Презентация - Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс)

Нажмите для просмотра
Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс)
Распечатать
  • Уникальность: 98%
  • Слайдов: 22
  • Просмотров: 3375
  • Скачиваний: 1846
  • Размер: 12.83 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 1
Урок по теме «Сохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова» ( 9-й класс) Проект подготовлен Осиповой Н.А. ( МОБУ СОШ № 6 г. Таганрога) Куропатка Г.Э. ( МОБУ СОШ № 6 г. Таганрога) Михайловой Н.В. (МАОУ СОШ № 37 г. Таганрога)

Слайд 2

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 2
Цели урока
Закрепить сформированное представление об устаревших словах. Вспомнить, по каким признакам отличаются устаревшие слова: историзмы от архаизмов. Определить роль устаревших слов в художественном тексте. Продолжить подготовку к ОГЭ: к написанию сочинения на лингвистическую тему

Слайд 3

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 3
Универсальные учебные действия
Познавательные: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.

Слайд 4

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 4
Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; работать в группе, сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.

Слайд 5

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 5
Ожидаемые результаты
умение находить в художественном тексте устаревшие слова, понимать и объяснять их значение, определять роль устаревших слов в художественном тексте.

Слайд 6

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 6
Запишите под диктовку размышление Марии Аксеновой, автора книги «Знаем ли мы русский язык?..»

Слайд 7

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 7
Мы иногда десятилетиями храним старые вещи. Вроде и не носим, а выбросить жалко. Вдруг пригодятся?.. Так и некоторые слова язык выбрасывает на обочину, но настаёт момент, когда они внезапно напоминают о себе. И тот, кто их забыл, выглядит глупо и смешно. Мария Аксёнова. Как вы понимаете смысл высказывания ? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Слайд 8

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 8

Что обозначают эти слова?
Чело Вежды Око Ланиты Уста Выя
Перст Длань Десница Ремена шуйца

Слайд 9

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 9

Слайд 10

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 10

Историзмы.Архаизмы.Общее.Различное
...
Заполните таблицу несколькими примерами из предложенных слайдов, Найдите общее и различное между историзмами и архаизмами,дополните таблицу своими примерами.

Слайд 11

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 11

Что можно сказать об этих двух картинках?

Слайд 12

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 12
Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

Слайд 13

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 13

Устаревшие слова.
Что вы знаете о них? Что хотите узнать? 3-4 минуты на запись в трехчастный дневник.

Слайд 14

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 14
Устаревшими называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления. Историзмы – слова, вышедшие из употребления, потому что те предметы и явления, которые они собой представляли, исчезли из нашей жизни. Архаизмы - это названия современных предметов и понятий, которые утратили свою актуальность.
историзмы

Слайд 15

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 15

«Лингвистическая заметка»
Владимир Иванович Даль
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Слайд 16

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 16

« …Итак, отправимся в далекий путь, в неведомые страны, где и завтрашний день, и сегодняшний, и послезавтрашний прине-сут тебе, читатель, то, чего ты еще не знаешь». Из старинной арабской повести

Слайд 17

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 17
Работа в группах
Прочитайте отрывок из известного вам произведения. Вспомните его автора и название. Охарактеризуйте эпоху, события которой развиваются в данных текстах. Что вы знаете об этой эпохе? Найдите в отрывке устаревшие слова, сгруппируйте их по значению. Сделайте вывод об их роли.

Слайд 18

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 18
Отрывок из романа Василия Яна «Батый»
Дикорос поднял с земли Марьицу и сказал: – Чего убиваешься? На медведя идти легче? Все одна маета! Гнедка побереги… Да и от зверя и от лихого человека хоронитесь. Может, вернусь домой на добром коне татарском и тебе привезу новый зипун, крытый аксамитом, теплую фофудью с оторочкой и чеботы новые… – Не надо мне ничего, ты бы только, свет мой Савушка, домой цел вернулся! Срубят тебе нехристи буйную головушку, некому будет и поплакать над твоей могилкой! Горюшко наше бабье! Сынка побереги! Зачем я родила, зачем поила, растила его? Зачем сынка с собою берешь? Укрыли бы мы его в лесной чащобушке! Увижу ли я тебя, чадо мое кровное! – И Марьица обхватила Торопку, захлебываясь от плача. Дикорос положил руку на плечо Марьицы и стал тихо говорить, с необычайной для него нежностью: – Да постой ты, моя лебедушка! Слушай! Дело тебе говорю. Марьица затихла: – Коли здесь, на Глухом озере, станет туго али зверь начнет одолевать, ты избу заколоти и переберись на погост Ярустово, хотя бы к ПахомуТерентьичу, рыбаку. А туда я к тебе наведаюсь… Мужики оторвались от цеплявшихся за них баб и гуськом зашагали через ручей по лесинам. Затем, не оглядываясь, пошли дальше, скрываясь в утреннем тумане, среди вековых стволов угрюмого леса, и долго еще слышали они вопли баб, оставшихся за ручьем.

Слайд 19

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 19

Итоги исследовательской работы
Устаревшие слова
помогают глубоко понять историческое произведение воссоздают колорит эпохи (какой?)… несут на себе отпечаток эпохи (какой?)… позволяют приблизить нас к … (какому историческому времени?) содержат информацию о наших предках являются речевой характеристикой персонажей придают речи оттенок торжественности, взволнованности могут многое рассказать вдумчивому и неравнодушному человеку способствуют постижению нашей истории архаизмы описывают старые места, города и вместе с историзмами передают особенный колорит эпохи.

Слайд 20

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 20
Слово дает возможность представить неразрывную связь поколений. Из статьи Т.Ф. Новиковой, С.Е. Тереховой
В языке и через язык выявляются … характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. Из статьи Т.Ф. Новиковой, С.Е. Тереховой
На всех словах события печать. С.Я. Маршак
Язык — это история народ. А.И. Куприн
« Язык… - сосредоточенный в слове духовный и практический опыт народа и как бы ключ к этому опыту» В.Ю. Троицкий
Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших... В. М. Иллич-Свитыч

Слайд 21

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 21
Итоги урока
Зачем люди используют устаревшие слова?
Использование архаизмов и историзмов позволяет приблизить нашего современника к определенному историческому времени. Архаизмы описывают старые места, города и вместе с историзмами передают особенный колорит эпохи. Чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова.

Слайд 22

Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс), слайд 22

Домашнее задание
Напишите лингвистическое сочинение, взяв в основу размышления одно из высказываний. Не забудьте о композиционных составляющих сочинения: 1. Цитата и ее осмысление 2. Первый пример, подтверждающий ваше мнение. 3. Второй пример, подтверждающий ваше мнение. 4. Вывод, подтверждающий заявленные тезисы (автора и ваши)
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Закрыть (X)