/
клавуланат.+ + +.+ + +.+ + +.+ + +.+ + +.+ +...
Цефалексин.+ + +...+ + +..+ +...
Цефуроксим аксетил.+ + +.+ + +.+ + +.+ + +.+ +.+...
Цефиксим.+.+ + +.+ + +.+.+ + +....
Цефтибутен.+.+ + +.+ + +.+.+ + +....
Эритромицин.+ +...+ +.+ + +.+ +.+ + +.+ + +.+ + +
Кларитромицин.+ +.+.+.+ +.+ + +.+ +.+ + +.+ + +.+ + +
Рокситромицин.+ +...+ +.+ + +.+ +.+ + +.+ + +.+ + +
Азитромицин.+ +.++.++.+ +.+ + +.+ +.+ + +.+ + +.+ + +
Джозамицин.+ + +...+ + +.+ + +.+ +.+ + +.+ + +.+ + +
Мидекамицин.+ + +...+ + +.+ + +.+ +.+ + +.+ + +.+ + +
Спирамицин.+ + +...+ + +.+ + +.+ +.+ + +.+ + +.+ + +
Слайд 67
Алгоритм неотложной помощи при коллапсе
План сестринского вмешательства.Обоснование
1.Обеспечить полный покой.
2.Срочно вызвать врача.
3. Уложить пациента в горизонтальное положение без подушки.
4. Подать грелки к кистям и ногам, поясничной области, укрыть одеялом, подать теплый чай или кофе.
5. Начать ингаляцию кислорода.
6. Исследовать пульс, измерять АД каждые 5 минут, не снимая манжетки.
7. При неэффективности этих мероприятий выполнять назначения врача:
Ввести п/к 2-3 мл кордиамина или 1 мл 10% кофеина и др. средств, повышающие АД
8. Обеспечить полный физический и психический покой при нормализации АД.
9. Постоянно наблюдать за состоянием пациента.
10. Провести беседу о причинах возникновения коллапса..Снижается степень кислородного голодания мозга.
- Данное состояние требует оказания квалифицированной медицинской помощи.
- Облегчается приток крови к мозгу.
Это способствует улучшению кровоснабжения мозга, повышению сосудистого тонуса.
- Улучшается кровоснабжение мозга.
- Записать данные исследования пульса и АД.
- Применяются средства, повышающие сосудистый тонус и АД. Показана обязательная госпитализация.
Обеспечивается состояние комфорта пациента.
- Отмечать в листе наблюдения ЧДД, АД, пульс, температуру, цвет и влажность кожных покровов, состояние сознания.
- С целью его профилактики.
Слайд 68
Алгоритм сестринского ухода при лихорадке.Обоснование действий медицинской сестры
1 период (повышение температуры, озноб):
Обеспечить пациенту постельный режим.
Тепло укрыть.
Грелку к ногам.
Напоить горячим чаем.
Измерение температуры..Опасность более тяжелого состояния.
Согревание пациента.
Функция контроля за состоянием.
2 период (повышение температуры выше 39̊ ):
Убрать дополнительное одеяло.
Обеспечить индивидуальный пост при угрозе нарушения сознания.
Постоянно наблюдать за поведением, состоянием НС.
Холодный компресс или пузырь со льдом к голове.
Смазывать губы вазелином, орошать слизистые полости рта водой.
Уход за кожей, складками, профилактика пролежней.
Обильное прохладное питье.
Дробное питание, легкоусвояемая пища.
Измерение температуры каждые 2 часа.
Жаропонижающие препараты по назначению врача..Обеспечение нормальной теплоотдачи.
Опасность более тяжелого состояния
Функция контроля за состоянием.
Проведение местной гипотермии.
Профилактика пересыхания, трещин и инфицирования.
Профилактика обезвоживания.
Исключение перегрузки ЖКТ.
Функция контроля за состоянием.
Снижение температуры тела.
Слайд 69
Алгоритм сестринского ухода при лихорадке.Обоснование действий медицинской сестры
3 период:
При литическом снижении температуры:
Своевременная смена нательного и постельного белья.
Тепло укрыть.
Обильное горячее питье.
Уход за кожей, складками, слизистыми полости рта.
Измерение АД, пульса, температуры тела.
При критическом снижении температуры:
Немедленный вызов врача.
Положение горизонтально, без подушки.
Введение препаратов, повышающих АД по назначению врача.
Контроль АД каждые 15 минут.
Уход как при лизисе..- Обеспечение комфорта.
- Профилактика переохлаждения.
- Обеспечение гигиены.
- Профилактика развития коллапса.
- Опасность более тяжелого состояния.
- Обеспечение притока крови к голове.
- Обеспечение повышения АД.
- Функция контроля за состоянием.
Слайд 70
Алгоритм сестринского ухода при малопродуктивном кашле
Действия медицинской сестры.Обоснование
1. Дать больному противокашлевые и муколитические препараты по назначению врача.
2. Обильное щелочное питье (молоко с содой, молоко с боржоми).
3. Простейшие физиопроцедуры по назначению врача (горчичники) после нормализации температуры.
4. Ингаляции по назначению врача (паровые содовые, масляные, щелочные).
5. Обеспечить больного индивидуальной плевательницей, ежедневно контролировать мокроту.
6. Контроль самочувствия, жалоб, характера кашля, отделяемой мокроты.
7. Лечение основного заболевания по назначению врача..угнетение кашлевого центра, уменьшение вязкости мокроты.
уменьшение вязкости мокроты.
- отвлекающее, противовоспалительное действие.
- уменьшение вязкости мокроты.
- обеспечение гигиены.
-обеспечение функции контроля.
- зависимая функция.
Слайд 71
Алгоритм сестринского ухода при одышке, связанной с выключением из акта дыхания участка лёгкого
Действия медицинской сестры.Обоснование
1. Положение в постели с поднятым изголовьем.
2. Доступ свежего воздуха.
3. При необходимости – увлажненный кислород через аппарат Боброва.
4. Порекомендовать не носить стесняющую одежду
5. Дробное питание, исключить продукты, вызывающие метеоризм.
6. Обучить дозированию физической нагрузки
7. Лечение основного заболевания по назначению врача..- исключение подъёма диафрагмы .
- уменьшение гипоксии.
- уменьшение ограничения экскурсии грудной клетки
- исключение подъёма диафрагмы.
- уменьшение одышки .
- зависимая функция.
Слайд 72
Алгоритм помощи при боли в грудной клетке
Действия медсестры.Обоснование
1. Обеспечить положение в постели, облегчающее боль..Рекомендуется обеспечить положение на больном боку, при котором уменьшаются ощущения боли.
2. Обеспечить физический и психический покой, ограничить физическую активность..При ограничении физической активности уменьшается трение париетального и висцерального листков плевры.
3. Обучить пациента приемам релаксации..Расслабление мышц способствует снижению уровня боли.
4. Объяснить преимущества поверхностного дыхания..Поверхностное дыхание способствует уменьшении боли.
5. По назначению врача выполнять простейшие физиотерапевтические процедуры: применить горчичники, йодные сетки..При повышении температуры тела выше 37 С физиотерапевтические процедуры и горчичники противопоказаны.
6. Обеспечить пациенту прием анальгетиков, препаратов уменьшающих кашель..Контроль за приёмом лекарств.
7. Постоянно наблюдать за состоянием пациента..Отмечать в листе наблюдения ЧДД, пульс, цвет кожных покровов, характер и уровень боли.
Слайд 73
Пример решения ситуационной задачи
Больной 20 лет, поступил в стационар с диагнозом: внебольничная (крупозная) пневмония нижней доли правого лёгкого. Беспокоит выраженная одышка, малопродуктивный кашель, колющие боли в правом боку, усиливающиеся при кашле. Температура 40°. Назначен постельный режим.
Задание: определить нарушенные потребности, определить приоритетную проблему, составить план сестринского ухода, пользуясь стандартами сестринского ухода за пульмонологическими больными.
Слайд 74
Нарушенные потребности.Проблемы
Дышать.
2. Двигаться.
3. Поддерживать нормальную температуру.
4. Способность к адаптации..Одышка, связанная с выключением из акта дыхания участка лёгкого.
Малопродуктивный кашель.
Боли в грудной клетке, связанные с поражением плевры.
Дефицит самоухода вследствие постельного режима.
Подъём температуры до 40°.
Дефицит знаний о заболевании, способах реабилитации.
Слайд 75
Приоритетные проблемы.Краткосрочные цели.Долгосрочные цели
1. Подъём температуры до 40°..Температура снизится через1-2 дня..Температуры не будет к моменту выписки.
2. Боли в грудной клетке, связанные с поражением плевры..Боли у пациента уменьшатся до уровня терпимых к концу недели..Боли у пациента исчезнут к моменту выписки.
3. Малопродуктивный кашель..Кашель станет более продуктивным к концу недели..Кашель исчезнет к моменту выписки.
4. Дефицит самоухода вследствие постельного режима..Пациенту будет обеспечен качественный уход на весь период
постельного режима..Пациент не будет нуждаться в уходе.
5. Дефицит знаний о заболевании, способах реабилитации..Пациент будет знать о заболевании и способах реабилитации..Пациент продемонстрирует знания о способах реабилитации.
Слайд 76
Самостоятельная работа студента
Задача № 1
В пульмонологическом отделении находится пациентка Самойлова, 35 лет, с диагнозом: внегоспитальная пневмония нижней доли правого легкого.
Предъявляет жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты «ржавого» цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие препараты, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.
Объективно: состояние тяжелое, температура 39,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд. в мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст., тоны сердца приглушены.
Задания:
1. Определите проблемы пациентки, сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Слайд 77
Самостоятельная работа студента
Задача № 2
В пульмонологическом отделении находится на лечении пациент Тимошенко, 68 лет c диагнозом: внегоспитальная правосторонняя среднедолевая пневмония.
Предъявляет жалобы на выраженную слабость, головную боль, кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, сильные боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при кашле и дыхании, озноб, повышение температуры до 39. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием.
Объективно: при перкуссии справа над средней долей определяется притупление перкуторного звука. Дыхание ослабленное, везикулярное, выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы, шум трения плевры
Рентгенологические данные: в средней доле правого легкого интенсивное затемнение.
Общий анализ крови: ускоренная СОЭ, лейкоцитоз со сдвигом влево.
Задания:
Определите проблемы пациентки, сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Слайд 78
Самостоятельная работа студента
Задача № 3
Постовую медсестру на ночном дежурстве вызвали к пациенту Климову, 40 лет, находящемуся на лечении с диагнозом: госпитальная левосторонняя нижнедолевая (крупозная) пневмония.
30 минут тому назад, нарушив постельный режим, почувствовал себя плохо: появилась резкая слабость, головокружение, мелькание мушек перед глазами,
Объективно: состояние средней тяжести, сознание сохранено, пациент испуган, кожа бледная, обильно покрыта холодным липким потом. АД 80/50 мм. рт. ст., пульс нитевидный 100 в минуту.
Задания:
1. Определите проблемы пациента, сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Слайд 79
Алгоритм расчета и техника разведения пенициллина у взрослых (1:1)
Провести расчет для разведения антибиотика по формуле 1:1
На 1000000 ЕД необходимо взять 10 мл. растворителя.
На 500000 ЕД необходимо взять 5 мл растворителя (воды для инъекции или 0,9% раствора натрия хлорида или 0,25% раствора новокаина).
Слайд 80
Этапы алгоритма разведения антибиотиков.Обоснование
1.Надпилить шейку ампулы с растворителем. Обработать место надлома ампулы ватным шариком, смоченным спиртом. Вскрыть ампулу с растворителем. Набрать нужное количество растворителя в шприц.
2.Вскрыть алюминиевую крышку в центре, пинцетом.
3.Обработать ватным шариком со спиртом, резиновую пробку.
4.Взять флакон и шприц, проколоть пробку в центре флакона под углом 90 градусов, ввести в него растворитель.
5.Снять флакон вместе с иглой, встряхивая флакон до полного растворения порошка. Надеть иглу с флаконом на шприц.
6.Поднять флакон вверх дном и набрать содержимое флакона или его часть в шприц. Выпустить воздух из шприца во флакон.
7.Снять флакон со шприца, сменить иглу..- Соблюдение правил асептики
- Обеспечение условий по выполнения инъекции
- Профилактика ВБИ.
- Обеспечение условий для растворения лекарства.
- Подготовка лекарственного препарата к инъекции.
Завершение процедуры
Положить шприц с лекарственным препаратом в стерильный лоток.
Выполнить инъекцию.
Отработанный материал поместить в пакет «Отходы класса Б». Снять перчатки. Вымыть и осушить руки
Сделать запись в листе врачебных назначений..Обеспечение инфекционной безопасности.
Профилактика ВБИ.
- Обеспечение преемственности среди медработников
Слайд 81
Алгоритм выполнения пробы на чувствительность к антибиотикам
Подготовка к процедуре:
Получить информированное согласие
Подготовить руки к работе
Подготовить необходимое оснащение
Приготовить стерильный лоток, собрать шприц, надеть перчатки, маску
Проверить маркировку на ампуле (флаконе); разведите антибиотик до концентрации 1:100 ЕД
Наберите в шприц 0,2 мл антибиотика, вытесните воздух, оставив в шприце 0,1 мл. Добрать до
1 мл 0,9 % раствора хлорида натрия
Помочь пациенту занять нужное положение для выполнения процедуры
Слайд 82
Этапы выполнения алгоритма пробы на чувствительность к антибиотикам.Обоснование
1 . Надеть перчатки, маску.
2. Обработать двумя ватными шариками со спиртом место инъекции. Шарики положить в рабочий лоток.
3. Подождать пока спирт испарится.
4. Натянуть кожу в месте инъекции. Иглу держать срезом вверх и вводить медленно, параллельно коже на глубину среза иглы.
5. Отпустить кожу в месте инъекции, свободную руку на поршень шприца, ввести лекарственное вещество.
6. Извлечь иглу не прикладывая ватного шарика.
7. Поинтересоваться самочувствием пациента..- Обеспечение инфекционной безопасности.
- Профилактика ВБИ
- Обеспечивается достоверность результата.
- Обеспечение уверенного щадящего выполнения инъекции.
- Создание комфортных условий для пациента.
Окончание процедуры
1.Продезинфицируйте использованные ватные шарики, шприцы, иглы.
2.Снимите перчатки.
3. Отработанный материал помещаем в пакет «Отходы класса Б».
Руки вымойте, просушите..- Обеспечение инфекционной безопасности.
- Соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте.
Оценка результата
Наблюдать за больным. Через 20-30 минут оценить реакцию. Если диаметр папулы не превышает 10 мм., то реакция считается отрицательной. Если диаметр папулы превышает 10 мм., то реакция считается положительной. Вводить этот антибиотик нельзя. Сделать запись в листе назначений.
Алгоритм выполнения пробы на чувствительность к антибиотикам
Слайд 83
Алгоритм внутримышечной
инъекции
Подготовка к процедуре:
получить информированное согласие пациента
подготовить руки к работе по алгоритму
приготовить стерильный лоток, собрать шприц, надеть перчатки, маску
проверить маркировку на ампуле (флаконе)
набрать лекарственный препарат в шприц по назначению
помочь пациенту занять нужное положение для выполнения процедуры
Слайд 84
Этапы алгоритма выполнения внутримышечной инъекции.Обоснование
1 . Надеть перчатки, набрать лекарственный раствор в шприц, осмотреть и про пальпировать место инъекции, обработать место инъекции спиртом, делая мазки в одном направлении двумя шариками, третий шарик заложить под мизинец свободной руки для завершения процедуры.
2. Растянуть кожу в месте инъекции пальцами свободной руки.
3. Ввести иглу под прямым углом на глубину 4-5 см в зависимости от подкожно - жировой клетчатки и мышечной ткани. Раствор вводить медленно, он должен быть тёплым.
4. Перенести свободную руку на поршень и ввести лекарственное средство. Извлечь иглу не изменяя положения шприца, место инъекции прижать стерильным ватным шариком смоченным спиртом.
5. Помочь пациенту встать, одеться, спросить о самочувствии..- Обеспечение инфекционной безопасности
и достижение эффекта инъекции. Профилактика инфильтрата и абсцесса.
- Обеспечение анестезии инъекции.
- Обеспечение уверенного щадящего выполнения инъекции.
- Создание комфортных условий для пациента.
Окончание процедуры
1.Иглу сбрасываем в герметическую ёмкость, отработанный материал помещаем в пакет «Отходы класса Б».
2. Вымыть и осушить руки..- Профилактика передачи ВБИ, обеспечение инфекционной безопасности.
- Соблюдение личной гигиены.
Медсестре сделать отметку в документации о выполненной манипуляции
Выполнение процедуры
.
Слайд 85
Домашнее задание
Тема: «Проведение медсестринского процесса при абсцессе легкого и бронхоэктатической болезни»
Ознакомиться с теоретическим материалом в учебном пособии Н. И. Федюкович «Внутреннии болезни», «Феникс»,
Ростов – на–Дону, 2015г., стр. 127-138.
Повторить «Алгоритм сестринского ухода при продуктивном кашле», «Алгоритм сестринского ухода при одышке, связанной со скоплением жидкости в плевральной полости», «Алгоритм сестринского ухода при болях в грудной клетке, связанных с поражением плевры».
Сделать мультимедийные презентации: «Абсцесс лёгкого», «Бронхоэктатическая болезнь».
Слайд 86
Спасибо за внимание!