Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Подготовила преподаватель русского языка и литературы Кокоева Т.С.
Слайд 2
Цели:
дать понятие числительного как части речи, его общее значение, на какие вопросы отвечает, каковы морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении;
уметь находить имена числительные в тексте, отличать их от других частей речи с числовым значением, различать порядковые и количественные числительные;
развивать интерес к уроку русского языка.
Слайд 3
Задание 1. Прочитайте фразеологические обороты, объясните устно их значение
В один голос
В два счета
Как две капли воды
Наговорить с три короба
Как свои пять пальцев
(единодушно)
(быстро)
(похожи)
(много)
(хорошо что-то знать)
Слайд 4
Задание №2. Из поговорок и загадок выпишите словосочетания «сущ. + числ.»
Один ум хорошо, а два ума лучше.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Без четырех углов изба не рубиться.
Двумя ложками кашу не едят.
Двенадцать братьев – все на одно лицо.
Пять братьев годами равные, да ростом разные.
Слайд 5
ПРОВЕРЬТЕ!
Один ум
Два ума
Семь раз
Без четырех углов
Двумя ложками
Двенадцать братьев
Пять братьев
Слайд 6
На какой вопрос отвечают слова, обозначающие число? Замените числительные из первого столбика, поставив к ним вопрос «который?».
Два этажа
Три ряда
Четыре листа
Пять картин
Второй этаж
Третий ряд
Четвертый лист
Пятая картина
Сколько ?
Который?
Порядковые
Количественные
Слайд 7
Задание 3.Самостоятельная работа. Распределите в две колонки числительные
Количественные Порядковые
Семь, первый, второй, третий, три, четыре, одиннадцать, два, один, седьмой, двадцать шестой, сорок, сороковой.
Слайд 8
Проверьте!
Количественные
Семь
Три
Четыре
Одиннадцать
Два
Один
Сорок
Порядковые
Первый
Второй
Третий
Седьмой
Двадцать шестой
Сороковой
Слайд 9
Роль числительных в предложении
Три и два – пять.
В окне на девятом этаже погас свет.
Разделите шесть на три.
Занятия начинаются в восемь часов.
Задание: произведите частичный синтаксический разбор предложений, какими членами предложений могут быть числительные?
Слайд 10
Это интересно и полезно знать!!!
У имени числительного есть «родственники» в других частях речи. Они имеют тоже числовое значение. А различать их нужно по вопросам.
Части речи.Вопросы.Примеры
Существительное.Кто? Что?.Двойка, двойник
Прилагательное.Какой?.Двойной
Числительное.Сколько? Который?.Два, второй
Глагол.Что делать?
Что сделать?.Удвоить
Слайд 11
Задание 4. Работа в группах. Распределите слова по частям речи
1 группа: Имена существительные
2 группа: Имена прилагательные
3 группа: Имена числительные
4 группа: Глаголы
Слайд 12
Задание 4.
Тройка (за ответ)
Три (товарища)
Трехместный (корабль)
Утроить (усилия)
Сотый (по списку)
Сто (деревьев)
Столетний (дуб)
(новенький) Пятак
(громадная) Пятерня
Пять (секунд)
Пятый (день)
Удвоить (шансы)
Раздваиваться
Удесятерить
Тройной
Слайд 13
Употребление собирательных числительных
Слайд 14
Собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность, как одно целое: трое, четверо, семеро, оба, обе.
Собирательные числительные образуют замкнутую группу слов и сочетаются не со всеми существительными. Они употребляются со следующими группами слов:
Слайд 15
– с одушевленными существительными, обозначающими только лиц мужского пола: двое друзей, семеро приятелей, а также с существительными общего рода, когда они относятся к лицу мужского пола: двое сирот. С существительными, обозначающими лиц женского пола, собирательные числительные не сочетаются.
Неверно: двое подруг, трое женщин
(надо: две подруги, три женщины);
Слайд 16
– с одушевленными существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят, четверо волчат.
Но для обозначения взрослых животных используются только количественные числительные: два медведя, пять оленей.
Неправильно: двое лосей (надо: два лося).
Слайд 17
Только собирательные числительные сочетаются:
с неодушевленными существительными, не имеющими формы единственного числа: двое саней, пятеро суток;
с существительными, обозначающими парные предметы: двое сапог, трое чулок. Трое чулок – это три пары чулок, а три чулка – это три отдельных предмета;
с личными местоимениями: Нас осталось только трое;
при употреблении числительного в роли подлежащего: Семеро одного не ждут;
с существительными дети, ребята: У Петра четверо детей.
Слайд 18
Употребление количественных числительных
Слайд 19
Количественные числительные обозначают в целых единицах отвлечённое число или определённое количество однородных предметов: один, семь, двенадцать, шестьдесят восемь.
В письменной речи количественные числительные обозначаются при помощи слов и цифр. Выбор между ними зависит от стиля речи, а также от жанра произведения.
Слайд 20
В устной речи при употреблении количественных числительных часто допускаются две распространённые ошибки:
при склонении сложных и составных числительных говорящие нередко изменяют только их последнюю часть:
Он выступил перед семистами студентами (Надо: семьюстами).
Нередки случаи, когда сложные числительные вообще не склоняют: Он выступил перед семьсот студентами.
Слайд 21
употребляя числительные в дательном, творительном и предложном падежах, говорящие нередко сохраняют ту же связь между числительным и существительным, что и в именительном падеже, не учитывая того, что в этих падежах числительное должно согласовываться с существительным:
Дивизия пополнилась пятьюстами новобранцев (Следует: пятьюстами новобранцами).
Слайд 22
Задание 5. Письменно ответьте на вопросы и выполните задания. Запишите числительные словами.
1 Сколько числительных пишутся с ь на конце?
2 Какие числительные пишутся с ь в середине слова?
3 Как пишутся сложные числительные, обозначающие десятки и сотни?
4 Образуйте порядковые числительные: 50, 80, 200, 300, 205, 34, 570, 500, 900.
5 Напишите количественные числительные 300, 400, 90.
6 Просклоняйте: 308 (тетрадь), 477 (яблоки), 859 (стулья).
Слайд 23
Задание 6. Согласуйте числительные с существительными. Запишите словосочетания
4 (брюки), 2 (перила), 43 (ножницы), 1 (куранты), 2 (часы), 22 (сутки), 3 (сани), 8 (варенье), 5 (очки).
Слайд 24
Задание 7. Запишите текст, определите разряд числительных.
22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.
Слайд 25
Итоги:
Имя числительное – самостоятельная часть речи
Обозначает: количество предметов, число, порядок предметов при счете
Отвечает на вопросы: сколько? который?
Делятся на группы: порядковые и количественные
Роль в предложении: все члены предложения