Презентация - Загадки русской морфологии. Количество знаменательных частей в русском языке

Нажмите для просмотра
Загадки русской морфологии. Количество знаменательных частей в русском языке
Распечатать
  • Последний IP: 54.36.148.185
  • Уникальность: 90%
  • Слайдов: 22
  • Просмотров: 5000
  • Скачиваний: 3399
  • Размер: 0.83 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Загадки русской морфологии
Количество знаменательных частей в русском языке

Слайд 2

Загадка 1. Мертвая кукла?
Являются ли одушевленными следующие существительные: кукла, мертвец, снеговик?

Слайд 3

Загадка 2. Настоящая врач – женщина?
Коллега, рода Вы какого? -Что?!.. -Морфология! Займитесь на досуге. Интересно!.. 
Определите род существительных: врач, плакса, кофе, ЧП .

Слайд 4

Загадка 3. Склонение дитя
Определите склонение существительных время, путь, дитя.

Слайд 5

Загадка 4. Лишняя часть речи?
Быть иль не быть, вот в чем вопрос . У. Шекспир. «Гамлет»
Назовите общее лексико-грамматическое значение местоимений.

Слайд 6

Загадка 5. Наказание числительным
Из ряда слов: один, двое, все, пять, дюжина, миллион, десяток, двести, сорок, пятьсот, семерка, - выберите числительные.
Все они так или иначе называют число и количество. Но принадлежат ли эти слова к одной и той же части речи?

Слайд 7

Загадка 6. Талантливый Петя
Сравните два предложения: 1. Из трех моих братьев самый талантливый Петя. 2. Из двух моих братьев самый талантливый Петя. Правильно ли употреблена сравнительная степень? Фраза из репортажа о ходе выборов: «Из двух кандидатов победит тот, который наберёт наибольшее число голосов». Найдите ошибку в предложении.

Слайд 8

Загадка 7. Красивая ли Инна?
Даны несколько предложений: 1. Вика красивее Инны. 2. Вика гораздо красивее Инны. 3. Вика еще красивее Инны. Можно ли на основании каких-то из этих предложений установить, красива ли Инна? Что можно сказать о значении наречий, стоящих перед формой умнее?

Слайд 9

Загадка 8.Открывать не значит открыть
Колумб, как известно, открывал Индию, а открыл Америку. Определите вид выделенных глаголов: Мы дики; нет у нас законов. Мы не терзаем, не казним… (А.С. Пушкин «Цыгане») И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною… (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»)

Слайд 10

Загадка 9. Грамматическое время и вежливость
Перед Вами два предложения с отказом: 1. К сожалению, я не смогу прийти: в воскресенье я пойду в театр. 2. К сожалению, я не смогу прийти: в воскресенье я иду в театр.
Грамматически оба варианта отказа правильны, но в смысле вежливости эти варианты не равноценны. Какой из них вежливее? Почему?

Слайд 11

Загадка 10. На охоте с Тургеневым
Прочитайте отрывок из «Записок охотника»: «А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал , как отрадно бродить на заре по кустам?.. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи…» (И.С. Тургенев «Лес и степь») Для чего автор употребляет форму 2-го лица множественного числа? О ком говорит писатель?

Слайд 12

Загадка 11 . Тройняшки.
Вот три цитаты из произведений А.С. Пушкина: 1. Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка… («Телега жизни») 2. И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь. («Медный всадник») 3. «Эй! Пошёл, ямщик!..» – «Нет мочи: Коням, барин, тяжело…» («Бесы») Определите, к какой части речи принадлежит слово тяжело в каждом предложении.

Слайд 13

Загадка 12. Есть ли на свете зовимая земля?
Вот цитата из поэмы С. Смирнова «Свидетельствую сам»: Я везу, везу его на Землю, Ласково зовимую Большой. Правильно ли образована форма страдательного причастия?

Слайд 14

Цель работы:
Определить количество знаменательных частей речи в русском языке. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: Изучить теорию морфологии в рамках школьного курса. Отдельно рассмотреть спорные части речи (местоимения, категория состояния, причастие). Учение Ф.Ф. Фортунатова.

Слайд 15

Проблема: какой признак положить в основу классификации частей речи.
Основные направления работы и проблемные вопросы: Морфология школьной грамматики. Учение Ф.Ф. Фортунатова. Для чего нужна морфология? Л.В. Щерба о категории состояния. Сколько всего знаменательных частей речи?

Слайд 16

Гипотеза: классификация частей речи должна основываться на нескольких признаках: 1. общее лексико-грамматическое значение; 2. грамматические категории; 3. синтаксическая роль.

Слайд 17

Группы:
3. Ученые-классификаторы.
Представители традиционной, школьной морфологии.
2.Сторонники теории Ф.Ф. Фортунатова

Слайд 18

План работы представителей традиционной, школьной морфологии.
Ответить на загадки 1-3, 6-10. Определить количество знаменательных частей речи, которые выделяются традиционной морфологией. Представить результаты своей работы в виде схемы «Знаменательные части речи».
?

Слайд 19

План работы сторонников теории Ф.Ф. Фортунатова
Ответить на загадки 4-5, 11-12. Определить количество знаменательных частей речи, которые выделяет Ф.Ф. Фортунатов. Представить результаты своей работы в виде схемы «Знаменательные части речи».
?

Слайд 20

План работы ученых-классификаторов.
1. Изучить итоги работы представителей школьной морфологии. 2. Изучить итоги работы сторонников теории Ф.Ф. Фортунатова. 3. Обобщить и синтезировать полученные сведения. 4. Определить количество знаменательных частей речи в русском языке.
???

Слайд 21

Использованная литература:
http://www.sunhome.ru/image/ картинки http://images.yandex.ru - картинки http://http:office.microsoft.com/ru- фон слайдов http://art-sharjist.ru/ силуэт http://clck.yandex.ru/ картинки Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+. 2004. Т.В. Шклярова. Справочник по русскому языку. М.: Грамотей.2008.

Слайд 22

Всем нам иногда кажется, что вокруг темнота. Но в конце туннеля всегда есть свет. Свет знания. Дерзайте! Ищите и находите! Удачи Вам!!!
Автор презентации: Рожкова Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Бартеневка Ивантеевского района Саратовской области»
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.