Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Развитие познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста
в процессе экспериментальной деятельности.
.
Автор – Кроитор Татьяна Александровна,
воспитатель МБДОУ № 62 «Родничок»
2021 год.
Слайд 2
В современном динамичном мире чрезвычайно высоко ценятся такие качества человека, как умение нестандартно мыслить и творческий поход к проблеме. Мы все хотели бы видеть своих воспитанников любознательными, активными, думающими, умеющими самостоятельно решать возникшие проблемы. А это во многом зависит от нас, соответственно главной целью современного педагога становится не задача «вооружить ребенка готовыми знаниями», а «научить детей самостоятельно добывать знания из окружающего мира».
.
Слайд 3
ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие» определяет для нас следующие задачи:
Развитие у дошкольников любознательности и познавательной мотивации.
Формирование познавательных действий.
Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений о предметах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов.
.
Слайд 4
Дошкольный период является очень благоприятным для развития познавательной активности: ребенок проявляет любознательность, задает много вопросов, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение разным явлениям и просто жаждет деятельности. Наша задача поддержать неподдельный интерес, помочь ребенку сформулировать свои запросы, а так же создать условия, благоприятные для развития эмоционального, социального и интеллектуального развития личных качеств ребенка, таких как целенаправленность, инициативность, самостоятельность.
.
Актуальность задач обусловила выбор в работе с детьми новых форм и методов обучения.
Экспериментирование является одним из современных форм работы с детьми по развитию их познавательной активности.
Слайд 5
Экспериментально-исследовательская деятельность - ключик к развитию познавательных способностей, важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование, как метод обучения поддерживали в своих работах учёные Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Детское экспериментирование нашло отражение в работах более современных учёных Н.Н. Поддъякова, О. Дыбиной, О. Афанасьевой.
Н.Н. Поддъяков отмечал, что отсутствие экспериментирования в дошкольном детстве негативно сказывается на способности ребенка к школьному обучению.
Слайд 6
Что же такое детское экспериментирование?
Это вид исследовательской деятельности на основе поисковой активности, направленной на познание окружающего мира.
Основной целью детского экспериментирования является развитие познавательных способностей: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и установление причинно – следственных связей.
Детское экспериментирование мы организовывали в нескольких направлениях:
Специально организованные эксперименты.
Совместная деятельность воспитателя с детьми (наблюдения, беседы, просмотр видеофильмов).
Самостоятельное экспериментирование детей в экспериментальной лаборатории.
Слайд 7
Важнейшим условием поисково – экспериментальной деятельности является создание в группе предметно – развивающей среды.
В центре для экспериментальной деятельности в нашей группе мы расположили:
- технические средства: микроскоп, безопасный термометр для измерения температуры, лупы;
- природные материалы: песок, камни, ветки, торф, глина, семена;
магниты, различные металлические предметы;
большое количество разнообразных контейнеров, одноразовые перчатки для работы с почвой, фартуки.
Для самостоятельной экспериментальной деятельности детей мы оформили схемы опытов, иллюстрации различных явлений, таблицы и результаты проведенных опытов.
Слайд 8
При проведении экспериментов мы соблюдали следующие требования к организации опытов и экспериментов:
Содержание и результат опыта должны быть адаптированы возрасту детей.
Любому эксперименту должна предшествовать предварительная работа (наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, просмотр видео, беседа).
Отбор материала для экспериментальной деятельности.
Объект наблюдения должен быть целостным, чистым и натуральным (вода, песок, снег, земля, бумага, металл, камни, растения, их части, плоды, семена).
Учет пространственной организации эксперимента заключается в максимальной доступности каждому ребенку любого объекта.
Слайд 9
Для проведения специально организованного эксперимента мы использовали следующую структуру его организации:
Выбор объекта, оборудование, материалы.
Предварительная работа с объектом (выделение свойств, качеств, значение в окружающем мире).
Создание мотивации у детей.
Постановка цели и задач.
Определение проблемы.
Обсуждение вероятности прогноза.
Инструктаж по технике безопасности.
Проведение опыта.
Подведение детей к выводу.
Оформление материалов (таблицы, схемы.)
Слайд 10
Необходимым условием познавательного развития дошкольников является вовлечение в образовательный процесс по данному направлению родителей. Для того, чтобы поддерживать у детей интерес к экспериментальной деятельности, мы предложили родителям провести ряд экспериментов в домашних условиях. Многие родители с удовольствием поддержали наше начинание.
Тема опыта заранее обсуждалась с родителем в присутствии ребенка, опыт проводился в домашних условиях, записывался с комментариями на видео. Далее видеоматериал демонстрировался в группе детям, а ребенок самостоятельно рассказывал о результатах опыта и делал выводы. Так родители с детьми провели несколько интересных экспериментов.
ак
Слайд 11
В результате проведенной работы в течение учебного года можно отметить, что дети овладели следующими навыками:
Видеть проблему.
Задавать вопросы.
Выдвигать гипотезы.
Давать определения понятиям.
Наблюдать, классифицировать.
Делать выводы, умозаключения.
Самостоятельно придумывать и проводить опыты.
Хочется закончить выступление словами Ральфа Эмерсона американского философа «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
ак
Слайд 12
Спасибо за внимание.