Презентация - Современный русский литературный язык: нормы, формы и стили

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Современный русский литературный язык: нормы, формы и стили

Слайд 2

«Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности…» Д.С. Лихачев   Язык – это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.

Слайд 3


Русский язык – один из самых распространенных языков в мире. На нем говорят около 250 млн. человек. В дореволюционной России, в СССР, в Российской Федерации он язык межнационального общения. В этом качестве ему свойственна толерантность (терпимость) по отношению к другим языкам и к его носителям.

Слайд 4


Русский язык - один из шести официальных языков ООН (наряду с английским, французским, испанским, китайским, арабским). Его изучают в 100 странах мира. Он известен как язык русской культуры, науки и техники.

Слайд 5


Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор, к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль. И долговечней – царственное слово. А.А. Ахматова

Слайд 6

Русский национальный язык и русский литературный язык
Русский национальный язык – это общенародный русский язык Русский литературный язык –это язык, обработанный мастерами слова: писателями, общественными деятелями, учеными.

Слайд 7

Русский язык – язык русской нации.
Нация (лат. племя, народ) – исторически сложившаяся общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и характера. Общенациональный язык – это язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков Русский национальный язык принадлежит к славянской группе индоевропейских языков

Слайд 8

Русский литературный язык начал свое формирование в Киевской Руси. Необходим был язык, понятный для всех. Он нужен был торговле, дипломатии, церкви. Таким языком стал старославянский язык. История его возникновения и формирования на Руси связана с византийской политикой русских князей и с миссией братьев‑монахов Кирилла и Мефодия

Слайд 9


Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, называется кириллицей. В IX в. (863 г.) монахи Кирилл и Мефодий по указанию византийского императора создали славянскую азбуку и с целью распространения христианства перевели первые греческие богослужебные тексты на славянский язык. Кириллическую азбуку начали использовать уже в Древнем Новгороде в IX в.

Слайд 10

В 18 веке происходит обогащение языка за счет западноевропейских языков, что прежде всего сказалось на формировании языка науки, политики, техники. Заимствований оказалось так много, что Петр I вынужден был издать приказ об ограничении иностранных слов и терминов. Первая реформа русского письма была осуществлена Петром I в 1708–1710 гг. Из алфавита был устранен ряд букв – омега, пси, ижица. Начертания букв были округлены, введены арабские цифры

Слайд 11

М. В. Ломоносов – создатель теории «трех штилей»
Стили по Ломоносову: Высокий ( о государственных деятелях, вельможах , царях) средний, (о сановниках и знаменитых людях) Низкий ( стиль ежедневного общения людей)

Слайд 12

А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка
В.Г. Белинский «…Пушкин убил на Руси незаконное владычество французского псевдоклассицизма, показал бесчисленные новые формы, пересоздал язык до такой степени, что и безграмотные не могли уже не писать хорошими стихами…».

Слайд 13

«Ложи, – говорю, – взад» М.Зощенко «Аристократка»
1917 год. Введена новая орфография: «В целях облегчения широким массам усвоения русской грамоты.» (декрет о введении русской орфографии) исчезали целые пласты лексики, старые понятия, зато появилось много новых слов, новых речевых конструкций, просторечий, канцеляризмов. Язык отражает мир и культуру и формирует своего носителя. Язык воплощает и национальный характер, и национальную идею, и национальные идеалы.

Слайд 14


Современный литературный язык – это строго нормированная и кодифицированная форма общенародного национального языка. Под языковой нормой обычно понимают совокупность наиболее устойчивых, освященных традицией языковых средств и правил их употребления, принятых в данном обществе в данную эпоху

Слайд 15

Особенности нормы
относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языка. Литературная норма обязательна для устной и письменной речи и зависит от условий, в которых осуществляется речь.

Слайд 16

Слайд 17

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Слайд 18

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ И ИХ СОЧЕТАНИЙ
НОРМЫ УДАРЕНИЯ (АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ)

Слайд 19

1. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ
е[э].ё[о]
Афера Опека Валежник Истекший Современный Оседлый Отцветший Двоеженец Хребет.Шофёр Свёкла Белёсый Поблёкший Отёкший Шёрстка Щёлка Никчёмный Новорождённый Осуждённый Издёвка Одноимённый Договорённость

Слайд 20

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
2. В русских и заимствованных словах перед гласным Е произносится
Твёрдый согл. зв. [тэ]мбр [тэ]мп а[дэ]кватно [тэ]нденция пар[тэ]р [кэ]мпинг компью[тэ]р [тэ]рмос бу[тэ]рброд [дэ][тэ]ктив
Мягкий согл. зв. аг[р‘э]ссор ши[н‘э]ль [т‘э]рмин ака[д'э]мия конг[р'э]сс [т'э]кст О[д'э]сса

Слайд 21

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
3. В суффиксе –изм- согласный З произносится твёрдо
профессионализм романтизм пацифизм реализм терроризм

Слайд 22

3. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ
-ТСЯ-/-ТЬСЯ-
ЧН
ЧТ
[ШН] и [ЧН] горчичник булочная
[ШН] коне[шн]о ску[шн]о наро[шн]о скворе[шн]ик яи[шн]ица пустя[шн]ый праче[шн]ая Ильини[шн]а Кузьмини[шн]а Никити[шн]а серде[шн]ый друг
[ЧН] поточный раздаточный Съёмочный Сердечные капли

Слайд 23

4. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
РУССКОЕ УДАРЕНИЕ
СВОБОДНОЕ (РАЗНОМЕСТНОЕ) – ПАДАЕТ НА ЛЮБОЙ СЛОГ
ПОДВИЖНОЕ
НЕПОДВИЖНОЕ
мЕнеджер созЫв докумЕнт медикамЕнт
Сравни: французский – на последний слог, английский – на первый слог)

Слайд 24

Разноместное ударение
выполняет смыслоразличительную функцию: зАмок – замОк Атлас – атлАс Ирис – ирИс брОнь – бронЯ домОвый – домовОй языкОвый – языковОй зАнятый – занятОй подвижнЫй – подвижнОй чУдный – чуднОй запАсный - запаснОй

Слайд 25

Неподвижное ударение
(при изменении формы слова остается на одном слоге)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ИМ.П. ЕД.Ч..ИМ.П. МН.Ч..РОД.П. МН.Ч.
инженЕр рЕктор шофЁр договОр тОрт шАрф бюллетЕнь срЕдство тУфля.инженЕры рЕкторы шофЁры договОры тОрты шАрфы бюллетЕни срЕдства тУфли.инженЕров рЕкторов шофЁров договОров тОртов шАрфов бюллетЕней срЕдств тУфель

Слайд 26

Литературные ударения
Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без. тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным

Слайд 27

Литературные ударения
на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто; за: за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за

Слайд 28

Литературные ударения
под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер; по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое; из: из лесу, из дому, из носу, из виду; без: без вести, без толку, без году неделя

Слайд 29

Литературные ударения
Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др.

Слайд 30

Литературные ударения
У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взят - взята - взято - взяты; принят - принята - принято - приняты; продан - продана - продано - проданы; прожит - прожита - прожито - прожиты и т.д.

Слайд 31

Неподвижное ударение
ГЛАГОЛЫ
УДАРЕНИЕ НА ОКОНЧАНИИ.УДАРЕНИЕ НА ОСНОВЕ
ободрИть облегчИть вручИть одолжИть звонИть баловАть положИть.исчЕрпать опОшлить закУпорить

Слайд 32

Тренинг по орфоэпии
В каком ряду во всех словах буквенное сочетание ЧН обозначает звуки [шн]? 1.Скворечник, точный, прочный 2.Съемочный, дачный, алчный 3.Конечно, скучный, нарочно 4. Яичница, отлично, вечный.  В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительную роль? Ирис-ирис Атлас-атлас Искра-искра Клубы-клубы   В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?   1.Дочиста,легка,лила 2.Цемент,близка,рвала 3.Принял,мельком,инсульт 4.Понят, заговор, тортов

Слайд 33


В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог? 1.Погнутый, прибыл, упадут 2. Выключит, заперлась, сорвала 3.Красивее, прислала, агент 4.Начали, родилась, йогурт   В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог? 1.Надорвалась, изобретенный, определит 2.Недолила, отобрала, разобралась 3.Изорвалась, отозвала, рассредоточение 4.Заперта, псевдоним, мозаичный

Слайд 34

Прочитайте сочетания слов правильно.
Подтвердил намерение; самолеты смогли бомбардировать объекты; выразить соболезнования; ожидается созыв съезда; необходимо углубить и упрочить процессы; Прибыли эксперты; анализ экспертной комиссии, подписание договора; удивление занятых людей; раз в квартал; денежные средства; акции нефте- и газопроводов, оптовых покупателей.

Слайд 35

Расставьте ударение
Каталог, квартал, позвонишь, шоферов, торты, созыв, алфавит, принял, досуг, брала, взяла, позвонит, христианин, инструмент, бармен, спала, созвонимся, оптовый, завидно, исчерпать, исповедание, облегчить, премировать, сироты, обеспечение, щавель, ходатайствовать, красивее, созыв.

Слайд 36


Морфологические нормы - – это правила использования грамматических форм разных частей речи.

Слайд 37


«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.» А.П.Чехов

Слайд 38

Имя существительное Образование множественного числа:
Слова на Ы - И: инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;  векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;  возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты   Слова на А - Я: директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;  округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Слайд 39

Образование форм родительного падежа множественного числа:
Форма на ОВ - ЕВ: несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов; много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

Слайд 40

Форма с нулевым окончанием:
пара полотенец,  чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив; отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан; сто ампер, ватт, вольт; много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь; много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

Слайд 41


.Простая форма.Нельзя совмещать две формы!.Составная форма
Сравнительная степень.выше красивее.более выше менее красивее.более высокий менее красивый
Превосходная степень.высочайший красивейший.самый высочайший наиболее красивейший.самый высокий наиболее красивый

Слайд 42

Имя прилагательное
Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие). Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

Слайд 43

Глагол
У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч. Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду. Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Слайд 44


Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут . Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

Слайд 45

Образование форм повелительного наклонения
Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь . Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Слайд 46

Местоимение
Образование форм: Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников. Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников * Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.

Слайд 47

Лексические нормы -  это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи

Слайд 48

Лексическая несочетаемость
Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов:  У него своеобразная мимика лица. (Мимика - это «выражение лица»). У него своеобразное «выражение лица»  Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм.  Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Слайд 49


Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов  Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. (Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку). Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее– более красивый, красивее.

Слайд 50

Использование в речи синонимов
Синонимы – слова, близкие по значению В речи синонимы выполняют следующие функции: 1) наиболее точное выражение мысли и оценки, 2) уточнение и разъяснение понятия, 3) сопоставление и противопоставление, 4) замещение (возможность избежать повторов и однообразия) Он словно потерялся немного, словно оробел

Слайд 51


Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). Основные функции антонимов: противопоставление (антитеза): Ученье свет – а неученье – тьма. выражение отрицания: Я тебе не враг, а друг.  создание комического эффекта: Было так поздно, что стало уже рано (каламбур – игра слов, основанная на их неожиданном объединении, двусмыслености).

Слайд 52

Иноязычные / заимствованные слова
– слова, пришедшие в язык из других языков. Приходили она в русский язык по разным причинам: неязыковая причина – вместе с предметом (тетрадь, чай, хоккей, зонт, кафе), языковая причина – стремление устранить расплывчатость, объёмность, многозначность русского слова (пирожное – кекс как особый вид пирожного; бег на короткие дистанции – спринт). Бывает и так, что русское слово и иноязычное «соперничают»: водитель – шофёр, стагнация – застой, коррумпированный – продажный.

Слайд 53


Паронимы –это слова, имеющие сходство в морфологическом составе и в звучании, но не совпадающие по значению: безответный – безответственный, гарантированный – гарантийный.

Слайд 54

Задание 1.Определите род имен существительных.
Бинокль- , вексель- вензель- , вестибюль- водевиль- глазурь- дактиль-каракуль- , картечь- , картофель-, коктейль- , лазурь-, мишень- , мозоль- , пасквиль- патруль- плесень- полночь- пудель- , роскошь- , рояль- , скальпель- ,текстиль- трюфель- , тюль- , утварь- , фальшь- , фланель- , хворь-, шампунь-

Слайд 55

Задание 2. Подберите определения к словам
Рояль, бра, картофель, кофе, тюль, толь, молодёжь, кафе, рельс, туфля, маленький шимпанзе, атташе, пальто, бренди, леди, мозоль, табель, депо, меню, фойе, пари, жюри крупье.

Слайд 56

Добавьте окончания
Актёр снял кругл… очки и надел небольш…пенсне в золотой оправе. Цены на колумбийск… кофе понизились. Дети сели в сани, и пони побежа….. по снежному кругу. Покупатель попросил дать ему примерить прав… туфлю.  На лицо незнакомой женщины была накинута траурн… вуаль. Дв.. колибри привлекли внимание орнитолога.  Янцзы судоход… на протяжении почти трёх тысяч километров. Впереди показал…сь Гималаи. В качестве вспомогательного языка эсперанто бы…созд… около ста лет назад.

Слайд 57

Выберите нужную форму
ЛДПР выступил(а) Наш(а) ПВО СКВ принимал(а)сь Обновлённ…. МКАД ФИДЕ объявил(а)

Слайд 58

Исправьте ошибки.
1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

Слайд 59


1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем их разговор. 4. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатахони доложат на совещании. 5. Грамоту вручили А. Ф. Осиповой: ей исполняется восемь десятковлет. 6. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 7. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 8. В столицу чемпионата приехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличилось на пару тысяч. 9. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшейлиги

Слайд 60

Исправьте ошибки в употреблении имени прилагательного
1. Ученик был способный к математике. 2. У мальчика появились и более худшие привычки. 3. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 4. Подробный ответ бессмысленен. 5. Комната низкая для такой мебели. 6. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 7. Партия была отложена в несколько более лучшем положении длябелых. 8. Ученик всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный вобращении. 9. Эти материалы периодической печати всегда интересные и доступные. 10. Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче.

Слайд 61

Исправьте ошибки в употреблении форм степеней сравнения
Его выступление более удачнее. Слаже мёда ничего нет. Мы встретимся вновь самое позжее через несколько месяцев. Блок – самый талантливейший из русских поэтов серебряного века. Писатель употребляет эти слова, чтобы сделать описание предметов наиболее реальным. Успеваемость в первой группе была более выше, чем во второй.

Слайд 62

Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова.
Очень замечательные пироги, семьюдесятью помощниками, пятьюстами строчками, палец с мозолью, удачнейший бросок, отряд партизанов, предъявите пропуска, молодые инженеры, крыть толем, гораапельсинов, легче пуха, красивого тюля, много сандалей, будущие выборы, тверже алмаза, наши договоры, несколько гектар, пятка с мозолью, девятьюстами спортсменами, два десятка помидоров, красивый тюль, известные профессора, легче пуха, должность заведующего кафедрой, молодые офицеры, несколько абзацев

Слайд 63

Синтаксические нормы

Слайд 64

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Согласно Благодаря Вопреки Подобно Наперекор          Кому? Чему?  Дат. падеж           правилу Вам непогоде ракете мнению

Слайд 65

Только с родительным падежом
в меру в течение в продолжение в силу в заключение в виде по причине наподобие           Чего?           возможностей года четверти обстоятельств лекции чертежа поездки креста

Слайд 66

Согласование сказуемого с подлежащим
Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе. Cо словами ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть сказуемое должно стоять в единственном числе: 1.если при данных словах нет зависимых слов.  Меньшинство проголосовало за правящую партию. 2.при неодушевлённых подлежащих. Часть больниц закрыла свои двери для пациентов. 3. Сказуемое должно стоять во множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.  Несколько старшеклассников не справились с заданием.

Слайд 67

Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:
Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)  Народ выбрал своего правителя. Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.  Ночью на небе зажглось много звезд. Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т. Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.

Слайд 68

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастие обозначает добавочное действие. Основное выражено сказуемым. Оба действия должны относиться к подлежащему. Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся) Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

Слайд 69

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом. Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат. Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат. Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после. Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами. Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.