Презентация - Обломов и Штольц

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Обломов и Штольц
«В каждом из нас сидит значительная часть Обломова» Н.А.Добролюбов

Слайд 2

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца: сравнение сходство и различие героев
Внешность Характер и личность Ведение хозяйства Жизненные цели Взгляды на общество Самооценка

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой... А я? я — Обломов Илья Обломов. И. Гончаров. «Обломов»     ...Это не жизнь!.. Это... какая-то... обломовщина... Андрей Штольц. И. Гончаров. «Обломов»

Слайд 6

Понятие «обломовщина»
Обломовка – созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство..Обломов – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой»..«обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Слайд 7


Какими чертами автор наделил Андрея Штольца?
Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставлен образу Обломова?

Слайд 8

Штольц предлагает:
труд – образ, содержание, стихия, цель жизни
Обломов мечтает:
настойчивость в достижении цели
Обломов
равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа
движение
не мечтать, а строго относиться к жизни, понимать ее
Штольц
«…небо синее – пресинее, … одна сторона дома… обращена … к саду, к полям другая к деревне. Надел бы шлафрок и походил бы по саду … поливал бы цветы, постригаю кусты, деревья. … составляю букет для жены. Потом иду в ванну или в реку купаться, возвращаюсь, … Она уже ждет меня… Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее молоко…»
активную коммерческую деятельность
стремление к пополнению деловых связей
стремление к постоянному пополнению знаний

Слайд 9

Идеал жизни

Слайд 10

Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга? 2-й разговор Обломова и Штольца (гл. 4. ч. 2) (новое объяснение бездеятельности Обломова.)

Слайд 11

«Ах, Илья, Илья!.. Нет, я не оставлю так. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен сделать с собой и с тобой, а теперь одевайся. Постой, я встряхну тебя...» (2, III) «Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут с Тарантьевым или Алексеевым, то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!» (2, IV) «Я не оставлю тебя так, я увезу тебя отсюда, сначала за границу, потом в деревню: похудеешь немного, перестанешь хандрить, а там сыщем и дело...» (2, IV) «...Что с тобой?.. Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен. Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет... Едем же!.. Я готов силой увезти тебя! Надо жить иначе, ты понимаешь как...» (4, IX)

Слайд 12

Решение Штольца Спасти друга. Приподнять его, «может быть, в последний раз» Есть мнение, что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.

Слайд 13

Образ жизни Различия Сходства
Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие— лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в своем во­ображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно.
Обломов и Штольц — ровесники, принадлежат одному социальному слою

Слайд 14

Отношения с родителями
Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с сыном.
И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих матерях, не в силах сдержать слезы. Их матери — образец нежности, заботливости — дорожили сыновьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.

Слайд 15

Отношение к учению
Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать
И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.

Слайд 16

Отношение к службе и к обществу
Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от этих сфер жизни. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе.
Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.

Слайд 17

Слайд 18

Понимание любви
Для Обломова любовь— потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь — труд ума и души.
И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне.

Слайд 19

Вывод
Очевидно, что Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения — глубокая душевная привязанность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга. Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.

Слайд 20

Домашнее задание
Прочитать часть 3 По тексту глав 3,1; 3, Ш; 3, IV; 3, VII; 3, VIII; 3, XI; 3, XII; 4, VI составьте композицию на тему «Обломов и Ольга: несбывшиеся мечты»; Подготовьте сообщение на тему «История любви Штольца и Ольги» (главы 2, V; 4, IV; 4, VIII);