Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Микеланджело
Рафаэль
Леонардо
да Винчи
Боттичелли
Тициан
Дюрер
Петрарка
Рабле
Сервантес
Боккаччо
Палестрина
Эразм
Мор
Слайд 3
Главное завоевание эпохи Возрождения —
это огромный интерес к человеку,
человеческой личности,
ее неограниченным творческим
возможностям.
В основе культуры Возрождения
лежат идеи гуманизма,
провозгласившие высшей
ценностью человека и его
общественное благо.
Слайд 4
Возрождение, или Ренессанс
(фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени
Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании)
Слайд 5
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности)
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Слайд 6
Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
Слайд 7
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви.
Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Слайд 8
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Северное Возрождение
Слайд 9
Крупнейшими мастерами искусства Возрождения, наглядно выразившими темы и идеалы эпохи, были художники Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, фра Анджелико, Антонелло да Мессина, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто и др.,
скульпторы Донателло и Микеланджело, архитекторы Бруннелески, Браманте, Палладио. Главными центрами искусства Возрождения были Флоренция и впоследствии Рим и Венеция.
Слайд 10
Высокое Возрождение
Высокое Возрождение (1490-е годы - первая треть 16 века).
Искусство Высокого Возрождения приходится на конец 15 и первые три десятилетия 16 столетия.
«Золотой век» итальянского искусства хронологически был очень кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия.
Но именно в это время были созданы замечательные творения титанов Возрождения.
Слайд 11
В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II
— человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству.
Слайд 12
При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий,
создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Слайд 13
Собор Санта-Мария дель Фьоре. Филиппо Брунеллески
Слайд 14
Собор Святого Петра. Лоренцо Бернини
Слайд 15
Итальянское Возрождение входит в новую стадию развития на стыке XV и XVI столетий.
Кульминация искусства
(конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения.
Слайд 16
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи ( 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).
Слайд 17
Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи.
Слайд 18
Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях
В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius)
Леонардо да Винчи.
Витрувианский человек.
Слайд 19
Мона Лиза
Леонардо
да Винчи
Слайд 20
Мадонна с гвоздикой 1482-1490
Слайд 21
Мадонна Литта 1490-1491
Слайд 22
Святая Анна с Марией и Младенцем Христом 1502-1505
Слайд 23
Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте
1483-1494 годы, Музей Лувр, Париж
Слайд 25
При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе.
Слайд 26
Мудрец, сумевший глубже других исследовать тайны человеческой души, познать законы мира и выразить их возвышенным языком чувств
Слайд 27
Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни;
Микеланджело родился 6 марта 1475 в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника.
Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
Слайд 28
Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.)
Непримиримый и гордый, бунтующий и суровый
Борьба, страдание, протест, неудовлетворенность жизнью, разлад с идеалом, поиски смысла бытия – все, что наполняло жизнь мастера
Любимые герои – пророк Моисей, царь Давид, мужественный Прометей, кроткая Мария, оплакивающая сына Христа
Слайд 29
Микеланджело
Пьета
Слайд 31
Погребальная капелла герцогов Медичи
Слайд 32
Давид
Творение это затмило
все известные статуи,
новые и древние, будь
то греческие или
римские … с такой
соразмерностью и
красотой закончил её
Микеланджело.
Слайд 33
Гробница Папы Юлия II. Микеланджело Буонаротти
Слайд 35
Роспись свода Сикстинской капеллы
Слайд 36
Микеланджело Буонарроти - Сикстинская капелла.
Слайд 37
Микеланджело Буонарроти
Потоп.
Сикстинская капелла
Слайд 38
Страшный Суд
Микеланджело
Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции.
Слайд 39
Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью:
«Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
Слайд 40
По словам Бернини, великий Микеланджело перед смертью сказал, что сожалеет, то что умирает именно тогда, когда только научился читать по слогам в своей профессии.
Слайд 41
«Картины других художников, - писал Вазари, - можно назвать картинами, картины же Рафаэля - сама жизнь, ибо в его фигурах мы воочию видим и трепет живой плоти, и проявление духа, и биение жизни в самом мимолетном ощущении, словом - оживленность всего живого».
Слайд 43
АФИНСКАЯ ШКОЛА
СОКРАТ
АРИСТОТЕЛЬ
ПЛАТОН
ПТОЛЕМЕЙ
ДИОГЕН
ПИФАГОР
РАФАЭЛЬ
ГЕРАКЛИД
ЕВКЛИД
Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния
Слайд 45
Мадонна в зелени. 1506
Слайд 46
Прекрасная садовница. 1506
Слайд 47
«Живопись Рафаэля в такой же мере больше, чем только живопись, в какой поэзия Пушкина больше, чем только поэзия. И в том и в другом случае мы имеем дело с реальной действительностью духовной жизни нации в ее предельных, абсолютных формах».
Руф Хлодовский
Сикстинская мадонна
Рафаэль
Слайд 49
«Окончилась его первая жизнь; его вторая
жизнь, в его посмертной славе, будет
продолжаться вечно в его произведениях…»
Слайд 50
Человек эпохи возрождения
Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью.
Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным.
Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы.
В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.
Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма
.
Слайд 51
ОТНОШЕНИЕ.СРЕДНИЕ ВЕКА.ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
К ЧЕЛОВЕКУ..
К ПРИРОДЕ..
К АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ..
К БОГУ И ЦЕРКВИ..
Человек- греховное существо по своей природе, он не достоин внимания.
Интерес к человеку и его делам, воспевание чувств. Изображение реалистических черт; цель жизни- в труде на пользу людям.
Природа лишь творение Бога, условие жизни. К природе относились потребительски, как к источнику необходимых для жизни вещей.
Воспевание красоты природы, изображение людей на фоне пейзажа.
Античная, нехристианская культура осуждалась церковью.
Возрождение античной культуры, ее изучение и использование ее в качестве образцов
Христианство, церковь играли первостепенную роль в жизни людей.
Не отвергали христианство, античные образцы часто использовались в церковных жанрах и формах.
Слайд 52
Северное возрождение
Слайд 53
Северным Возрождением обычно называют художественную культуру
XV –XVI вв., расцветшую в тех странах, что находятся севернее Италии, прежде всего в Нидерландах, Германии, Англии и Франции
Слайд 54
Основные особенности Северного Возрождения:
опора на традиции средневекового искусства, поздний интерес к античности;
связь с народным искусством;
влияние идей Реформации и отражение в искусстве социальных потрясений;
отставание архитектуры, скульптуры от живописи и книжной миниатюры.
Слайд 56
Возрождение
В Италии Северное Возрождение
Античные традиции Готические традиции
Человеческое вытесняет Главная ценность -
божественное святость семейного очага
Человек – символ Обычные, некрасивые
красоты, гармонии, лица, несовершенные
разума фигуры, обыденная
обстановка
Слайд 57
Нидерланды – небольшая, но одна из самых богатых и влиятельных стран Европы, возникшая на территории современных Бельгии и Голландии.
Слайд 58
Ян ван Эйк (1385/90-1441)
Нидерландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками
Основоположник Северного Ренессанса
Слайд 59
Гентский алтарь
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
Слайд 60
Внешние створки
Самой удивительной на внешних створках Гентского алтаря является сцена "Благовещения", традиционная для створчатых алтарей. Здесь художник изобразил коленопреклонённую Деву Марию и архангела Гавриила, который принёс ей божественную весть.
Слайд 61
Архангел Гавриил
Дева Мария
Пророки Захария
и Михей
Эритрейская и Кумская предсказательницы
донаторы-портреты заказчиков
Иоанн Креститель— патрон церкви Святого Иоанна и Иоанн Богослов
Слайд 62
Открытый алтарь
Перед нами-чудо! С алтаря льется такое лучезарное солнце, какого Фландрия никогда не знала. Братья ван Эйки сотворили то, чем природа обделила их родину, даже солнечная Италия, природа которой сама утоляла стремление к многоцветью, не всегда видела на своих полотнах подобное кипение красок.
Слайд 63
Открытый алтарь
Адам и Ева
Бог-Отец
Дева Мария и
Cв. Иоанн Креститель
ангелы поющие(левая створка) ангелы музицирующие(правая створка).
Нижние пять створок посвящены прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является стоящий на алтаре белый агнец. К нему собираются толпы людей, святые и праведники, мужчины и женщины, как бы все человечество.
Слайд 64
Мадонна каноника ван дер Пале
Слайд 65
Ян ван Эйк (1390-1441), нидерландский живописец
Метафоричность образов и символичность предметов в картине (апельсин - благочестие, собака - благодушие).
Индивидуальные характеры и натуралистическое изображение.
«Портрет четы Арнольфини»
Слайд 66
Свадебный портрет Джованни Арнольфини и его невесты
Супруги изображены стоящими в спальне. Они держат друг друга за руки в момент торжественной клятвы в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в зеркале, висящем на стене. Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»).
Слайд 67
Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ. Живописец подписывает свою работу не как автор, а как свидетель. Возможно, он изобразил в зеркале самого себя, в виде фигуры в тюрбане и синем одеянии, переступающим порог комнаты.
Слайд 69
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Выпуклые зеркала были более доступны. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. В зеркале, изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами.
Слайд 70
Иеронимус ван Акен (Босх) (ок. 1460-1516)
Нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Разнообразные заказы, начиная
от оформления праздничных
шествий и обрядовых таинств
Братства и заканчивая написанием
створок алтаря для капеллы
Братства в соборе св. Иоанна
или даже модели канделябра.
Слайд 71
Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями. 25 картин и 8 рисунков - наследие этого художника
Слайд 72
Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего! Карел ван Мандер
Слайд 73
Иероним Босх (около 1460-1516 гг.)
Его творчество отличается своеобразием, субъектным мироощущением. Одни считают его еретиком, другие – религиозным ортодоксом, третьи мрачным мизантропом, четвертые – человеком с очень развитым ироничным складом ума, пятые – безумцем с болезненным воображением, шестые – мистиком. Понять творчество этого художника можно лишь через противоречие эпохи Возрождения в целом и конкретной страны в частности. Босх как бы стоит на грани двух великих эпох европейской культуры: средневековья и Ренессанса. И все противоречия этой эпохи воплотились в творчестве мастера.
Слайд 74
Иероним Босх (1450/60-1616), нидерландский живописец
Знаковость живописи (слон - лень, ложка - обжорство, корова - символ жизни т.д.).
Изображение безумного мира человеческого земного существования.
«Воз сена»
Слайд 75
Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи
символы:
лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт;
перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
ключ — (познание), часто по форме не предназначенный для открывания;
отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела.
сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.
черные птицы — грех
Верблюд символизирует собой, прежде всего, неприхотливость и выносливость.
Слайд 76
«Сады земных наслаждений».
Слайд 77
«Музыкальный ад» (1500-1510)
Обнажённых грешников мучают с помощью каких-то гигантских инструментов, лезущих со всех сторон.
Слайд 78
«Несение креста» (1490-1500)
Мастер создал своего рода карикатуру на толпу людей с отталкивающими физиономиями убийц, которые олицетворяют все худшие пороки человечества, погрязшего в грехе. Иисус Христос и Вероника на этом полотне изображены с закрытыми глазами, словно не в силах взирать на окружающую их мерзость.
Слайд 79
Уверенность Босха в распространяющемся зле вдохновляет его на группу картин, показывающих Христа и святых страдающих от мучений демонов или насмешек людей.
Эта картина - одна из наиболее известных. Озверелая толпа готова разорвать человека, который не убил, не украл! Среди этого кошмара, Христос и Вероника кажутся спокойными и отстранёнными. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Это было последнее произведение Босха. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке.
Слайд 80
«Корабль дураков»
(1495-1500)
Слайд 81
Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем - знаки сатаны.
Слайд 82
Триптих «Воз сена»
Слайд 84
Грех и наказания за него — одна из главных тем работ Босха. Одним из примеров является триптих, названный Босхом «Воз сена». Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.
Слайд 85
Триптих «Воз сена»
Слайд 86
Центральная часть
В центре— люди продолжают путь по Дороге жизни, но их жадность, корыстолюбие позволяют демонам вести их в Ад (демоны тянут воз сена к прямо дверям Ада на правой створке) Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например, изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость.
Слайд 87
Левая створка
Рай
Сюжет левой части показывает библейскую историю создания первых людей и их изгнание из Рая. Верхняя часть панели показывает Небеса. Бог наблюдает за ангелами. Непослушных — изгоняет, и они превращаясь в монстров, подобных крылатым насекомым, падают на землю. Земля пустынна и суха, только в центре оазис, окружённый стеной. Это - Рай. Слева — Бог создал Еву из ребра спящего Адама. Ниже — встреча со Змеем-искусителем. И, как следствие, — изгнание из Рая. Адам и Ева пытаются скрыть наготу. Адам просит Ангела простить их. Но Бог так решил! И Ева со страхом и неуверенностью смотрит в будущее.
Слайд 88
Правая створка
Ад
На фоне огня, в котором горят проклятые, идёт строительство новой башни. Как и многое в работах Босха, назначение её было загадкой. Но историк-искусствовед Сикнза описал её, как строение, для подготовки входящих в Ад. Строительный материал - "души несчастных проклятых". Другая версия, что это пародия на Вавилонскую башню. Босх предоставляет зрителю разнообразие фигур, подвергающихся наказаниям, связанным с различными грехами.
Слайд 89
Внешняя сторона боковых створок
Бедный, истощенный крестьянин идёт по дороге. Все скромные пожитки — за спиной. Дорога полна опасностей: cзади, группа воров привязывает прохожего к дереву, ограбив его; вдали, на холме, готова виселица, на которую страннику очень легко попасть; слева от странника, крестьянин играет на волынкe (символ ненасытности или споров) и танцующая пара(символизирующая опасность сексуального искушения). И, как будто этого недостаточно, страннику угрожает злая собака. Отбиваясь от неё, бедняга, кажется, не видит, что мост, на который он собирается ступить, слишком ветхий, чтобы выдержать его. В пессимистическом стиле, типичном для него, Босх напоминает зрителям, что мир чреват опасностями, и что человек, идущий по Дороге жизни, никогда не должен забывать о бдительности.
Слайд 91
Питер Брейгель Старший (ок. 1525/1530-1569)
У него было прозвище – «Мужицкий», отразившее самую суть его творчества. Питер черпал не только образы, но и философию жизни в недрах народной культуры. Человек в его работах – частичка суетной, жадной, ленивой толпы. Ещё с молодости он сумел познать «прозу жизни» и сумел найти свои средства художественной выразительности для воплощения борьбы добра и зла.
В его творчестве органично сплавились народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая наблюдательность и фантастический гротеск.
Слайд 93
«Страна лентяев»
Вокруг дерева-стола с приготовленным угощением развалились крестьянин и ученый.