Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения.
Задания части 2 ОГЭ.
Слайд 2
Какова цель сегодняшнего занятия? Сформулируйте.
Повторить условия обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств и уточняющих членов предложения.
Слайд 3
Основные сведения об обособленных членах предложения.
Какие члены предложения называются обособленными?
Какие члены предложения могут обособляться?
Слайд 6
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Свой ответ обоснуйте.
Однажды (1) Лизавета Ивановна(2) сидя под окошком за пяльцами(3) нечаянно взглянула на улицу(4) и увидела молодого инженера(5) стоящего неподвижно (6) и (7) устремившего глаза к её окошку. а) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
б) 2, 3, 4, 5
в) 2, 3, 5
г) 2, 3, 5, 6, 7
Слайд 7
В этом предложении есть обособленное обстоятельство «сидя под окошком за пяльцами», которое выражено деепричастным оборотом, а оно всегда обособляется. Также есть два обособленных определения «стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку» - они стоят после определяемого слова, выраженных причастными оборотами, связанными союзом И, поэтому запятая ставится только перед первым оборотом.
Слайд 10
Обособление несогласованных определений
Обособляются несогласованные определения, выраженные :
-существительными в косвенном падеже;
Никита вошел в старую комнату, с лежанкой, низким потолком, с одним маленьким окном на улицу.
-сочетанием существительного с прилагательным или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений.
Николай, с лицом спокойным и серьезным, внимательно читал какую-то книгу.
Слайд 13
Обособление уточняющих членов предложения
Слайд 16
1. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, обособляются всегда.
А) да
Б) нет.
2. Бушуя и грозя, волны размеренно ударяли о скалы. В этом предложении обособлены два деепричастия и знаки препинания расставлены верно.
А) да
Б) нет.
3. Определения и приложения не обособляются, если относятся к личному местоимению.
А) да
Б) нет.
4. Восхищенный способностями мальчишки, Жгутов решил забрать его к себе. В этом предложении определение обособляется, так как оно стоит впереди определяемого слова и имеет добавочное обстоятельственное значение (причины).
А) да
Б) нет.
Слайд 17
5. Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, лежа, молча, не глядя – обособляются, так как являются наречиями.
А) да
Б) нет.
6. Стоя на берегу я смотрел на волны, догонявшие друг друга. В этом предложении все знаки препинания расставлены верно.
А) да
Б) нет.
7. На другой день, в 11 часов утра, Вронский выехал на станцию встречать мать. В этом предложении есть обособленное уточняющее обстоятельство места.
А) да
Б) нет.
8. Ввиду сильного шторма, катер укрылся в бухте. В этом предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное существительным с производным предлогом, знаки препинания расставлены верно.
А) да
Б) нет.
Слайд 19
Прием «Найди ошибку»
Слайд 22
1) Он работал на поле спустя рукава. (фразеологизм спустя рукава не обособляется)
2) Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. (союз И связывает два однородных обстоятельства, выраженных деепричастными оборотами, поэтому запятые между ними не ставятся)
3) Ветер, казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее. (обособляется определение, стоящее после определяемого слова)
4) На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. (всегда обособляется обстоятельство, выраженное существительным с предлогом несмотря на)
5) Совсем измученная дорогой, она не могла идти дальше. (обособляется определение, относящееся к личному местоимению)
Слайд 23
Работаем устно. Прочитайте текст, в котором цифрами обозначены все запятые.
Тучу передёрнуло синим пламенем. Медленно загремел гром,(1) разнося вокруг глухие раскаты. Он то усиливался,(2) то почти затихал,(3) уносясь куда-то вдаль. И дождь,(4) подчиняясь грому,(5) начинал временами идти сильнее и широко шуметь по листве,(6) потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце,(7) посвежевшее и яркое. Старый пушкинский парк в Михайловском,(8) крутые берега Сороти,(9) местной речки,(10) запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась над пасмурной далью. Она сверкала,(11) искрилась и дымилась,(12) окружённая космами пепельных туч. Радуга,(13) казалось,(14) была похожа на арку,(15) воздвигнутую на границе заповедной_земли.
Слайд 24
Назовите и обоснуйте цифры, обозначающие запятые а) при однородных членах;
б) при обособленных обстоятельствах;
в) при обособленных определениях;
г) при вводных словах;
д) при обособленном приложении.
Слайд 25
Проверь себя
а) при однородных членах – 2, 6, 8, 11
б) при обособл. обстоятельствах – 1, 3,4, 5
в) при обособл. определениях – 7, 12, 15
г) при вводных словах – 13, 14
д) при обособл. приложении – 9, 10
Слайд 26
Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения_____________
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь.
Слайд 27
Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения._______________
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг - о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.
Слайд 28
Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения________________
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
-(20)Чудеса! раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
Слайд 29
Среди предложений 31–37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.______________________
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду:
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
Слайд 30
Среди предложений 21 - 28 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения__________
(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
Слайд 31
Итог урока.
Чем могут быть выражены обособленные определения?
Обособленные приложения?
Обособленные обстоятельства?