Презентация - Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс)

Нажмите для просмотра
Cохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова ( 9-й класс)
Распечатать
  • Последний IP: 54.36.148.185
  • Уникальность: 98%
  • Слайдов: 22
  • Просмотров: 2707
  • Скачиваний: 1839
  • Размер: 12.83 MB
В закладки
Оцени!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок по теме «Сохранение в русском языке истории русского народа. Устаревшие слова» ( 9-й класс) Проект подготовлен Осиповой Н.А. ( МОБУ СОШ № 6 г. Таганрога) Куропатка Г.Э. ( МОБУ СОШ № 6 г. Таганрога) Михайловой Н.В. (МАОУ СОШ № 37 г. Таганрога)

Слайд 2

Цели урока
Закрепить сформированное представление об устаревших словах. Вспомнить, по каким признакам отличаются устаревшие слова: историзмы от архаизмов. Определить роль устаревших слов в художественном тексте. Продолжить подготовку к ОГЭ: к написанию сочинения на лингвистическую тему

Слайд 3

Универсальные учебные действия
Познавательные: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.

Слайд 4

Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; работать в группе, сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.

Слайд 5

Ожидаемые результаты
умение находить в художественном тексте устаревшие слова, понимать и объяснять их значение, определять роль устаревших слов в художественном тексте.

Слайд 6

Запишите под диктовку размышление Марии Аксеновой, автора книги «Знаем ли мы русский язык?..»

Слайд 7

Мы иногда десятилетиями храним старые вещи. Вроде и не носим, а выбросить жалко. Вдруг пригодятся?.. Так и некоторые слова язык выбрасывает на обочину, но настаёт момент, когда они внезапно напоминают о себе. И тот, кто их забыл, выглядит глупо и смешно. Мария Аксёнова. Как вы понимаете смысл высказывания ? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Слайд 8


Что обозначают эти слова?
Чело Вежды Око Ланиты Уста Выя
Перст Длань Десница Ремена шуйца

Слайд 9

Слайд 10


Историзмы.Архаизмы.Общее.Различное
...
Заполните таблицу несколькими примерами из предложенных слайдов, Найдите общее и различное между историзмами и архаизмами,дополните таблицу своими примерами.

Слайд 11


Что можно сказать об этих двух картинках?

Слайд 12

Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

Слайд 13


Устаревшие слова.
Что вы знаете о них? Что хотите узнать? 3-4 минуты на запись в трехчастный дневник.

Слайд 14

Устаревшими называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления. Историзмы – слова, вышедшие из употребления, потому что те предметы и явления, которые они собой представляли, исчезли из нашей жизни. Архаизмы - это названия современных предметов и понятий, которые утратили свою актуальность.
историзмы

Слайд 15


«Лингвистическая заметка»
Владимир Иванович Даль
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Слайд 16


« …Итак, отправимся в далекий путь, в неведомые страны, где и завтрашний день, и сегодняшний, и послезавтрашний прине-сут тебе, читатель, то, чего ты еще не знаешь». Из старинной арабской повести

Слайд 17

Работа в группах
Прочитайте отрывок из известного вам произведения. Вспомните его автора и название. Охарактеризуйте эпоху, события которой развиваются в данных текстах. Что вы знаете об этой эпохе? Найдите в отрывке устаревшие слова, сгруппируйте их по значению. Сделайте вывод об их роли.

Слайд 18

Отрывок из романа Василия Яна «Батый»
Дикорос поднял с земли Марьицу и сказал: – Чего убиваешься? На медведя идти легче? Все одна маета! Гнедка побереги… Да и от зверя и от лихого человека хоронитесь. Может, вернусь домой на добром коне татарском и тебе привезу новый зипун, крытый аксамитом, теплую фофудью с оторочкой и чеботы новые… – Не надо мне ничего, ты бы только, свет мой Савушка, домой цел вернулся! Срубят тебе нехристи буйную головушку, некому будет и поплакать над твоей могилкой! Горюшко наше бабье! Сынка побереги! Зачем я родила, зачем поила, растила его? Зачем сынка с собою берешь? Укрыли бы мы его в лесной чащобушке! Увижу ли я тебя, чадо мое кровное! – И Марьица обхватила Торопку, захлебываясь от плача. Дикорос положил руку на плечо Марьицы и стал тихо говорить, с необычайной для него нежностью: – Да постой ты, моя лебедушка! Слушай! Дело тебе говорю. Марьица затихла: – Коли здесь, на Глухом озере, станет туго али зверь начнет одолевать, ты избу заколоти и переберись на погост Ярустово, хотя бы к ПахомуТерентьичу, рыбаку. А туда я к тебе наведаюсь… Мужики оторвались от цеплявшихся за них баб и гуськом зашагали через ручей по лесинам. Затем, не оглядываясь, пошли дальше, скрываясь в утреннем тумане, среди вековых стволов угрюмого леса, и долго еще слышали они вопли баб, оставшихся за ручьем.

Слайд 19


Итоги исследовательской работы
Устаревшие слова
помогают глубоко понять историческое произведение воссоздают колорит эпохи (какой?)… несут на себе отпечаток эпохи (какой?)… позволяют приблизить нас к … (какому историческому времени?) содержат информацию о наших предках являются речевой характеристикой персонажей придают речи оттенок торжественности, взволнованности могут многое рассказать вдумчивому и неравнодушному человеку способствуют постижению нашей истории архаизмы описывают старые места, города и вместе с историзмами передают особенный колорит эпохи.

Слайд 20

Слово дает возможность представить неразрывную связь поколений. Из статьи Т.Ф. Новиковой, С.Е. Тереховой
В языке и через язык выявляются … характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. Из статьи Т.Ф. Новиковой, С.Е. Тереховой
На всех словах события печать. С.Я. Маршак
Язык — это история народ. А.И. Куприн
« Язык… - сосредоточенный в слове духовный и практический опыт народа и как бы ключ к этому опыту» В.Ю. Троицкий
Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших... В. М. Иллич-Свитыч

Слайд 21

Итоги урока
Зачем люди используют устаревшие слова?
Использование архаизмов и историзмов позволяет приблизить нашего современника к определенному историческому времени. Архаизмы описывают старые места, города и вместе с историзмами передают особенный колорит эпохи. Чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова.

Слайд 22


Домашнее задание
Напишите лингвистическое сочинение, взяв в основу размышления одно из высказываний. Не забудьте о композиционных составляющих сочинения: 1. Цитата и ее осмысление 2. Первый пример, подтверждающий ваше мнение. 3. Второй пример, подтверждающий ваше мнение. 4. Вывод, подтверждающий заявленные тезисы (автора и ваши)
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.