Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное дошкольное образовательное учереждение
"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей №14"
Города Маркса Саратовской области
Влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста
Презентацию подготовила:
Красноперова Л.З.
.
Слайд 2
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
«Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов», так говорил о театре великий русский публицист, философ и педагог, Александр Иванович Герцен. Под этой фразой он предполагал не только полезность театра в разрешении житейских проблем, но и отмечал потенциал театра в развитии личности ребенка.
Слайд 3
Театр развивает детей, превращая это развитие в увлекательное путешествие в мир радости, сказки и перевоплощений. Именно за это театрализованную деятельность так искренне любят дети, а педагоги получают колоссальное удовольствие от возможности совместить «приятное с полезным».
Театрализованная деятельность имеет комплексную, системную организацию: в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляясь в трех аспектах: * в создании драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета, собственная формулировка сюжета или сочинение собственного); * в исполнении собственного замысла (умение проникнуться образом, используя средства выразительности: интонацию, мимику, движения, напевы); * в оформлении спектакля (создание декораций, костюмов)
Слайд 4
Прежде всего, привлечение детей к театральной деятельности в коррекционных целях в условиях детского сада не предполагает собой развития различного рода профессиональных актерских умений. Главной целью этого направления остается создание условий для коррекции речевых нарушений и развития стремлений у самого ребенка по устранению собственных речевых дефектов.
В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес.
Слайд 5
Значение театрализованной деятельности
Участвуя в театрализованной деятельности, дети в полной мере знакомятся с окружающим миром, узнают тонкости его организации через образы и подобия, звуковые характеристики, краски. При этом грамотно поставленные вопросы и задачи непроизвольно заставляют ребят задуматься, начать анализировать, подводить итоги и обобщать результаты. Исполнять роль, вступая в диалоги с другими персонажами это необходимость взаимодействовать с другими актерами, ясно и четко изъясняться. Поэтому участие в театрализованных постановках, играх способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической и диалогической речи дошкольников и может стать основной предпосылкой успешного обучения в школе.
Слайд 6
В результате целенаправленного использования театра в образовательно-воспитательной деятельности, а также во время свободного время провождения, дети приобретают речевые навыки, увеличивают и расширяют свой словарный запас и кругозор, на основе чего становится возможным построение связных конструкций, высказываний, развивается мышление и все высшие психические функции (память, воображение и т. д.). Речь становится более эмоциональной, осознанно выразительной, содержательной.
Слайд 7
Формируются следующие умения и навыки:
разыгрывания сказок, выразительное чтение стихов, участие в мини-сценках, владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (теневой; би-ба-бо; пальчиковый; ставший особенно популярным в последние годы в Европе, особенно в Германии, японский разговорный театр «камишибай» и др.)
При речевых нарушениях имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков Поэтому в систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать театрализованные игры и игровые упражнения, повышающие умственную активность, совершенствующие речевые навыки, способствующие развитию и повышению эмоциональной и социальной активности.
Слайд 8
Театрализованные игры исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации (ребёнок сам создаёт образ, исполняет роли, с заведомо существующим сценарием) и режиссёрские постановки (могут быть групповыми, ребенок выступает в роли сценариста).
Слайд 9
Основные направления коррекционной работы в театрализованной деятельности: * развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; * развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; * развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Слайд 10
Для выработки хорошей дикции, четкого и благозвучного произношения с ребенком проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия, направленные на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включается речевой материал, который произносится на выдохе. Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения.
Слайд 11
Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка: * формирует знания об окружающем мире; * активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность; * развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение); * совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений; * развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.
Таким образом, театрализованная деятельность являясь органичной для дошкольного возраста, позволяет решить широкий круг задач коррекционно-развивающей работы в логопедической практике.
Слайд 12
Виды театров используемые в работе:
перчаточный
камней
настольный
кукольный
пальчиковый
на фланелеграфе
костюмированый
масочный
на палочках
теневой