Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»? (Р.Роллан)
Работу выполнила Морозова Н.Т, учитель русского языка и литературы Павловского района Алтайского края
Слайд 2
Эпиграф
Мы не ждали посмертной славы,
Не хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ю. Друнина. Зинка
Слайд 3
В.Г. Распутин о традициях народа, их судьбах
«Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» ,- говорил писатель.
Храня тёплую память о прошлом, мы укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории, сохраняем чувство ответственности за Родину.
В.Г.Распутин
Слайд 4
Роль художественной литературы
Сложно и многогранно воздействие художественной литературы на формирование у молодого поколения гражданских позиций, исторической памяти. Произведения о войне не только рассказывают парням и девушкам о страшных эпизодах жестокости врагов, но и показывают примеры мужества и самопожертвования тех, кто ценой своей молодости и жизни спасал Отечество от фашизма.
Слайд 5
Авторский замысел
Борис Львович говорил: «Мне захотелось написать о «своей» войне – не о масштабных сражениях и громких героях, а о «тихих» подвигах, когда у человека за спиной нет никакого прикрытия – ни артиллерии, ни танков, а есть только он сам и враг».
Б.Л.Васильев
Слайд 6
В чём заключается подвиг пяти девушек-зенитчиц из повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие..»?
Слайд 7
«У войны не женское лицо»
Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» – это трагическая история о старшине, оказавшемся с горсткой девушек на крошечном пятачке земли в экстремальных условиях: пять девчат против шестнадцати до зубов вооружённых диверсантов.
Слайд 8
«У войны не женское лицо»
Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более женской природе. Не было на свете ещё ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным.
Слайд 9
«У войны не женское лицо»
Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, молодые и совсем юные… Война не ставит границ возраста и пола, здесь все – солдаты.
Слайд 10
Почему каждая из девушек оказалась на войне?
Каковы их судьбы?
Слайд 11
Галя Четвертак
Женя Комелькова
Лиза Бричкина
Рита Осянина
Соня Гурвич
Далее
Слайд 12
«Всю свою жизнь Федот Евграфович выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма». Натолкнувшись со своей «поисковой группой» из пяти «девчонок с трехлинейками в обнимку» на шестнадцать с головы до ног вооруженных фашистских головорезов, рвущихся через Синюхину гряду к Кировской железной дороге, к «каналу им. тов. Сталина», Васков «растерянность скрывал. Думал, думал, ворочал тяжелыми мозгами, отбсасывал все возможности» предстоящей смертельной встречи. Из своего военного опыта знал он, что «с немцем в хованки играть — почти как со смертью», что врага «бить надо. Бить, пока в логово не уползет», без жалости, без пощады. Понимая, как трудно женщине, всегда жизнь нарождающей, убивать, учил, втолковывал: «Не люди это. Не люди, не человеки, не звери даже — фашисты. Вот и гляди соответственно»
Старшина
Федот
Евграфович
Васков
Слайд 13
Подвиг сержанта Васкова
« - Лягайте!.. Лягайте!... Лягайте!...
Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина. Просто подумать не могли, в мыслях представить даже, что один он, на много вёрст один-одинёшенек. Не вмещалось это понятие в фашистские их мозги, и потому на пол легли: мордами вниз, как велел. Все четверо легли: пятый, прыткий самый, уж на том свете числился.
И повязали друг друга ремнями, аккуратно повязали, а последнего Федот Евграфыч лично связал. И заплакал. Слёзы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе, и смеялся сквозь эти слёзы, и кричал:
- Что, взяли?... Взяли, да?... Пять девчат. Пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!...
А рука ныла, так ныла, что горело всё в нём и мысли путались. И потому он особо боялся сознание потерять и цеплялся за него,
из последних силёнок цеплялся…»
Слайд 14
Бесчеловечность войны и её противоестественность подчёркиваются образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней. «Положил ведь я вас, всех пятерых положил…» - терзает свою душу Васков. Всех девушки «умертвляет» автор, потому что хотел показать невозможность существования женщин в условиях войны. Предназначение женщины – быть хранительницей очага, продолжательницей рода. Женщина всегда была символом жизни , уюта и тепла.
Слайд 15
Рефлексия
Почему повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие..» всегда будет вызывать у читателей неизгладимое впечатление?
За что винил себя старшина Васков, вспоминая события, произошедшие на 171-м разъезде, в лесу?
Слайд 16
Какими могут быть темы итогового сочинения в 2020-2021 учебном году
Почему тема войны не уходит из литературы?
Как влияет на сущность человека война?
«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.В.Друнина)
Согласны ли Вы с утверждением писателя Р.Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
Как судьба человека связана с историей народа?
Слайд 17
http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkXI4ZGOgxERRoPiuEuMdaeKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic – портрет писателя Б.Васильева
http://www.art-penza.ru/images/stories/artpenza/Hudogniki/Shalaev_A/108.jpg -портрет Распутина
Слайд 18
Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем – старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама, танцевали вместе , разговаривали… Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке. Рита же научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт. Смертельно раненная, Рита покидает этот мир, осознавая, что никто не сможет обвинить её в
трусости.
Рита
Осянина
Назад
Слайд 19
Женя — очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались её красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Жене 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата. Она отправляется на войну, чтобы отомстить за гибель близких. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив». Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность, но и героизму хватило места — именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Немцы сначала ранили Женю, а затем расстреляли её в упор.
Женя
Комелькова
Назад
Слайд 20
Лиза Бричкина — простая деревенская девушка, родом с Брянщины. Будучи дочерью лесника, она хорошо знакома с природой, разбирается в птицах и т.д. Лиза - трудолюбивая и терпеливая девушка. Она 5 лет ухаживает за лежачей больной матерью и помогает отцу по хозяйству.
Перед войной Лиза собирается в техникум. ...«Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонные работы. Все лето рыла окопы и противотанковые укрепления», потом «прилепилась к зенитной части». Васков давно уже приметил Лизу, как самую толковую помощницу.. "...Уж больно девка-то своя была, лесная, уж больно устроилась уютно, уж больно теплом от нее тянуло, как от той русской родимой печки, что привиделась ему сегодня в дреме». Лиза погибает в болоте, выполняя задание
Васкова.
Лиза
Бричкина
Назад
Слайд 21
Соня Гурвич — девушка, выросшая в большой дружной еврейской семье. Соня родом из Минска. Её отец был участковым врачом. Сама она проучилась год в Московском университете, хорошо знала немецкий язык. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт. Зная немецкий, она могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало) . Соня — вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.
Соня
Гурвич
Назад
Слайд 22
Галя Четвертак, девушка из детдома, жила в придуманном ею мире, сказочном и прекрасном. Она «всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении». Этот созданный ею мир она пыталась перенести в реальную жизнь, постоянно что-то выдумывая. Война застала Галю на третьем курсе техникума, и «в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат..." Война для Гали была своеобразной романтикой, поэтому, столкнувшись с жестокой реальностью, с немцами лицом к лицу, она растерялась и погибла, не сделав ни единого выстрела.
Галя
Четвертак
Назад