Презентация - Подготовка урока с элементами исследования

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Подготовка урока с элементами исследования

Слайд 2

При подготовке уроков исследовательского характера необходимо учитывать следующие моменты:
урок или отдельные его этапы должны содержать все основные компоненты исследования: тема, цель, задачи, объект, гипотеза, экспериментальная часть, анализ результатов, выводы; цель урока должна быть сформулирована с учётом цели исследования и указания ожидаемого результата; результат должен быть конкретным, осязаемым; должна быть связь с личным опытом; должно быть тщательно продумано домашнее задание (предварительное или последующее) – для осмысления действий.

Слайд 3

Критерии оценивания урочных занятий с элементами исследования
1. Обеспечен уровневый подход к развитию исследовательских умений 2. Структура урочного занятия соответствует логике научного исследования Поставлена проблема / вопрос, требующий исследования. Определён план действий. Обеспечена достаточная самостоятельность учащихся. Организована оценка промежуточных и итоговых результатов на основе эталона и / или критериев. Организовано формулирование выводов, соответствующих цели исследования.     3. Созданы условия для самоорганизации учащихся  с необходимой поддержкой в соответствии с уровнем развития исследовательских умений Наводящие вопросы. Шаблоны и / или инструкции (поддерживающие достаточный уровень самостоятельности детей). 4. Обеспечены возможности для STEM образования.

Слайд 4

Этапы формирования универсальных способов деятельности

Слайд 5

Этап 1. Действие по образцу
1. Способность действовать по образцу 2. Различение в образце важные элементы и второстепенные 3. Осознание неслучайности этапов выполнения действия, заданные образцом; зависимости корректности результата от соблюдения этапов
4. Понимание способа действия 5. Сознательное включение способа действия в исследовательскую деятельность

Слайд 6

Этап 2. Описание способа
1. Выполнение действий направляют вопросы учителя: Зачем мы это делаем? Что получим в результате? Что именно нам нужно сделать?.. 2. Выделение существенных сторон способа деятельности 3. Называние способа. 4. Осмысление этапов осуществления способа 5. Понимание назначения способа

Слайд 7

Этап 3. Применение способа
1. Ориентация на назначение и существенные аспекты способа. 2. Выделение общих закономерностей в конкретном. 3. Понимание пути, ведущего к результату. 4. Сознательное выполнение последовательности действий, ведущих к результату. 5. Описание последовательности действий в общем виде.

Слайд 8

Этап 3. Применение способа
Например, ученик знает, что при сравнении он должен ответить себе на следующие вопросы: Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения) По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения.) Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление) Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод)

Слайд 9

Этап 4. Постановка цели - выбор способа
1. Сознательный выбор оптимального способа в зависимости от цели 2. Планирование и осуществление деятельности

Слайд 10

Этап 4. Постановка цели - выбор способа
Например, если целью является получение информации о свойствах изучаемого объекта, то у учащегося есть несколько способов достижения этой цели: проанализировать отдельные элементы данного предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого; сравнить тот или иной предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах; пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какому понятию относится предмет, на основании чего сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини-исследования.

Слайд 11

Разрабатываем педагогический сценарий
Педагогический сценарий представляет собой последовательность этапов, в рамках которых учащиеся выполняют задания и играют определенную роль.

Слайд 12

"Домашнее задание исследовательского характера"

Слайд 13

Разрабатываем педагогический сценарий
Тема:
Цель:
Предмет:
.на уроке.дома.на уроке
деятельность ученика...
деятельность учителя...