Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБУ Центр Психолого-Педагогической Медицинской и Социальной Помощи
Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК
Педагог-психолог
Варданян В.А.
Слайд 2
Критерии определения аутизма по МКБ-10
1. Проявления аномального развития до 3-х летнего возраста.
2. Качественные нарушения в социальном взаимодействии (3 из следующих 5):
отсутствие контакта «глаза в глаза», выражения лица, использование жестов неадекватно ситуации;
неспособность к установлению (адекватным способом) дружеских отношений, которые бы характеризовались взаимными интересами, деятельностью и эмоциями;
отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо, и/или неспособность выразить утешение, сочувствие или любовь к другим, когда тем плохо;
отсутствие проявления радости, и/или отсутствие попыток разделить свою собственную радость с другими людьми;
отсутствие проявления социальности и эмоций, выраженное в социальной реакции на эмоции других людей, и/или отсутствие изменения поведения в зависимости от необходимости социального контекста.
Слайд 3
3. Качественные нарушения в коммуникации
(2 из следующих 5):
задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и т. д.;
неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми;
стереотипное и повторяющееся использование языка и/или идиосинкразия в использовании слов и фраз;
аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;
отсутствие разнообразия при ролевой игре, или, в раннем возрасте, при социальной имитирующей игре.
Слайд 4
4. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и действий (2 из следующих 6):
всепоглощенность стереотипными и ограниченными интересами;
специфическая привязанность к определенным предметам;
настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и установившегося порядка;
стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами;
настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов, которые они производят);
расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.
5. Клиническая картина не соответствует другим первазивным (поведеческим) нарушениям развития (например, специфическому нарушению рецептивной речи со вторичными социоэмоциональными проблемами, реактивному нарушению привязанности, умственной отсталости с эмоциональным/поведенческим нарушением).
Слайд 5
статистика аутизма в мире
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Слайд 6
Опыт работы с такими детьми показывает, что ребенок с нарушением взаимодействия не всегда демонстрирует даже сформированные навыки в условиях обследования на ПМПК, может повести себя крайне непредсказуемо, особенно в ситуации фрустрации общения с малознакомым человеком и т.п.
Слайд 7
В целях оценки уровня развития ребенка с РАС и подготовки программы работы с ним в основном распространены шкальные методики, которые ориентированы на онтогенез нормативно развивающегося ребенка с дополнительными критериями по дезадаптивным проявлениям.
Слайд 8
Стандартизированные методики для диагностики аутизма
опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)
шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)
шкала наблюдения для диагностики аутизма — общий вариант (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic – ADOS-G)
шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)
поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)
опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC).
Слайд 9
Но данная работа временно затратна и требует от ребенка выполнения множества протокольных заданий, соответствующих различным возрастным периодам. Результаты обследования по данной технологии могут быть ненадежны и зависят от уровня установления контакта с ребенком. Также они показывают лишь факт сформированности определенного навыка, не ориентированы на анализ дефекта, потенциальных возможностей и их учет в работе с ребенком.
Слайд 10
В работе по организации приема ребенка на ПМПК следует учитывать:
- необходимость подготовительной работы ‒ получения первичной ориентировки в ситуации развития ребенка;
- целесообразность организации направленной беседы с родителями с целью постановки рабочего диагноза и предоставлением ребенку с аутизмом времени на адаптацию к специалисту;
- необходимость взаимодействия с ребенком в рамках структурированной среды и неструктурированного игрового взаимодействия с целью проверки рабочего диагноза;
- важность получения родителями обратной связи от специалистов ПМПК как с целью ориентировки в образовательном маршруте ребенка, так и с целью вовлечения родителей в процесс обучения ребенка с аутизмом.
консультативно-диагностический прием, в зависимости от поставленных задач, может длиться в среднем от 20 минут до 1 часа(без учета ведения документации).
Слайд 11
Алгоритм проведения приема на ПМПК ребенка с РАС может быть использован и при обследовании детей иных категорий. Но для ребенка с РАС ‒ это едва ли не единственный из возможных вариантов организации обследования. При такой его организации мы достигаем снижения уровня первичной тревоги у ребенка с аутизмом в ситуации вынужденного взаимодействия с новым человеком, повышаем его адаптационные возможности, имеем возможность установления дозированного контакта с ним.
Слайд 12
алгоритм приема ребенка с РАС специалистами ПМПК:
Этап первый ‒ подготовительный.
На этом этапе решается вопрос получения первичных, ориентировочных сведений о развитии ребенка с аутизмом. Происходит сбор первичной информации: фиксируются анкетные данные, контактная информация, место проживания, запрос (коротко о проблеме), учреждение, где ребенок получает помощь.
Слайд 13
Этап второй – беседа с родителями.
Для того чтобы она была наиболее информативна, следует соблюсти ряд условий:
1. Подготовьте помещение к обследованию.
2. Зафиксируйте общее представление о ребенке и его поведенческом статусе, оцените стиль отношения родителей к ребенку. Настройте родителей на доверительную беседу.
3. Во время беседы с родителями:
- попросите, чтобы они вели себя с ребенком как можно более естественно, поясните, что хотите понаблюдать за ребенком в свободной деятельности.
- оцените степень понимания проблем родителями ребенка.
Обращайте внимание на моторику, жесты, стиль отношения к вам и территорию, общее эмоциональное состояние, отношения с сопровождающими.
Специалист должен быть лидером в беседе, с помощью направленного интервью.
Слайд 14
Этап третий – установление контакта с ребенком, диагностический минимум с целью уточнения сведений, полученных от родителей в процессе беседы.
При обследовании ребенка с РАС необходимо обращать внимание на возможности установления контакта с ним и особенности регуляции его поведения. Главное, чтобы у ребенка возникло желание идти за вами, а для этого важно показать, что это не опасно, а приятно.
Понаблюдайте за его действиями. Если он не отвернется от вас ‒ уже хорошо. Не торопите взаимодействие. Можете просто комментировать его действия: не давайте прямых указаний, а просто говорите, что он делает в этот момент, какие чувства испытывает. Не мешайте ему играть.
Слайд 15
В процессе наблюдения или взаимодействия с ребенком важно отметить:
понимание инструкции, её удержание;
способность доводить деятельность до конца;
характер деятельности ребёнка: стойкость интереса, направленность деятельности, сосредоточенность, истощаемость, работоспособность, умение пользоваться помощью, реакция на результат.
Слайд 16
Целесообразно оценить и обучаемость ребенка: ориентир только на сформированные навыки не дает возможность увидеть потенциал ребенка, ‒ анализу необходимо подвергать и условия его развития.
Например, родители говорят, что занимались с ребенком много и с двух лет, но ребенок ничего не демонстрирует или выполняет все формально, отказывается от деятельности. Уточнение содержания занятий и методов их организации поможет объяснить когнитивное снижение и другие феномены, а в сочетании с анализом обучаемости дает совсем иной диагноз, и ребенку можно авансом рекомендовать, к примеру, более высокую программу, дабы преодолеть педагогическую запущенность.
Слайд 17
Этап четвертый – рекомендации родителям.
Как правило, в процессе направленной беседы представление родителей о ребенке и об условиях его развития трансформируются. Родители уже с пониманием относятся к рекомендациям членов ПМПК в использовании специальных образовательных программ и методов обучения, понимая, что они наиболее полно реализуют потенциал ребенка; осознают необходимость использования технических средств обучения индивидуального пользования; понимают необходимость посещения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, принятия помощи тьютора и ориентированы на иные, специальные условия обучения.
Завершая обследование, резюмируем актуальные вопросы, обратив внимание на проблемы и пути их разрешения. Важно дать возможность родителям обдумать предоставленную информацию, задать специалистам ПМПК возможные вопросы.
Слайд 18
Этап пятый – завершение встречи. В завершение обследования
Целесообразно подвести ее итоги. Возможно вручение родителям памятки с универсальными рекомендациями, показывающими родителям, что они не одни, вдохновляющими на работу с ребенком, а не на снятие диагноза, ориентирующими в возможностях получения помощи в конкретных организациях. Целесообразно заверить родителей в готовности оказать поддерживающую консультативную помощь, в условиях, если в принимающем учреждении возникнут вопросы.
Слайд 19
Работа по данной технологии, помимо решения основных задач, обеспечивает получение более адекватной информации за счет естественного поведения ребенка и анализа различных проявлений, влияет на поступательное развитие самосознания родителей, что влечет за собой постепенную реорганизацию взаимоотношений, формируя вовле-ченность родителей в работу с ребенком. А это важно, ведь основная ответственность за воспитание и обучение аутичного ребенка ложится на плечи его близких.