Презентация - Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК

Нажмите для просмотра
Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК
Распечатать
  • Последний IP: 176.99.79.15
  • Уникальность: 83%
  • Слайдов: 19
  • Просмотров: 1265
  • Скачиваний: 756
  • Размер: 2.68 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 1
МБУ Центр Психолого-Педагогической Медицинской и Социальной Помощи
Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК
Педагог-психолог Варданян В.А.

Слайд 2

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 2
Критерии определения аутизма по МКБ-10
1. Проявления аномального развития до 3-х летнего возраста. 2. Качественные нарушения в социальном взаимодействии (3 из следующих 5): отсутствие контакта «глаза в глаза», выражения лица, использование жестов неадекватно ситуации; неспособность к установлению (адекватным способом) дружеских отношений, которые бы характеризовались взаимными интересами, деятельностью и эмоциями; отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо, и/или неспособность выразить утешение, сочувствие или любовь к другим, когда тем плохо; отсутствие проявления радости, и/или отсутствие попыток разделить свою собственную радость с другими людьми; отсутствие проявления социальности и эмоций, выраженное в социальной реакции на эмоции других людей, и/или отсутствие изменения поведения в зависимости от необходимости социального контекста.

Слайд 3

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 3
3. Качественные нарушения в коммуникации (2 из следующих 5): задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и т. д.; неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми; стереотипное и повторяющееся использование языка и/или идиосинкразия в использовании слов и фраз; аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи; отсутствие разнообразия при ролевой игре, или, в раннем возрасте, при социальной имитирующей игре.

Слайд 4

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 4
4. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и действий (2 из следующих 6): всепоглощенность стереотипными и ограниченными интересами; специфическая привязанность к определенным предметам; настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и установившегося порядка; стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами; настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов, которые они производят); расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке. 5. Клиническая картина не соответствует другим первазивным (поведеческим) нарушениям развития (например, специфическому нарушению рецептивной речи со вторичными социоэмоциональными проблемами, реактивному нарушению привязанности, умственной отсталости с эмоциональным/поведенческим нарушением).

Слайд 5

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 5
статистика аутизма в мире
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Слайд 6

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 6

Опыт работы с такими детьми показывает, что ребенок с нарушением взаимодействия не всегда демонстрирует даже сформированные навыки в условиях обследования на ПМПК, может повести себя крайне непредсказуемо, особенно в ситуации фрустрации общения с малознакомым человеком и т.п.

Слайд 7

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 7
В целях оценки уровня развития ребенка с РАС и подготовки программы работы с ним в основном распространены шкальные методики, которые ориентированы на онтогенез нормативно развивающегося ребенка с дополнительными критериями по дезадаптивным проявлениям.

Слайд 8

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 8
Стандартизированные методики для диагностики аутизма
опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R) шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS) шкала наблюдения для диагностики аутизма — общий вариант (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic – ADOS-G) шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS) поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC) опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC).

Слайд 9

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 9
Но данная работа временно затратна и требует от ребенка выполнения множества протокольных заданий, соответствующих различным возрастным периодам. Результаты обследования по данной технологии могут быть ненадежны и зависят от уровня установления контакта с ребенком. Также они показывают лишь факт сформированности определенного навыка, не ориентированы на анализ дефекта, потенциальных возможностей и их учет в работе с ребенком.

Слайд 10

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 10
В работе по организации приема ребенка на ПМПК следует учитывать: - необходимость подготовительной работы ‒ получения первичной ориентировки в ситуации развития ребенка; - целесообразность организации направленной беседы с родителями с целью постановки рабочего диагноза и предоставлением ребенку с аутизмом времени на адаптацию к специалисту; - необходимость взаимодействия с ребенком в рамках структурированной среды и неструктурированного игрового взаимодействия с целью проверки рабочего диагноза; - важность получения родителями обратной связи от специалистов ПМПК как с целью ориентировки в образовательном маршруте ребенка, так и с целью вовлечения родителей в процесс обучения ребенка с аутизмом. консультативно-диагностический прием, в зависимости от поставленных задач, может длиться в среднем от 20 минут до 1 часа(без учета ведения документации).

Слайд 11

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 11
Алгоритм проведения приема на ПМПК ребенка с РАС может быть использован и при обследовании детей иных категорий. Но для ребенка с РАС ‒ это едва ли не единственный из возможных вариантов организации обследования. При такой его организации мы достигаем снижения уровня первичной тревоги у ребенка с аутизмом в ситуации вынужденного взаимодействия с новым человеком, повышаем его адаптационные возможности, имеем возможность установления дозированного контакта с ним.

Слайд 12

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 12
алгоритм приема ребенка с РАС специалистами ПМПК:
Этап первый ‒ подготовительный. На этом этапе решается вопрос получения первичных, ориентировочных сведений о развитии ребенка с аутизмом. Происходит сбор первичной информации: фиксируются анкетные данные, контактная информация, место проживания, запрос (коротко о проблеме), учреждение, где ребенок получает помощь.

Слайд 13

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 13
Этап второй – беседа с родителями. Для того чтобы она была наиболее информативна, следует соблюсти ряд условий: 1. Подготовьте помещение к обследованию. 2. Зафиксируйте общее представление о ребенке и его поведенческом статусе, оцените стиль отношения родителей к ребенку. Настройте родителей на доверительную беседу. 3. Во время беседы с родителями: - попросите, чтобы они вели себя с ребенком как можно более естественно, поясните, что хотите понаблюдать за ребенком в свободной деятельности. - оцените степень понимания проблем родителями ребенка. Обращайте внимание на моторику, жесты, стиль отношения к вам и территорию, общее эмоциональное состояние, отношения с сопровождающими. Специалист должен быть лидером в беседе, с помощью направленного интервью.

Слайд 14

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 14
Этап третий – установление контакта с ребенком, диагностический минимум с целью уточнения сведений, полученных от родителей в процессе беседы. При обследовании ребенка с РАС необходимо обращать внимание на возможности установления контакта с ним и особенности регуляции его поведения. Главное, чтобы у ребенка возникло желание идти за вами, а для этого важно показать, что это не опасно, а приятно. Понаблюдайте за его действиями. Если он не отвернется от вас ‒ уже хорошо. Не торопите взаимодействие. Можете просто комментировать его действия: не давайте прямых указаний, а просто говорите, что он делает в этот момент, какие чувства испытывает. Не мешайте ему играть.

Слайд 15

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 15
В процессе наблюдения или взаимодействия с ребенком важно отметить: понимание инструкции, её удержание; способность доводить деятельность до конца; характер деятельности ребёнка: стойкость интереса, направленность деятельности, сосредоточенность, истощаемость, работоспособность, умение пользоваться помощью, реакция на результат.

Слайд 16

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 16
Целесообразно оценить и обучаемость ребенка: ориентир только на сформированные навыки не дает возможность увидеть потенциал ребенка, ‒ анализу необходимо подвергать и условия его развития. Например, родители говорят, что занимались с ребенком много и с двух лет, но ребенок ничего не демонстрирует или выполняет все формально, отказывается от деятельности. Уточнение содержания занятий и методов их организации поможет объяснить когнитивное снижение и другие феномены, а в сочетании с анализом обучаемости дает совсем иной диагноз, и ребенку можно авансом рекомендовать, к примеру, более высокую программу, дабы преодолеть педагогическую запущенность.

Слайд 17

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 17
Этап четвертый – рекомендации родителям. Как правило, в процессе направленной беседы представление родителей о ребенке и об условиях его развития трансформируются. Родители уже с пониманием относятся к рекомендациям членов ПМПК в использовании специальных образовательных программ и методов обучения, понимая, что они наиболее полно реализуют потенциал ребенка; осознают необходимость использования технических средств обучения индивидуального пользования; понимают необходимость посещения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, принятия помощи тьютора и ориентированы на иные, специальные условия обучения. Завершая обследование, резюмируем актуальные вопросы, обратив внимание на проблемы и пути их разрешения. Важно дать возможность родителям обдумать предоставленную информацию, задать специалистам ПМПК возможные вопросы.

Слайд 18

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 18
Этап пятый – завершение встречи. В завершение обследования Целесообразно подвести ее итоги. Возможно вручение родителям памятки с универсальными рекомендациями, показывающими родителям, что они не одни, вдохновляющими на работу с ребенком, а не на снятие диагноза, ориентирующими в возможностях получения помощи в конкретных организациях. Целесообразно заверить родителей в готовности оказать поддерживающую консультативную помощь, в условиях, если в принимающем учреждении возникнут вопросы.

Слайд 19

Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК, слайд 19
Работа по данной технологии, помимо решения основных задач, обеспечивает получение более адекватной информации за счет естественного поведения ребенка и анализа различных проявлений, влияет на поступательное развитие самосознания родителей, что влечет за собой постепенную реорганизацию взаимоотношений, формируя вовле-ченность родителей в работу с ребенком. А это важно, ведь основная ответственность за воспитание и обучение аутичного ребенка ложится на плечи его близких.
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.