Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Двадцать пятое февраля. Классная работа. Обособленные обстоятельства
Слайд 2
Орфоэпическая разминка
Черпать, толика, мизерный, мозаичный, углубить, жалюзи, страховщик, перчить, откупорить.
Слайд 3
Орфоэпическая разминка
ЧЕрпать, толИка, мизЕрный, мозаИчный, углубИть, жалюзИ, страхОвщик, пЕрчить, откУпорить.
Слайд 4
Расставьте недостающие знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения.
Вариант 1. Его маленькие чёрные глаза всегда беспокойные старались проникнуть в ваши мысли.
Вариант 2. Отступник бурных наслаждений Онегин дома заперся.
Слайд 5
Повторение в формате ОГЭ
Задание 9. Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок — маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь.
Слайд 6
Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространённым определением.
(1) Выйдя из парка, бродячая труппа спустилась крутой, сыпучей тропинкой к морю. (2) Здесь горы, отступив немного назад, дали место неширокой плоской полосе, покрытой ровными, обточенными прибоем камнями, о которые теперь с тихим шелестом ласково плескалось море. (3) Саженях в двухстах от берега кувыркались в воде дельфины, показывая из нее на мгновение свои жирные, круглые спины. (4) Вдали на горизонте, там, где голубой атлас моря окаймлялся темно-синей бархатной лентой, неподвижно стояли стройные, чуть-чуть розовые на солнце паруса рыбачьих лодок.
Слайд 7
Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными обособленными нераспространёнными определениями.
(1) Сергею было немного жутко среди этого величавого безмолвия, в котором так отчетливо и дерзко раздавались его шаги, но в то же время в сердце его разливалась какая-то щекочущая, головокружительная отвага. (2) На одном повороте вдруг открылось море. (3) Огромное, спокойное, оно тихо и торжественно зыбилось. (4) От горизонта к берегу тянулась узкая, дрожащая серебряная дорожка; среди моря она пропадала, - лишь кое-где изредка вспыхивали ее блестки, - и вдруг у самой земли широко расплескивалась живым, сверкающим металлом, опоясывая берег.
Слайд 9
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.
Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства?
Какие виды обстоятельств вам известны?
Слайд 10
Обособленные обстоятельства
могут быть выражены:
Одиночными деепричастиями
Пошумев, река успокоилась.
Деепричастным оборотом
Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Существительными в косвенных падежах с предлогами
Несмотря на поздний час, было душно.
Слайд 11
Случаи обособления деепричастных оборотов
Обособляются.Не обособляются
1)Независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу. Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро..Если они тесно связаны по смыслу со сказуемым и образуют главную смысловую часть высказывания.
Эту фразу нужно произносить выделяя последнюю часть.
2) Деепричастие или деепричастный оборот, стоящий после союза (кроме союза А). Мы повернули и, выйдя за ворота, отправились в лес..2)Деепричастия, утратившие добавочное действие.
Это упражнение делают стоя на носках
3)При противопоставлении сказуемых запятая ставится и после союза А. Он не просто говорил, а, волнуясь, кричал..3) Не являются деепричастными оборотами выражения со словами Начиная, Исходя из, если он утратили значение глагольности. Начиная с завтрашнего дня буду заниматься.
4) Деепричастные обороты, выступающие в роли вводных слов и выражений: по совести говоря, судя по всему, глядя на это и т.д. Судя по всему, мы сильно опоздаем..4) Фразеологические обороты. Он работал спустя рукава.
Слайд 12
Построение предложений с деепричастными оборотами
1. Деепричастие обозначает добавочное действие к основному, выраженному глаголом. Поэтому тот, кто выполняет действие-глагол, должен выполнять и действие-деепричастие.
Войдя в комнату, Петя поздоровался
Петя и вошел в комнату, и поздоровался.
Если это правило не соблюдено, возникает ошибка: Вернувшись домой, у меня заболела голова .
Слайд 13
Примечание
Иногда деепричастный оборот может относиться к безличному сказуемому (предикативное наречие + безличный глагол):
Готовясь к ОГЭ, можно (нужно, необходимо, возможно, невозможно) расслабиться.
Слайд 14
Найдите предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота
Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.
Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.
Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.
Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.
Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.
Слайд 15
Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные обстоятельства
1. Странички желтые листая мы с грустью вспоминаем о былом.
2. Парни побросав игру обступили старика.
3. Толстыми подошвами скрипя прошел проводник.
4. Намедни я вернулся домой на ночь глядя.
5. Крадучись Олег спустился с холма.
Слайд 16
Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные обстоятельства
По мостовой взметая пыль шел грузовой автомобиль.
Через сцену опираясь на палочку проходит Фирс.
На солнечной поляночке дугою выгнув бровь парнишка на тальяночке играет про любовь.
Пришлось вчера отвечая на вопросы рассказать о своей жизни.
Ветер усиливаясь гудел в ушах.
Слайд 17
Расставьте знаки препинания при обособленных членах предложения
Бабушка жила в мал…ньком имении доставш…мся Борису от матери. Оно состояло из (не) большой земли лежащей вплоть у города да двух домов одного каме(н,нн)ого оставле(н,нн)ого и запуше(н,нн)ого и деревя(н,нн)ого домика выстрое(н,нн)ого его отцом. В этом(то) домике и жила Татьяна Марковна с двумя внучками (сиротами) оатавле(н,нн)мией племянницей.С одной стороны дома в…днелась Волга с другой – широкие поля обработа(н,нн)ые и (не)вспаха(н,нн)ые все это замыкалось далью синевших гор.
Слайд 18
Найдите грамматические ошибки
В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвойных пород.