Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Подготовка урока с элементами исследования
Слайд 2
При подготовке уроков исследовательского характера необходимо учитывать следующие моменты:
урок или отдельные его этапы должны содержать все основные компоненты исследования: тема, цель, задачи, объект, гипотеза, экспериментальная часть, анализ результатов, выводы;
цель урока должна быть сформулирована с учётом цели исследования и указания ожидаемого результата;
результат должен быть конкретным, осязаемым;
должна быть связь с личным опытом;
должно быть тщательно продумано домашнее задание (предварительное или последующее) – для осмысления действий.
Слайд 3
Критерии оценивания урочных занятий с элементами исследования
1. Обеспечен уровневый подход к развитию исследовательских умений
2. Структура урочного занятия соответствует логике научного исследования
Поставлена проблема / вопрос, требующий исследования.
Определён план действий.
Обеспечена достаточная самостоятельность учащихся.
Организована оценка промежуточных и итоговых результатов на основе эталона и / или критериев.
Организовано формулирование выводов, соответствующих цели исследования.
3. Созданы условия для самоорганизации учащихся с необходимой поддержкой в соответствии с уровнем развития исследовательских умений
Наводящие вопросы.
Шаблоны и / или инструкции (поддерживающие достаточный уровень самостоятельности детей).
4. Обеспечены возможности для STEM образования.
Слайд 4
Этапы формирования универсальных способов деятельности
Слайд 5
Этап 1. Действие по образцу
1. Способность действовать по образцу
2. Различение в образце важные элементы и второстепенные
3. Осознание неслучайности этапов выполнения действия, заданные образцом; зависимости корректности результата от соблюдения этапов
4. Понимание способа действия
5. Сознательное включение способа действия в исследовательскую деятельность
Слайд 6
Этап 2. Описание способа
1. Выполнение действий направляют вопросы учителя:
Зачем мы это делаем?
Что получим в результате?
Что именно нам нужно сделать?..
2. Выделение существенных сторон способа деятельности
3. Называние способа.
4. Осмысление этапов осуществления способа
5. Понимание назначения способа
Слайд 7
Этап 3. Применение способа
1. Ориентация на назначение и существенные аспекты способа.
2. Выделение общих закономерностей в конкретном.
3. Понимание пути, ведущего к результату.
4. Сознательное выполнение последовательности действий, ведущих к результату.
5. Описание последовательности действий в общем виде.
Слайд 8
Этап 3. Применение способа
Например, ученик знает, что при сравнении он должен ответить себе на следующие вопросы:
Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения)
По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения.)
Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление)
Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод)
Слайд 9
Этап 4. Постановка цели - выбор способа
1. Сознательный выбор оптимального способа в зависимости от цели
2. Планирование и осуществление деятельности
Слайд 10
Этап 4. Постановка цели - выбор способа
Например, если целью является получение информации о свойствах изучаемого объекта, то у учащегося есть несколько способов достижения этой цели:
проанализировать отдельные элементы данного предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого;
сравнить тот или иной предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах;
пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какому понятию относится предмет, на основании чего сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини-исследования.
Слайд 11
Разрабатываем педагогический сценарий
Педагогический сценарий представляет собой последовательность этапов, в рамках которых учащиеся выполняют задания и играют определенную роль.
Слайд 12
"Домашнее задание исследовательского характера"
Слайд 13
Разрабатываем педагогический сценарий
Тема:
Цель:
Предмет:
.на уроке.дома.на уроке
деятельность ученика...
деятельность учителя...