Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Родная литература(русская):
содержательно-методические аспекты нового предмета
Критарова Жанна Николаевна, к.п.н.
старший научный сотрудник ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО»
kritarova@rambler.ru
Слайд 2
Нормативные ориентиры
11.1. Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.
Указ президента РФ от 6 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО». Предметная область «Филология»: «Русский язык. Литература», «Родной язык. Литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык».
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Указ Президента РФ от б декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 (п. 11.1)».
Примерная программа воспитания. Одобрена решением ФУМО (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20).
Согласно Приказам Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 предметы «Родной язык» и «Родная литература» входят в обязательную (инвариантную) часть учебного плана. На уровне ООО являются обязательными, на уровне СОО – обязателен как минимум один предмет предметной области «Родной язык и родная литература».
Слайд 3
Система ценностей
Примерная программа воспитания
Одобрена решением ФУМО (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20)
В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития и мира.
Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение и т.д.
В основу курса «Родная литература (русская»)» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.
Слайд 4
Программа разработана на основе требований ФГОС ООО (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература»
Цели
- воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
- формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
- осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Задачи
- сохранение русского языка, литературы и культуры, что является задачей национальной безопасности страны;
- приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
- осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- расширение литературного и культурного кругозора школьников, выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе
- накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы и др.
Слайд 5
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области «Родной язык и родная литература». В то же время, в отличии от других родных литератур, курс «Родная литература (русская)» строится не на хронологическом принципе, а на проблемно-тематическом.
Курс «Родная литература (русская)», являясь дополнительным, опирается на содержание программы по предмету «Литература» и ориентирован на его сопровождение и поддержку.
Учебные предметы отличаются целевыми установками, приоритетными личностными результатами, отбором произведений с ярко выраженным национально-культурным своеобразием, что обосновывает наличие расширенного историко-культурного комментария.
Объединяющие принципы содержания предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» – это культурно-исторический подход к представлению дидактического материала и выделение проблемно-тематических блоков, включающих ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа.
Слайд 6
«Литература».«Родная литература (русская)»
Преподавание и изучение осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Предметы имеют единые цели, требования к достижению результатов, подходы в изучении художественных произведений и т. д.
Предметная область «Русский язык и литература».Предметная область «Родной язык и литература»
Обязательный предмет.Предмет по выбору учащихся
Предусмотрена ГИА.Не предусмотрена ГИА
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Слайд 7
https://fgosreestr.ru/
Слайд 8
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2019 года) Статья 12. Образовательные программы
5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам <…>, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Слайд 9
Учебные планы. Аттестация
Предмет «Родная литература (русская) входит в инвариантную часть учебного плана, на него отводится 170 часов: по 34 часа в год ( 1 учебный час в неделю).
На изучение инвариантной части программы отводится 135 учебных часов.
35 учебных часов (или 20 %), отводится на вариативную часть программы, которая предусматривает изучение произведений регионального компонента содержания литературного образования, учитывающего в том числе национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
Приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115 «Об утверждении порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»
П. 5.3. Сведения о результатах освоения выпускником образовательной программы соответствующего уровня
б) итоговые отметки выпускника:
- по каждому учебному предмету инвариантной части базисного учебного плана;
- по каждому учебному предмету вариативной части учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану организации, осуществляющей образовательную деятельность, не менее 64 часов за два учебных года.
Образовательная организация самостоятельно определяет, в каком(-их) классе(-ах) и в каком объёме изучаются предметы «Родной язык» и «Родная литература».
Слайд 10
«Родная литература (русская)»: структура курса
Каждый блок включает:
- ключевые слова, отражающие культурные понятия, которые формируют ценностное поле русской литературы и объединяют произведения в сквозные линии (родные просторы – русский лес – берёза);
- подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (национальные праздники – Масленица – блины);
- подтемы, раскрывающие основные черты русского национального характера и загадки русской души, проблемы взросления подростков и русского языка как главной черты русского народа (русский характер – защитники Родины – поэты, павшие на Великой Отечественной войне)
Сочетание проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.).
Программа содержит три проблемно-тематических блока:
«Россия – родина моя»
«Русские традиции»
«Русский характер – русская душа»
Слайд 11
Культурный код, ключевые слова, концепты в курсе «Родная литература (русская)»
Культурный код — ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.
Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. — М: Вече, 2003—512 с.
Концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода. Концепт заменяет предметы или конкретные представления.
Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общей редакцией профессора В.П. Нерознака. М. : Academia, 1997. С. 267-279.
Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее.
Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. - С. 40-76.
Ключевые слова русского менталитета - это лексика, выражающая опорные понятия и символы, определяющие идеи и представления традиционного русского национального мировоззрения и миросозерцания. Можно выделить по крайней мере три группы таких слов:
1) слова, обозначающие понятия и предметы традиционного народного быта, преимущественно крестьянского (дом, усадьба, земля, семья, хозяин и др.);
2) слова, обозначающие основные понятия русской государственности и общественной жизни (государство, родина, отечество, держава, народ, соборность, мир, артель и др.);
3) слова, обозначающие мир русской души и народной этики (Бог, правда, совесть, справедливость, сострадание, милосердие, терпение, раскаяние и т.д.).
Стилистический энциклопедический словарь. Под редакцией М.Н. Кожиной, 2003 г., с. 272.
Слайд 12
Содержательные линии курса
Классы/
содержательные линии.Раздел 1.
Россия – родина моя.Раздел 2
Русские традиции.Раздел 3.
Русский характер – русская душа
Преданья старины глубокой.Города земли русской.Родные просторы.Праздники русского мира.Тепло родного дома.«Не до ордена – была бы родина».Загадки русской души.О ваших ровесниках.«Лишь слову жизнь дана»
5 класс.Малые жанры фольклора.
Русские народные и литературные сказки.Москва в произведениях русских писателей.Русский лес.Рождество.Семейные ценности.Отечественная война 1812 года.Парадоксы русского характера.Школьные контрольные.Родной язык, родная речь
6 класс.Русские былины: богатыри и богатырство.
Былинные сюжеты и герои в русской литературе.Русский Север: Архангельск в русской литературе.Стихи русских поэтов о зиме.
По мотивам русских сказок о зиме.Масленица.«Всюду родимую Русь узнаю».Оборона Севастополя.«Чудеса нужно делать своими руками».Реальность и мечты.«На русском дышим языке…»
7 класс.Русские народные песни. Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе.Сибирский край.Русское поле.Пасха.Русские мастера.На Первой мировой войне.«Долюшка женская».Взрослые детские проблемы.«Такого языка на свете не бывало…»
8 класс.Легендарный герой земли русской Иван Сусанин.По Золотому кольцу.Волга – русская река.Троица.Родство душ.Дети на войне.«Сеятель твой и хранитель».Пора взросления.Язык поэзии
9 класс.Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе.Петербург в русской литературе.Степь раздольная.Августовские Спасы.Родительский дом.Великая Отечественная война.Судьбы русских эмигрантов.Прощание с детством.«Припадаю к великой реке…»
Слайд 13
Тематическое планирование. 5 класс
Блок.Тема.Количество часов
Раздел 1. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ 9
Преданья старины глубокой.Малые жанры фольклора:
Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки:
«Лиса и медведь» (русская народная сказка)
К.Г. Паустовский. «Дремучий медведь».3
Города земли русской.Москва в произведениях русских писателей:
А.С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Л.Н. Мартынов. «Красные ворота»
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».3
Родные просторы.Русский лес:
И.С. Соколов-Микитов. «Русский лес»
А.В. Кольцов. «Лес»
В.А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
В.А. Рождественский. «Берёза».2
Проверочная работа по итогам изучения раздела 1
Резерв на вариативную часть программы 3
Слайд 14
Учебное пособие для 5 класса «Родная литература (русская)»
Раздел 1.
Россия – родина моя
Раздел 2
Русские традиции
Раздел 3.
Русский характер – русская душа
Слайд 15
«Родная литература (русская)»: методический аппарат учебника
Слайд 16
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
5 класс
А.С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…».
М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…». Л.Н. Мартынов. «Красные ворота».
А.П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
По Золотому кольцу
8 класс
Ф.К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…».
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…».
И.И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В.А. Степанов. «Золотое кольцо».
Сибирский край
7 класс
В.Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…»
(глава «Тобольск»).
А.И. Солженицын. «Колокол Углича».
Русский Север. Архангельск в русской литературе
6 класс
С.Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б.В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (из книги «Поморские были и сказания»).
Петербург в русской литературе 9 класс А.С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…». О.Э. Мандельштам. «Петербургские строфы». А.А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»). Д.С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»). Л.В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Слайд 17
Праздники русского мира
Рождество
5 класс
Б.Л. Пастернак. Рождественская звезда (фрагмент).
В.Д. Берестов. Перед Рождеством.
А.И. Куприн. Бедный принц.
И.А. Ильин. Рождественское письмо.
Масленица
6 класс
М.Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…».
А.Д. Дементьев. Прощёное воскресенье.
А.П. Чехов. Блины.
Тэффи. Блины.
Пасха
7 класс
К.Д. Бальмонт. «Благовещенье в Москве».
А.С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А.А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А.П. Чехов. Казак.
Троица
8 класс
И.А. Бунин. Троица.
С.А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…».
Н.И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…».
И.А. Новиков. Троицкая кукушка.
Августовские Спасы 9 класс К.Д. Бальмонт. Первый спас. Б.А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок». Е.А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…». Е. И. Носов. Яблочный спас.
Слайд 18
Загадки русской души
Долюшка женская
7 класс
Ф.И. Тютчев. Русской женщине.
Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».
Ю.В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…».
В.М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…». Ф.А. Абрамов. Золотые руки.
Парадоксы русского характера
5 класс
К.Г. Паустовский. Похождения жука-носорога (солдатская сказка).
Ю.Я. Яковлев. Сыновья Пешеходова.
«Чудеса нужно делать своими руками»
6 класс
Ф.И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…».
Н.С. Лесков. Неразменный рубль.
В.П. Астафьев. Бабушка с малиной .
«Сеятель твой и хранитель»
8 класс
И.С. Тургенев. Сфинкс.
Ф.М. Достоевский. Мужик
Марей.
Судьбы русских эмигрантов 9 класс Б.К. Зайцев. Лёгкое бремя. А.Т. Аверченко. Русское искусство.
Слайд 19
«Родная литература (русская)»: система рубрик
В учебных пособиях для 5-9 классов общая система рубрик:
«Литературные имена России»
«Из первых уст»
«Историко-культурный комментарий»
«Работаем со словом»
«Содружество муз»
«Диалог культур»
«Круг чтения»
Слайд 20
Подводим итоги
Предмет «Родная литература (русская)» входит в обязательную часть учебного плана.
В учебном плане на его изучение отводятся отдельные часы.
Итоговая аттестация по изучению родных языков и литератур, в том числе по русской родной литературе проводится обязательно, но не в форме ОГЭ или ЕГЭ.
Образовательные организации самостоятельно определяют виды и формы промежуточной и итоговой аттестации (контрольные работы, проекты, письменные работы и др.)
Оценка в аттестат должна быть поставлена, даже если на изучение курса будет выделено 0,5 часа в неделю.
В соответствии со статьей 18 п.4 ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. В этот список входит издательство «Просвещение».
Слайд 21
Литература
Аристова М. А. Обновление содержания литературного образования с позиции повышения общекультурной компетенции учащихся основной школы. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). С. 180–184.
Добротина И.Н. «Велик и могуч. О преподавании предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» / Учительская газета, №31 от 30 июля 2019 года. С.12–13.
Беляева Н.В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения / Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019 (EEIA – 2019), ред. С.В. Иванова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 890–902.
Аристова М.А., Беляева Н.В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства [Электронный ресурс] : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. конф., Саранск, 17–18 окт. 2019 г. / редкол.: С. Д. Колова (отв. ред.), Л.В. Кирдянова, Е.Н. Морозова, О.И. Налдеева ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2019. – 1 электрон. опт. диск. С. 260—265.
Аристова М.А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н.
Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание /
Вестник образования России, 2020, №14. С.55–63.