Презентация - Активные методы эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Активные методы эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку»
Кириленко Наталия Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ Николаевской СОШ 2020

Слайд 2

Особенность  ОГЭ по русскому языку состоит в том, что результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в учебные заведения. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне

Слайд 3

Учащиеся должны знать/понимать:
1.Требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ по русскому языку (сжатое изложение, тесты, сочинение-рассуждение 9.1, 9.2, 9.3); 2.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; 3.Правила работы с экзаменационными бланками.

Слайд 4

Цель и задача
Сдать ЕГЭ и ОГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях. Цель учителя – дать качественные знания по предмету. Задача учителя- осуществить качественную подготовку к ОГЭ.

Слайд 5

Учащиеся должны уметь:
1.Следовать при выполнении всех этапов работ ОГЭ критериям, представленным в демоверсии «ОГЭ- 2020. Русский язык». 2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; 3. Правильно заполнять экзаменационные бланки.

Слайд 6

Система работы по подготовке к ОГЭ включает следующие компоненты:
1.Изменение тематического планирования. 2.Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным. 3. Изменение модели урока. 4. Включение в содержание текущего контроля экзаменационных заданий. 5. Построение итогового повторения исключительно на отработке компетенций, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Слайд 7

Эффективная форма подготовки
Методы проведения занятий Внеурочная деятельность Индивидуальная работа Анкетирование Диагностические тесты Групповая дискуссия Мини-лекции Творческая работа Устные или письменные размышления по предложенной тематике.

Слайд 8

Лингвистическая разминка
Речевая ошибка (по материалам папки «Учимся писать изложение и сочинение»). Цель: работа над речевыми нормами на основе творческих работ учащихся. Орфографическая пятиминутка(буквенный, цифровой диктант; осложнённый диктант; работа с сигнальными карточками и др. по материалам работ учащихся) Цель: работа над «западающими» правилами.

Слайд 9

Синтаксическая пятиминутка (схематический диктант; составление предложений по схемам; «Продолжи предложение» и др. по материалам работ учащихся) Цель: работа над синтаксическими и пунктуационными нормами. Лексическая разминка («Аукцион»; подбор синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, фразеологизмов; лексический диктант и др.) Цель: работа над лексическими нормами, расширение лексикона.

Слайд 10

Словообразовательный марафон (выдели морфему ...; определи значение морфемы; составь новое слово с таким же значением морфемы; запиши слово поморфемно; составь слово в соответствии с моделью и др.) Цель: работа над морфемной структурой слова, формирование орфографической зоркости.

Слайд 11

Методы и приемы подготовки к ОГЭ
1. Работа с тестами 2. Самостоятельное составление тестов 3. Комплексный анализ текста 4. Различные виды сочинений 5.Изложение 6. Различные виды диктантов 7. Работа с критериями оценивания 8. Самостоятельное оценивание по критериям 9. Проектная деятельность (создание таблиц, алгоритмов, схем и т.д.) 10. Работа с интернет – ресурсами.

Слайд 12

Содержание экзаменационной работы
Часть 1. Сжатое изложение. Часть 2. Задания с выбором ответа (2-3) и задания с кратким ответом (4-7). Часть 3. Творческое задание по выбору ученика: 9.1 – лингвистическое сочинение 9.2;9.3 – сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Слайд 13

Задания итоговой аттестации проверяют:
1.Лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений. 2. Языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм. 3. Коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Слайд 14

Формы и приемы работы при подготовке к сжатому изложению
Упражнения на сжатие текста. Составление цитатных планов, конспектов статей учебника литературы. Задание на сжатие текста упражнений учебника. Аудиодиктанты (как текстовые, так и словарные). Тренинги по написанию изложения.

Слайд 15

Образец тренинга
Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом на экзамене запрещено. При записи используйте различные способы сокращения. Например,  вместо слова «характеризуется» -«хар-ся», «является»-«явл-ся»;  Если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий – (П);  Используйте стенографические знаки

Слайд 16

Памятка «Как писать сжатое изложение»
1.Внимательно прослушайте текст первый раз и запишите ключевые слова. Осмыслите его проблему (проблемы). Определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной. 2.Прослушивая текст второй раз, попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи. 3.Напишите черновой вариант текста. 4.Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания. 5.Продумайте, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения. 6.Отредактируйте черновик. 7.Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

Слайд 17

Упражнения на сжатие текста
Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (52 слова) Сокращенный вариант. Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (28 слов)

Слайд 18

Формы и приемы работы при подготовке к тестовым заданиям
Включение подобных заданий в контрольные и проверочные работы, начиная с 5 класса. Работа со средствами выразительности с 5 класса как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Речеведческие задания на уроках русского языка и литературы.

Слайд 19


Подготовка к выполнению тестовой части ОГЭ

Слайд 20

Работа по развитию грамотности учащихся
Словарный диктант с использованием слов из выпускных тестов; словарный диктант с самопроверкой; словарный диктант с грамматическим заданием; словарный диктант с продолжением; словарный диктант с сопоставлением; словарный диктант на основе загадок; обобщающий словарный диктант; . работа над ошибками «Письмо ученому соседу»

Слайд 21

Работа с орфографическим словарем
Полезны задания, когда сами учащиеся подбирают слова для диктанта с последующей взаимопроверкой. При этом, обращаясь к орфографическим словарям, находят слова, написание которых не всегда могут объяснить. В итоге формируется не только орфографическая зоркость, но и навыки работы со словарями (этот навык просто необходим на экзамене).

Слайд 22

Синтаксическая минутка
В тестах есть задание, в котором надо найти грамматическую основу предложения (№2), и задание, в котором необходимо указать количество грамматических основ ( № 2). Они вызывают трудности у учащихся. Конечно, предложения для неё стараюсь выбирать из тестов или придумывать сама (например, Тротуары заливают асфальтом). Такую работу неплохо проводить и устно, что обостряет восприятие и концентрирует внимание.

Слайд 23

Конструирование предложений, их синонимическая замена
На доске записаны предложения. Толстые сосульки св..сали с крыш.. и обта..вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд..ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.  -Один из учеников вставляет пропущенные буквы, объясняет их выбор. - Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, во втором — обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Составьте из получившихся предложений: -сложносочиненное предложение -сложноподчиненное предложение -бессоюзное сложное предложение

Слайд 24

Экзаменационная минутка
Упражнение 1. Измените предложения, используя инверсию. Наступили холодные и пасмурные дни.  Дни наступили холодные и пасмурные.  Упражнение № 2. Составьте предложения со словами море, небо, сосна, дом, используя   олицетворение  сравнение эпитет      перифраз Например: (береза)  Задумалась береза у дороги.    Береза, точно девица, нарядилась по весне.     Увидел я прекрасную березу.    Белоствольная красавица – символ России.

Слайд 25

Работа со связными текстами , творческие и объяснительные диктанты
Творческий диктант по картине Маковского «Дети, бегущие от грозы» «На картине Маковского изображена (приближающаяся)  гроза. На (потемневшем) небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнца не видно. (Налетевший) ветер клонит к земле траву, спелую рожь, (желтевшую вдали), и цветы. Перед нами крестьянские ребятишки, (убегающие от грозы). Они, очевидно, ходили в лес за грибами. У девочки в переднике много грибов. Её льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у неё маленький братишка, (обнявший шею сестры ручонками). Он боится хоть на минуту оторваться от неё. (Замирающее от страха) сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем (сверкающая) молния вспыхнет в чёрном небе, загрохочет гром, хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике, (слегка прогнувшемся под тяжестью детей). Вот – вот разразится гроза»

Слайд 26

Урок литературы
Обогащение словарного запаса учащихся; Нахождение изобразительных средств языка и определение их роли в тексте (задание №3); Пересказ текста; определение темы, идеи художественного произведения ( сочинение 9.2, 9.3, изложение); Уроки развития речи

Слайд 27

Фрагмент урока в 9 классе по теме «Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными» с включением тестовых заданий в формате ОГЭ

Слайд 28

(1)Я знал сверх силача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, потому что никому не желал зла. (2)Душевная сила и благородство всегда идут рядом. (3)Это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию. (4)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (5)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (6)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить человека, попавшего в беду. (7)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (8)« Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (9)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (10)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

Слайд 29

1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности является фразеологизм (зад.7). 2. Из предложений 1-10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффикса - енн-, пишется НН» (зад.5) 3.Выпишите грамматическую основу из первой части предложения 10 (зад.2) 4. Среди предложение 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения(зад.2)

Слайд 30

Работа над частью С (9.1, 9.2, 9.3).
Курсы «Сочинение-рассуждение»

Слайд 31

Сочинение
Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей всей системы современного образования.

Слайд 32

Формы и методы работы при подготовке к сочинению
Написание лингвистических сочинений, начиная с 5 класса. Задания, направленные на понимание идеи текста и его интерпретацию. Работа над композицией сочинения (соблюдение требований к сочинению-рассуждению). Работа с текстом: поиск ключевых и опорных слов; лингвистический эксперимент.

Слайд 33

Глоссарий «Моральные категории»
Бескорыстие - отсутствие корысти, жадности к имуществу, желания копить богатства; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим. Благородство - высокая нравственность, самоотверженность и честность. Великодушие - свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами, щедрость души, благородство.

Слайд 34

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Красота - то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Мужество, отвага - спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, храбрость, бесстрашие. Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека.

Слайд 35

Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Чёрствость души - бессердечность, бездушность, сухость, холодность, нечуткость, неотзывчивость. Щедрость - оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости.

Слайд 36

Шаблон для написания сочинения 9.1
1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата). 2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания). 3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении… 4. Во-вторых, (кроме того), в предложении… 5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

Слайд 37

Шаблон для написания сочинения 9.2
1.Привести фразу или фрагмент текста. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так:… (объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. 2. Во-первых (так), в предложении(-ях)…автор говорит о том, что... 3. Во-вторых, в предложении(-ях)… автор пишет о том, что… 4. Приведённые мною аргументы доказывают, что…(смотри вступление-тезис)

Слайд 38

Шаблон для написания сочинения 9.3
1.Слово … следует понимать как… (далее комментируем определение). 2.Яркий пример… ( дружбы, добра, справедливости, мужества и т. п.) представлен в тексте …(фамилия автора). Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что… 3.Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т. п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он… 4.В заключение хочется сказать, что…

Слайд 39

Конечная цель работы – повысить уровень языковой и лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка. Это, в свою очередь, позволит учащимся успешно сдать экзамен по русскому языку.

Слайд 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девятиклассники – это дети, и, как все дети, они нуждаются в сочувствии и поддержке. Они надеются на то, что их будут готовить к экзаменам. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» Они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалите за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.

Слайд 41

ОГЭ-2020-2021 Сайты для подготовки к ОГЭ по русскому языку
http://www.fipi.ru «ФИПИ» / Открытый банк заданий/ http://www.saharina.ru/ «Сайт Захарьиной» /тесты/ http://капканы-егэ.рф «Капканы ЕГЭ и ГИА» /готовые сочинения/ http://uchimcauchitca.blogspot.ru «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://4ege.ru «4 ЕГЭ» /подготовка к ОГЭ и ЕГЭ/ http://gia.edu.ru/ «ОГЭ. Официальный сайт» http://neznaika.pro/ «Незнайка» /Тесты. Тексты/ http://егэша.рф/ «ЕГЭША. РФ» /подготовка к ЕГЭ и ОГЭ/ http://gramotei.cerm.ru /онлайн -тренажёры/

Слайд 42

Регулярно решай тесты онлайн!

Слайд 43

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!