Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Загадки русской морфологии
Количество знаменательных частей в русском языке
Слайд 2
Загадка 1. Мертвая кукла?
Являются ли одушевленными следующие существительные: кукла, мертвец, снеговик?
Слайд 3
Загадка 2. Настоящая врач – женщина?
Коллега, рода Вы какого?
-Что?!..
-Морфология! Займитесь на досуге. Интересно!..
Определите род существительных: врач, плакса, кофе, ЧП .
Слайд 4
Загадка 3. Склонение дитя
Определите склонение существительных время, путь, дитя.
Слайд 5
Загадка 4. Лишняя часть речи?
Быть иль не быть, вот в чем вопрос .
У. Шекспир. «Гамлет»
Назовите общее лексико-грамматическое значение местоимений.
Слайд 6
Загадка 5. Наказание числительным
Из ряда слов: один, двое, все, пять, дюжина, миллион, десяток, двести, сорок, пятьсот, семерка, - выберите числительные.
Все они так или иначе называют число и количество. Но принадлежат ли эти слова к одной и той же части речи?
Слайд 7
Загадка 6. Талантливый Петя
Сравните два предложения:
1. Из трех моих братьев самый талантливый Петя.
2. Из двух моих братьев самый талантливый Петя.
Правильно ли употреблена сравнительная степень?
Фраза из репортажа о ходе выборов:
«Из двух кандидатов победит тот, который наберёт наибольшее число голосов».
Найдите ошибку в предложении.
Слайд 8
Загадка 7. Красивая ли Инна?
Даны несколько предложений:
1. Вика красивее Инны.
2. Вика гораздо красивее Инны.
3. Вика еще красивее Инны.
Можно ли на основании каких-то из этих предложений установить, красива ли Инна? Что можно сказать о значении наречий, стоящих перед формой умнее?
Слайд 9
Загадка 8.Открывать не значит открыть
Колумб, как известно, открывал Индию, а открыл Америку.
Определите вид выделенных глаголов:
Мы дики; нет у нас законов.
Мы не терзаем, не казним…
(А.С. Пушкин «Цыгане»)
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною…
(М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»)
Слайд 10
Загадка 9. Грамматическое время и вежливость
Перед Вами два предложения с отказом:
1. К сожалению, я не смогу прийти: в воскресенье я пойду в театр.
2. К сожалению, я не смогу прийти: в воскресенье я иду в театр.
Грамматически оба варианта отказа правильны, но в смысле вежливости эти варианты не равноценны. Какой из них вежливее? Почему?
Слайд 11
Загадка 10. На охоте с Тургеневым
Прочитайте отрывок из «Записок охотника»:
«А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал , как отрадно бродить на заре по кустам?.. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи…»
(И.С. Тургенев «Лес и степь»)
Для чего автор употребляет форму 2-го лица множественного числа? О ком говорит писатель?
Слайд 12
Загадка 11 . Тройняшки.
Вот три цитаты из произведений А.С. Пушкина:
1. Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка… («Телега жизни»)
2. И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
(«Медный всадник»)
3. «Эй! Пошёл, ямщик!..» – «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело…» («Бесы»)
Определите, к какой части речи принадлежит слово тяжело в каждом предложении.
Слайд 13
Загадка 12. Есть ли на свете зовимая земля?
Вот цитата из поэмы С. Смирнова «Свидетельствую сам»:
Я везу, везу его на Землю,
Ласково зовимую Большой.
Правильно ли образована форма страдательного причастия?
Слайд 14
Цель работы:
Определить количество знаменательных частей речи в русском языке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
Изучить теорию морфологии в рамках школьного курса.
Отдельно рассмотреть спорные части речи (местоимения, категория состояния, причастие). Учение Ф.Ф. Фортунатова.
Слайд 15
Проблема: какой признак положить в основу классификации частей речи.
Основные направления работы и проблемные вопросы:
Морфология школьной грамматики.
Учение Ф.Ф. Фортунатова.
Для чего нужна морфология?
Л.В. Щерба о категории состояния.
Сколько всего знаменательных частей речи?
Слайд 16
Гипотеза: классификация частей речи должна основываться на нескольких признаках: 1. общее лексико-грамматическое значение; 2. грамматические категории; 3. синтаксическая роль.
Слайд 17
Группы:
3. Ученые-классификаторы.
Представители традиционной, школьной морфологии.
2.Сторонники теории Ф.Ф. Фортунатова
Слайд 18
План работы представителей традиционной, школьной морфологии.
Ответить на загадки 1-3, 6-10.
Определить количество знаменательных частей речи, которые выделяются традиционной морфологией.
Представить результаты своей работы в виде схемы «Знаменательные части речи».
?
Слайд 19
План работы сторонников теории Ф.Ф. Фортунатова
Ответить на загадки 4-5, 11-12.
Определить количество знаменательных частей речи, которые выделяет Ф.Ф. Фортунатов.
Представить результаты своей работы в виде схемы «Знаменательные части речи».
?
Слайд 20
План работы ученых-классификаторов.
1. Изучить итоги работы представителей школьной морфологии.
2. Изучить итоги работы сторонников теории Ф.Ф. Фортунатова.
3. Обобщить и синтезировать полученные сведения.
4. Определить количество знаменательных частей речи в русском языке.
???
Слайд 21
Использованная литература:
http://www.sunhome.ru/image/ картинки
http://images.yandex.ru - картинки
http://http:office.microsoft.com/ru- фон слайдов
http://art-sharjist.ru/ силуэт
http://clck.yandex.ru/ картинки
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+. 2004.
Т.В. Шклярова. Справочник по русскому языку. М.: Грамотей.2008.
Слайд 22
Всем нам иногда кажется, что вокруг темнота. Но в конце туннеля всегда есть свет. Свет знания. Дерзайте! Ищите и находите! Удачи Вам!!!
Автор презентации: Рожкова Ирина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Бартеневка Ивантеевского района Саратовской области»