Презентация - Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку
Распечатать
  • Уникальность: 80%
  • Слайдов: 23
  • Просмотров: 3089
  • Скачиваний: 1119
  • Размер: 0.75 MB
  • Класс: 9
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 1
Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
Автор: Клемешова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы Новорусановского филиала МБОУ «Жердевская СОШ №2»

Слайд 2

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 2
Экзамен – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Непременным условием получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение выпускниками IX классов государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Таким образом, тема подготовки к ОГЭ приобретает для девятиклассников особую актуальность. Эта форма проверки усвоения материала из-за ограниченного количества часов, которые отводятся школьной программой на изучение русского языка (в 9 классе - 3 часа), требует дополнительной, углублённой подготовки к ОГЭ по предмету «Русский язык» и систематизации знаний.

Слайд 3

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 3
В тестовой части : лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики); виды связи в словосочетании; морфология современного русского языка типы сложных предложений и их специфика; средства языковой выразительности.
При подготовке к экзамену по русскому языку я использую методические пособия ФИПИ. Учебные пособия, содержащие варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку, позволили мне организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ОГЭ по русскому языку:

Слайд 4

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 4
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий: Отсутствие навыков тестирования. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ОГЭ; Технические ошибки при заполнении бланков ОГЭ; Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)
В изложениях и сочинениях:  композиционное оформление;  логическое оформление (в т.ч. абзацное членение);  грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка теория аргументации
.

Слайд 5

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 5
При этом руководствуюсь следующими принципами: систематический, тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, контролирующий. Следуя данным принципам, формирую у учащихся навыки самообразования, самостоятельной работы, критического мышления, самоконтроля.
Процесс подготовки к ОГЭ трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме недостаточно грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Работу по подготовке обучающихся к ОГЭ начинаю с составленного плана на год.

Слайд 6

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 6
- ведение индивидуальных тетрадей учащимися по самоподготовке; - работа с родителями; - проведение диагностических работ; - ведение мониторинга по выполнению контрольных работ, по развитию речи, диагностических работ; - аналитическая деятельность и работа над ошибками; - проведение экзамена и его анализ.
В систему работы по подготовке к ОГЭ входят: - психологический настрой учащихся; - организация информационной работы по подготовке к ОГЭ; - создание методической базы; - систематическое повторение на уроках и при выполнении домашних заданий; - работа с текстом (в том числе и на уроках литературы); - создание банка тестовых заданий;

Слайд 7

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 7
Например, можно предложить тест с заданием «Найти слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука» или «В каком ряду во всех словах пишется гласная И» и т.д. Часто выполняя такие задания, ученик не испытает на экзамене чувства тревоги: ему все знакомо.
Остановлюсь на самых важных моментах в системе подготовки к ОГЭ. Систематическая подготовка к ОГЭ с 5-6 класса. Считаю целесообразным уже с 5 – 6 класса познакомить учеников со структурой экзаменационного теста на уровне уже изученных тем и заданий. Для этого использую тесты на печатной основе, карточки и т.п.

Слайд 8

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 8
В 7 и 8 классах использую экспресс-тесты, контрольные анализы текста, содержащие разное количество заданий (от 7 до 15).
Тестовые технологии. На всех этапах обучения по темам, по классам использую тестовые технологии. Это могут быть тесты с выбором ответов, на заполнение пропусков, на соответствие, на установление правильного и неправильного ответа.

Слайд 9

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 9
6. Выпишите деепричастия из текста, выделите в них суффикс деепричастия. 7. Найдите в тексте одиночные деепричастия и деепричастные обороты и выделите их в тексте графически. 8. Выполните морфемный разбор деепричастия из 1 предложения. 9. Выпишите из 1 предложения причастие. Выделите в нём суффикс причастия. 10. Выполните морфологический разбор причастия из 1 предложения. 11. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. 12. Выполните синтаксический разбор предложения №4. 13. Выпишите из предложения № 2 слово, в котором звуков больше, чем букв. 14. Выпишите из предложения №4 два слова, в которых все согласные звуки звонкие. 15. Выпишите из текста два качественных прилагательных.
Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически: (1)Однажды какой(то) прохожий, увид..в п..мятую шляпу писателя-сказочн..ка Ханса Кристиана Андерсена, бе..церемонно спр..сил его: - (2)Скажите: этот жалкий предмет на Вашей голове Вы называ..те шляпой? (3)Андерсен, (не)смущаясь и глядя на з..давшего вопрос, спокойно ответил: (4)А этот жалкий предмет под Вашей модной шляпой Вы называ..те г..ловой? 2. Определите тему текста. 3. Определите идею текста. 4. Определите тип речи. 5. Определите стиль речи.

Слайд 10

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 10
В 8 и 9 классах учащиеся занимаются по два дня в неделю. Во вторник и субботу проходит подготовка для учащихся 9 класса, а в пятницу и субботу – для учащихся 8 класса. Учащиеся ведут специальные тетради по подготовке к ОГЭ. В них ребята выполняют тестовые задания, здесь же пишутся изложения и сочинения.
В 8 классе учащиеся заводят файловые папки, которые наполняются различными памятками: «Как писать сжатое изложение», «Способы сжатия текста», «Критерии оценивания изложения», «Критерии оценивания сочинения С 9.1, С 9.2, С 9.3», образцы бланков – все это необходимо использовать при выполнении различных заданий.

Слайд 11

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 11
Алгоритм – это набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: определённость, конечность, ввод, вывод, эффективность. Наиболее важным является то, что дети сами приходят к выводу, что алгоритмом можно назвать план, правило, инструкцию.
Алгоритм – один их эффективных приёмов работы над повышением грамотности. Проблема формирования у детей грамотности – одна из главных в преподавании русского языка. Нам хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Одним из эффективных приёмов работы над повышением грамотности является составление алгоритмов и использование их учащимися. Сначала нужно познакомить учащихся с понятием алгоритма.

Слайд 12

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 12
9. Способы выражения главных членов предложения. 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства. 11. Выделение грамматических основ в предложении. 12. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. 13. Синтаксический анализ сложного предложения. 14. Сложное предложение с различными видами связи. 15. Алгоритм написания сочинения 9.1, 9.2, 9.3. Таким образом, данный приём играет важную роль при повышении качества образования.
Использую следующие алгоритмы при подготовке к ОГЭ: 1. Алгоритм написания изложения. 2. Алгоритм выполнения задания 2–8. 3. Смысловой текста. 4.Изобразительно – выразительные средства русского языка. 5. Правописание приставок. 6.Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. 7. Лексика и фразеология. 8. Виды подчинительной связи слов в словосочетании.

Слайд 13

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 13
Работа с текстом. Сжатое изложение – самая сложная часть экзамена. Самой сложной частью экзамена по русскому языку считаю часть 1, а именно чтение текста незнакомцем. Как правило, работа над изложением - это 1,5 часовая работа. Текст читается 2 раза. Первое прочтение предполагает осмысление текста, сокращая слова, записывают текст в черновик, ребята помечают в черновиках абзацы. Второй раз - восстанавливают текст. Сокращенный текст должен иметь не менее 70 слов. В изложении нужно слова подсчитать и записать в конце изложения. Затем только переписать и обязательно проверить на грамотность, над стилистическими ошибками работают в черновике (повтором, грамматическими, речевыми).
Этот экзамен состоит из трех частей – изложения, сочинения и заданий, требующих ответа. Рекомендуется знать критерии оценивания ОГЭ – это поможет упорядочить подготовку. Изложение пишется по прослушанному 2 раза тексту и требует от учащихся следующих навыков: умение понимать смысл текста; выявлять авторскую идею; уметь применять приемы сжатия текста; соблюдать все условия, касающиеся цельности и связности; соблюдать грамматические и речевые нормы.

Слайд 14

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 14
В самом начале работы с аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на двухразовое прослушивание. После написания изложения на черновик даю совет-рекомендацию по проверке: читай, проверяй, исправляй: первый раз – орфографические ошибки, второй раз – пунктуационные, третий – грамматические, четвертый – речевые, пятый – фактические. Еще один важный момент. С критериями оценивания детей знакомлю как можно раньше, примерно в 7 – 8 классах. Кто знает критерии, тот лучше справляется с работой. Подобная работа учит ребят слушать и слышать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Выпускнику сложно воспринять на слух «чужой» голос. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение) и научить учащихся приемам компрессии (сжатия). Первый прием – обобщение конкретных, единичных явлений (сокращение текста целыми предложениями или частями в сложном, в которых не отражена главная мысль микротемы). Второй прием – исключение подробностей, деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два предложения в одно). Третий приём – упрощение (текст микротемы передаем своими словами). Работаем с каждым абзацем. Ребята предлагают свой вариант сокращения, выбираем, обосновывая, самый оптимальный вариант. Подсчитываем количество слов.

Слайд 15

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 15
Здесь нужно выделить несколько этапов работы учащихся с тестами и тестовыми заданиями: 1. Определить значимость работы с тестами на уроках русского языка; 2. Знакомство с их структурой; 3. Выполнение заданий; 3.Анализ и коррекция ошибок; 4. Самостоятельное выполнение тестовых заданий.
Одним из заданий ОГЭ является тестирование. Тестирование – это один из видов контроля знаний, без которого невозможна жизнь современной школы. Использование тестовых методик при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации – огромная помощь всем: учащимся, учителям, родителям. Тесты ФИПИ я распечатывала и выдавала учащимся.

Слайд 16

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 16
4 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. (Сказал с грустью)
Перед тем, как перейти непосредственно к работе с тестом, мы с учащимися повторяли изученный теоретический материал. Например, при выполнении тестового задания № 4, где нужно заменить тип словосочетания (это задание для отдельных учащихся было весьма затруднительным), на экран с компьютера были воспроизведены слайды с теоретическим материалом и упражнениями для самостоятельной работы. Далее следовала проверка с пояснением правильного выполнения задания. Таким же образом выполнялись все предыдущие и последующие задания теста.

Слайд 17

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 17
Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ. с предлогом:  1. бессонная ночь –  2. подземный переход –  3. алгебраическая задача –  4. школьный портфель -  5. плюшевый медвежонок -  6. приморский парк -  7. клетчатый шарф – без предлога:  1. полковое знамя –  2. солнечная энергия –  3. лесной запах –  4. учительский стол -  5. конское ржание -

Слайд 18

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 18
Задание 3. Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление.  1. жалостно посмотрел –  2. смело спрыгнул –  3. устало шагал –  4. осторожно слез –  5. спокойно делал –  6. беззаботно жил -  7. бесшумно едет -  8. бесстрашно бросился –  9. бездушно пел –
Задание 2. Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.  (то есть делаем всё наоборот)  1. каша из гречки –  2. снаряд для спортсменов –  3. тропинка в гору -  4. человек без совести -  5. вопрос по литературе -  6. гостиница при вокзале -  7. костюм в полоску –  8. кусты сирени –  9. совет отца –  10. ком снега –  11. судьба матери –

Слайд 19

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 19
Работа над сочинением. Задание9.1, 9.2 и 9.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.
Затем на уроках русского языка , на дополнительных занятиях и как домашнее задание я предлагала учащимся текст. Прочитав текст, учащиеся приступали к самостоятельному выполнению тестовых заданий. Далее совместно читали текст и проводили проверку выполненных тестовых заданий. Решив задания, учащиеся отмечали правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждали всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.

Слайд 20

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 20
Задание. Определите лексическое значение данных слов. Определив лексическое значение слов, распределите их в два столбика: а) имеющие только прямое значение; б) употребляющиеся в переносном значении. Адресант, адресат, аккуратный, алгоритм, бюллетень, выразиться, дивидент, коллаж, ментальность, обобщить, парламент, привилегия, приоритетет, структура, тренировать, шествовать, шефствовать, язык, ярмарка, пейзаж, земля, почва, сборка, завод, ключ, стол, клоп.
Как упоминалось уже ранее, у каждого учащегося класса была заведена «Тетрадь для подготовки к ОГЭ по русскому языку», в которую они записывали или вклеивали распечатанный теоретический материал, а также практически выполненные упражнения, микротемы к изложениям и изложения, тезисы к сочинениям и сочинения. «Папка выполнения тестов». Задания в упражнениях были такими, которые способствовали расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отводила упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.

Слайд 21

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 21
Задание. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов. 1) ВСТРЕЧЕННЫЙ – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН. 2) ПРИПОДНЯТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия. 3) ВЬЮГА – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного. 4) ВОСХИЩАТЬСЯ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква С. 5) СОРОКАЛЕТНИЙ – сложное числительное пишется слитно.
Задание 4. Подберите к данным словам синонимы и антонимы. Буря, горе, мастер, мгновение, обыкновенный, дорогой, простой, умный, захватить, огорчить, примирить, темнота, тревожно, любить, утро, восход, безбрежный, конфликт, комедия, свет.

Слайд 22

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 22
В рамках информационной работы в кабинете был оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку; инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков: правильно отмечать в бланке вариант ответа; вносить изменения в бланк экзаменационной работы; чётко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке; хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка .

Слайд 23

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, слайд 23
Уважаемые коллеги! Дай Бог Вам солнышка ясного, утра прекрасного! Впечатлений ярких, дорогих подарков. Спонсоров всемогущих, детей самых умных, к Вам идущих!!! Дружбы в коллективе крепкой, а в работе хватки цепкой. Любви Вам всем побольше и счастливой женской доли! Молодым высокого полета, опытным – уважения и почета! Процветания Вашей работы, от начальства повседневной заботы, повышения Вашей зарплаты, чтобы хватило на все оплаты! Здоровья, здоровья, здоровья и успехов в благородном труде! Спасибо за внимание!
Американский философ Элвин Тоффлер говорил: «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» Все сказанное подтверждает мысль о том, что в обучении русскому языку нет мелочей: все важно, все необходимо. Нет предела совершенствованию. Шаг за шагом иду вместе с моими учениками, постигая все новые и новые формы и методы обучения, способствующие повышению качества знаний.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.