Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок - семинар. 10класс.
Методы решения иррациональных уравнений
Из опыта работы учителя высшей
категории МБОУ- лицея №3 г. Тулы
Ефимовой Галины Павловны
Слайд 2
Способ I. Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с последующей проверкой
Иррациональное уравнение
По теореме Виета:
возведем обе части уравнения в квадрат
возведем обе части уравнения в квадрат
Слайд 3
Проверка:
1). Если х=42, то
2). Если х=2, то
Значит, число 42 не является
корнем уравнения.
Значит, число 2 является
корнем уравнения.
Ответ: 2
Слайд 4
Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с последующей проверкой
Достоинства Недостатки
1. Понятно 1. Словесная запись
2. Доступно 2. Громоздкая проверка
иногда занимает много
времени и места
Вывод:
При решении иррациональных уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и туже степень необходимо вести словесную запись, что делает решение понятным и доступным. Однако обязательная проверка иногда бывает громоздкой и занимает много времени. Этот метод можно использовать для несложных иррациональных уравнений, содержащих 1-2 радикала.
Слайд 5
Способ II. Метод равносильных преобразований
Ответ: 2.
Слайд 6
Метод равносильных преобразований
Достоинства Недостатки
1. Отсутствие словесного описания 1. Громоздкая запись
2. Нет проверки 2. Можно ошибиться при
3. Четкая логическая запись комбинации знаков системы
4. Последовательность равносильных и совокупности и получить
переходов неверный ответ
Вывод
При решении иррациональных уравнений методом равносильных переходов нужно четко знать, когда ставить знак системы, а когда совокупности. Громоздкость записи, различные комбинации знаков системы и совокупности не редко приводят к ошибкам. Однако, последовательность равносильных переходов, четкая логическая запись без словесного описания, не требующая проверки, являются бесспорными плюсами данного способа.
Слайд 7
Способ III Функционально графический метод
Решение.
Рассмотрим степенные функции
Найдем область определения функций
Составим таблицы значений х и у:
х 0 2 6
у 4 3 1 -1
х 1,5 2 6
у 0 1 3
х 0,25 0 2 6
у 4 3 1 -1
х 1/4 0 2
у 4 3 1 -1
х -0,25 0 2 6
у 4 3 1 -1
Слайд 8
Функционально графический метод
Построим данные графики функции в одной системе координат.
Графики функции пересекаются в точке с абсциссой х=2.
Ответ: 2
Слайд 9
Функционально графический метод
Достоинства Недостатки
1. Наглядность 1. Словесная запись
2. Если ответ точный, 2.Ответ может быть приближённым,
то нужна проверка. не точным.
Вывод:
Функционально графический метод – это наглядный метод, но применять его лучше тогда, когда легко можно построить графики рассматриваемых функций и получить точный ответ. Если ответ приближенный, то лучше воспользоваться другим методом.
Слайд 10
Способ IV Метод введения новых переменных
Введем новые переменные, обозначив
Получим первое уравнение системы: a+b=4.
Составим второе уравнение системы:
Получим систему двух рациональных уравнений, относительно а и b:
Слайд 11
Вернемся к переменной х Ответ: 2.
Достоинства Недостатки
Метод введения новых
переменных для данного 1.Словесное описание.
уравнения не рационален 2. Громоздкое решение.
Вывод:
Метод введения новых переменных и переход к системе рациональных уравнений для данного уравнения не рационален. Этот метод лучше применять для иррациональных уравнений, содержащих радикалы различных степеней, или одинаковые многочлены под знаком корня и за знаком корня, или взаимообратные выражения под знаками корня.
Слайд 12
Метод введения новой переменной и переход к рациональному уравнению
Иррациональное уравнение, содержащее одинаковые многочлены под знаком корня и за знаком корня.
Ответ: -4,5; 3.
Слайд 13
Метод введения новых переменных
Уравнение, содержащее радикалы различных степеней.
Введем новые переменные, обозначив
Получим первое уравнение a-b=3.
Составим второе уравнение
Слайд 14
переход к системе рациональных уравнений
Составим и решим систему рациональных уравнений.
Ответ: решений нет.