Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Дробно-рациональные уравнения. Применение при решении задач.
СЕМБАЙ ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА
Учитель математики
Лицей № 488
9 класс
Слайд 2
Устно.
Укажите дробно-рациональные уравнения.
Ответ:
Слайд 4
Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений.
Слайд 5
Этапы работы над задачей
Анализ текста задачи.
Составление таблицы- условия.
Выбор метода решения.
Решение.
Интерпретация полученного результата.
Слайд 6
Дробно-рациональные уравнения используются при решении задач
на совместную работу.
на движение
Слайд 7
Рекомендации к решению задач на совместную работу:
Что необходимо знать?
1. Объём, выполняемой работы! (A)
2. Время работы! (t)
3. Производительность! (N)
Что необходимо делать?
Слайд 8
Задача № 8.15 («Алгебра. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9классе», М. Просвещение.2012г.)
Два каменщика выложили стену за 14 дней, причем второй присоединился к первому через 3 дня после начала работы. Известно, что первому каменщику на выполнение всей работы потребовалось бы на 6 дней больше, чем второму. За сколько дней мог бы выложить эту стену каждый каменщик, работая отдельно?
Слайд 9
Анализ текста задачи и составление условия-таблицы
Необходимо ответить на вопросы:
Сколько участников задачи?
Какими величинами характеризуется ситуация?
Каково количество ситуаций, в которые попадают участники задачи?
Какие величины известны?
Как связаны величины, характеризующие процесс задачи?
Слайд 10
Сколько участников задачи?
Два участника
Две строки в таблице
.
I каменщик.
II каменщик.
Слайд 11
Какими величинами характеризуется ситуация?
производительность V,
работа А,
время t
.V.t.A
I каменщик...
II каменщик...
Слайд 12
Каково количество ситуаций, в которые попадают участники задачи?
работа совместно
работа отдельно
две колонки в таблице-условии
.Совместно.Отдельно
N.t.A.N.t.A
I каменщик......
II каменщик......
Слайд 13
Какие величины известны?
заносим в таблицу все известные значения
.Совместно.Отдельно
N.t.A.N.t.A
I каменщик..14....1
II каменщик..11....1
Слайд 14
Как связаны величины, характеризующие процесс задачи?
заносим в таблицу все связи
.Совместно.Отдельно
V.t.A.V.t.A
I каменщик..14...на 6 >
(x+6).1
II каменщик..11...x.1
Слайд 15
Заполняем таблицу, используя формулы связывающие величины:
выражаем величины одну через другую А=Vt, V=A/t,
.Совместно.Отдельно
N.t.A.N.t.A
I каменщик.1 х+6.14.14 х+6.1 х+6.на 6>
x+6.1
II каменщик.1 х.11.11 x.1 х.x.1
Слайд 16
Составление уравнения
.Совместно.Отдельно
N.t.A.N.t.A
I каменщик.1 х+6.14.14 х+6.1 х+6.на 6>
x+6.1
II каменщик.1 х.11.11 x.1 х.x.1
учитываем, что при совместной работе каменщики выложили всю стену целиком,
получаем уравнение:
Слайд 17
Анализ( интерпретация) полученного результата
В результате решения квадратного уравнения получаются корни х=22 и х=-7. По смыслу задачи х = -7 – посторонний корень, поэтому оставляем только х=22.
Слайд 18
Ответ.
Второй каменщик выполнит всю работу за 22дня, первый за 28 дней.
Слайд 19
Рекомендации:
Задачу прочти
Немного помолчи
Про себя повтори
Ещё раз прочти
Нет объёма работы, за 1 прими
Данные в таблицу занеси
Уравнение запиши
Уравнение реши!
Слайд 20
Задачи на движение.
Слайд 21
Рекомендации к решению задач на движение
В задачах на движение участвуют понятия: путь, пройденный телом (расстояние), скорость движения тела и время за которое тело прошло заданное расстояние.
В математике приняты обозначения: S – путь, t- время, v- скорость.
Тогда существует формула расчета пути: S=v•t,
из этой формулы выводятся формулы вычисления
времени: t=S:v
скорости:v=S:t.
Слайд 22
Задача № 8.11 («Алгебра. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9классе», М. Просвещение.2012г.)
Из города А в город В, расстояние между которыми 30 км, выехал грузовик. Через 10 мин вслед за ним отправился легковой автомобиль, скорость которого на 20 км/ больше скорости грузовика. Найдите скорость легкового автомобиля, если известно, что он приехал в город В на 5 мин раньше грузовика.
Слайд 23
Анализ текста задачи и составление условия-таблицы
Необходимо ответить на вопросы:
Сколько участников задачи?
Какими величинами характеризуется ситуация?
Какие величины известны?
Как связаны величины, характеризующие процесс задачи?
Слайд 24
Составление уравнения
.V.t.S
Грузовик.х..30
Легковой автомобиль.Х+20..30
учитываем, что при совместной работе каменщики выложили всю стену целиком,
получаем уравнение:
Слайд 25
Ответ.
Скорость легкового автомобиля равна 60 км/ч.
Слайд 26
Домашнее задание.
Распечатка.
Слайд 27
Этапы работы над задачей
Анализ текста задачи.
Составление таблицы- условия.
Выбор метода решения.
Решение.
Интерпретация полученного результата.
Слайд 28
Спасибо за урок!!!
Слайд 30
Замечание
Используя другую связь для введения переменной х, можно получить другую таблицу и уравнение
.Совместно.Отдельно
V.t.A.V.t.A
I каменщик.х
14.14.х.х
14.на 6>
14
х.1
II каменщик.1-х 11.11.1-х.1-х 11.11
1-х.1
Слайд 31
Уравнение принимает вид
Дробно-рациональное уравнение
сводится к квадратному
;
Слайд 32
Интерпретация результата
В данном случае по смыслу задачи подходит лишь х=0,5.
Следующим шагом необходимо найти искомые величины, т.е. 14/х и 11/(1-х)
Данный способ нерационален, но ответ к задаче тот же: 28дней и 22 дня.