Презентация - Собеседование по русскому языку

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Собеседование по русскому языку как допуск к ОГЭ. Искусство диалога
Агуля Л.М. МБОУ СОШ №4 им.Нисанова Х.Д.

Слайд 2

Условия проведения устного собеседования
Организатором проведения экзамена должен быть педагог, не преподающий в этом классе. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения к организации экзамена лиц со специальным образованием по данному предмету.

Слайд 3

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут. Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».  Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов. Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Слайд 4

Инструкция по выполнению заданий
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 мин. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу. Время на подготовку – 1 минута. В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме

Слайд 5

Каждый вариант КИМ состоит из четырёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий
Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно- публицистического стиля. Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации. Задание 3 – тематическое монологическое высказывание. Задание 4 – участие в диалоге. Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.

Слайд 6

Работаем с заданиями 1 и 2 КИМов
Сначала учащиеся должны прочитать задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно! Последовательность подготовки к чтению: • подчеркнуть слова со знаком ударения, имена, отчества, фамилии, сложные, динные и незнакомые слова; • правильно употребить числительные; Последовательность подготовки к пересказу: • прочитать текст и сформулировать его основную мысль; • пронумеровать количество абзацев; • выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста; • установить смысловые отношения между частями текста и высказыванием; • пересказать текст, логично и уместно включив приведённое высказывание.

Слайд 7

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста.
Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения или статьи. Признаки выразительного чтения: 1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора; 2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; 3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.      Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

Слайд 8

Чтение текста Вам, конечно, хорошо знаком знаменитый русский поэт, прозаик и драматург Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837). Выразительно прочитайте текст об А.С. Пушкине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

Слайд 9

текст
С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его.    Проведя праздник у отца в Петербурге, после крещения я поехал в Псков. Погостил у сестры несколько дней и от нее вечером пустился из Пскова; к утру следующего дня уже приближался к желаемой цели. Свернули мы, наконец, с дороги в сторону, мчались среди леса по гористому проселку – все мне казалось не довольно скоро!  Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим! Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок. Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами. Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я ему ответил, что что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание. (По И. И. Пущину. Записки о Пушкине)

Слайд 10

Задание 1. Чтение текста вслух Критерии оценивания чтения вслух
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста - 1 не соответствует пунктуационному оформлению текста - 0 Темп чтения соответствует коммуникативной задаче – 1 не соответствует коммуникативной задаче - 0 Максимальное количество баллов за всё задание 2

Слайд 11

2. Пересказ текста
8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское – место новой ссылки. Первые месяцы пребывания в Михайловском были необычайно тягостны. Краткие встречи с лицейскими друзьями: И.И. Пущиным, А.А. Дельвигом и А.М. Горчаковым - знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, скрасили изгнанничество поэта. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ размышления лицеиста Ивана Пущина об Александре Пушкине: «Странное смешение в этом великолепном создании! Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством; но невольно, из дружбы к нему, желалось, чтобы он наконец настоящим образом взглянул на себя и понял свое призвание». Подумайте, где лучше всего использовать слова И.И. Пущина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.        У Вас есть 1 минута на подготовку.

Слайд 12

Особенности пересказа
Пересказ – связное изложение прочитанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. ✓ Объём задания для чтения на экзамене составляет 170-180 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. ✓ При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно. ✓ Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст. ✓ Высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. ✓ Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание. ✓ Время на подготовку составляет 1 минуту. ✓ Учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст

Слайд 13

Способы цитирования
Способы передачи чужой речи Примеры Предложения с прямой речью В одной из своих многочисленных книг Амосов писал: «Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить». Предложения с косвенной речью Николай Михайлович считал, что резервы, данные человеку от природы, существуют только до тех пор, пока он их использует. Неподвижный образ жизни превращает здорового человека в инвалида. Предложения с вводными словами По словам Амосова, регулярное максимальное использование человеком природных резервов помогает ему долго оставаться здоровым, а неподвижность превращает его в инвалида.

Слайд 14

Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания критерии
Работа с высказыванием Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично - 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа – 0 Способы цитирования Ошибок нет – 1 Допущены ошибки при цитировании (1 и более) – 0 Максимальное количество баллов за всё задание 5

Слайд 15

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2
(Р1)БаллыГСоблюдениеграмматическихнормГрамматическихошибокнет1Допущены грамматические ошибки (одна и более)0ОСоблюдениеорфоэпическихнормОрфоэпических ошибок нет,илидопущено не более одной орфоэпической ошибки(исключая слово в тексте с поставленным ударением)1Допущены орфоэпические ошибки (две и более)0РСоблюдениеречевыхнормРечевых ошибок нет,илидопущено не более трёх речевых ошибок1Допущены речевые ошибки (четыре и более)0Иск.ИскажениясловИскаженийсловнет1Допущены искажения слов (одно и более)0Максимальноеколичествобаллов4 Задание 1. Чтение текста вслух Таблица 1 КритерииоцениваниячтениявслухБаллыИнтонацияИЧИнтонация соответствует пунктуационному оформлениютекста1Интонация не соответствует пунктуационномуоформлению текста0ТемпчтенияТЧТемп чтения соответствует коммуникативной задаче1Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче0Максимальноеколичествобаллов2

Слайд 16

Схемы функционально - смысловых типов речи
Описание Повествование Рассуждение ПРЕДМЕТ Признак 1 + признак 2 + признак 3 . Я Событие 1 + событие 2 + событие 3 … Тезис аргумент 1+ аргумент 2 + аргумент 3 вывод

Слайд 17

Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы: Тема 1. Игры детства (на основе описания фотографии). Тема 2. Спортивное соревнование, которое мне запомнилось (повествование на основе жизненного опыта). Тема 3. Нужна ли человеку мечта? (рассуждение по поставленному вопросу) Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. •

Слайд 18

Структура и языковые средства Типы речи Морфологические средства
Примеры Описание Прилагательные, существительные, глаголы в форме несовершенного вида (часто в прошедшем времени) и наречия. «Эти формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне» А..Горшков Аннушка работала больничным клоуном. Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в больницу, развлекала тяжело больных детей, играла с ними, разучивала смешные стихи, пела песни, придумывала затеи, и детишки... с нетерпением ждали свою Нюшу. Повествование (рассказ о событиях) 1) Глагольные формы прошедшего времени совершенного вида. 2) Глаголы начинательного способа действия (начали, стали...). 3) Видовые формы глаголов со значением движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия. Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Рассуждение Обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно. Слово – дело великое… Словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Будьте внимательны к слову

Слайд 19

Особенности задания 3 (монолог)
✓ Три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они отличаются целями, которые реализуются, набором специфических средств. ✓ Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста, они посвящены школе, семье, увлечениям подростков. ✓ Монологическое и тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию. ✓ На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут продумать содержание своего монолога, сделать пометы или записи на листке для подготовки. ✓ Объём монологического высказывания должен составлять не менее 10 фраз. ✓ Учащийся должен учитывать речевую ситуацию. ✓ Правильность речи заданий 3 и 4 оценивается совместно.

Слайд 20

Тема 1. Праздник
Опишите фотографию. Не забудьте описать место и время проведения праздника; событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник; присутствующих на празднике; общую атмосферу праздника и настроение участников.

Слайд 21

Совет №1

Слайд 22

Совет №2

Слайд 23

Совет № 3

Слайд 24

Конструкции

Слайд 25

Конструкции

Слайд 26

Конструкции

Слайд 27

Шаблон к описанию
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОТВЕТА К ЗАДАНИЮ № 3 (МОНОЛОГ), ОПИСАНИЕ ФОТОГРАФИИ Передо мной интересная фотография. Я думаю, что на ней изображен(а)………….. Давайте рассмотрим изображение внимательнее. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.) На переднем плане мы видим…. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты). Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что … На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане) Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом). Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Слайд 28

Тема 2. Поход (экскурсия)
Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию). Не забудьте рассказать, куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию); с кем Вы ходили в поход (на экскурсию); как Вы готовились к походу (экскурсии); почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).

Слайд 29

Тема 3. Мода
Всегда ли нужно следовать моде? Не забудьте дать ответы на вопросы: Что значит следовать моде? Для Вас важно следовать моде и почему? Следовать моде можно только в одежде? Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?

Слайд 30

Задание 3. Монологическое высказывание
Критерии оценивания монологического высказывания (М) М 1. Выполнение коммуникативной задачи* Испытуемый справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют - 1 Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привел менее 10 фраз по теме высказывания – 0

Слайд 31

Задание 3. Монологическое высказывание
М 2. Учёт условий речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации – 1 Условия речевой ситуации не учтены – 0 М 3. Речевое оформление монологического высказывания (МР) Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена - 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более) - 0 Максимальное количество баллов 3

Слайд 32

Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Слайд 33

Особенности задания 4 (диалог)
✓ По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме; ✓ вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. ✓ Это естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником. ✓ В зависимости от содержания монологического высказывания учащихся экзаменатор вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию. ✓ Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его языковую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся. ✓ Диалог оценивается в целом по всем ответам учащегося на вопросы; ✓ должна учиттываться речевая ситуация; ✓ речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.

Слайд 34

Задание 4. Критерии оценивания диалога (Д)
Д 1. Выполнение коммуникативной задачи Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге - 1 Ответы на вопрос не даны, или даны односложные ответы - 0 Д 2. Учёт речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации – 1 Условия речевой ситуации не учтены – 0 Максимальное количество баллов – 2.

Слайд 35

Задание 3 и 4.
*Примечание. Если экзаменуемый не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р 2) ставится не более 2 баллов.

Слайд 36

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)
Г. Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет - 1 Допущены грамматические ошибки (1 и более) – 0 О. Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2 орфоэпических ошибок – 1 Допущены орфоэпические ошибки (3 и более) – 0 Р. Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок – 1 Допущены речевые ошибки ( 4 и более) – 0 Речевое оформление Речь в целом отличается богатством и точностью словаря,используются разнообразные синтаксические конструкции - 1 Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции - 0 Максимальное количество баллов 4 Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9. Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20. Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.