Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Путешествие на остров Морфемика
остров Морфемика
Урок-путешествие
Слайд 2
Чередование гласных и согласных в морфемах
Слайд 3
Цель и задачи урока:
Что узнаем?
Чему научимся?
Как будем работать?
Что получим в результате?
Слайд 4
Что такое чередование?
Слайд 5
Замену одного звука другим внутри одной морфемы называют ЧЕРЕДОВАНИЕМ (//).
Слайд 6
Чередование гласных в корнях слов
Слайд 7
Подумаем!
Когда пишется А, а когда О? Определите лексическое значение этих корней
Слайд 8
В корнях с чередованием перед СТ и Щ пишется буква А.
В корнях РОС (РОСЛ) напишем букву О!
Например, РАСТи, выРАЩивать, заРОСЛи.
Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль!
Слайд 9
Составьте правило!
Лексическое значение…
Как нельзя говорить?
Слайд 10
Обратите внимание!
ПО
НА
РАЗ ЛОЖИТЬ!
ВЫ
ДО
Нельзя говорить ЛОЖИТЬ,
можно сказать КЛАСТЬ!
Слайд 11
От чего зависит правописание этого корня?
Лексическое значение корней КОС и КАС…
Вспомните правило для корней ЛАГ и ЛОЖ. Найдите сходство.
Слайд 12
Если после корня А,
ЛАГ и КАС пиши всегда!
Например,
КАСАться, КАСАние, приКАСАться,
НО КОСнулся, приКОСновение (нет за корнем суффикса А!).
Слайд 13
Написание корней ГОР и ГАР зависит от…
правило подходит к словам с лексическим значением «……..».
Слайд 14
Запомните:
Под ударением пишем в корне гласную А, без ударенья - О!
Например,
заГА′Р, уГА′Р, оГА′Рок свечи, но заГОРа′ть, уГОРе′ть, обГОРе′лый.
Слайд 15
Подумайте, о каких корнях идёт речь:
Чтобы корни эти правильно писать,
Лексическое их значенье должен знать!
Слайд 16
Исключения: РОВЕСНИК, РАВНИНА, РАВНЕНИЕ, РАВНЯТЬСЯ, ПОРАВНЯТЬСЯ
Слайд 17
Чередование гласных в корнях слов
Слайд 20
Вы заметили, при каком условии пишется гласная - И – в данных корнях?
Правильно! И пишется тогда, когда за корнем стоит суффикс - А-.!
Слайд 21
А вот и рифмованное правило:
Запомните:
Если после корня А,
В корне И пиши всегда!
Исключение: соЧЕТАть, соЧЕТАние, словосоЧЕТАние
Слайд 22
Чередование согласных в корнях слов
Слайд 23
Чередование согласных
Согласные.Примеры
К //Ч.Рука – ручной, дружок – дружочек.
Х //Ш.Сухой – сушить.
Г //Ж//З.Друг – дружить – друзья.
Д //Ж//ЖД.Водить – вожу – вождение.
Т //Ч//Щ.Свет – свеча – освещение.
Слайд 24
Чередование согласных
Согласные.Примеры
СТ//Щ.Пёстрый – испещрить.
Д/Т //С.Веду – вести, мету – мести.
Б //БЛ.Любить – люблю.
П //ПЛ.Купить – куплю.
В //ВЛ.Ловить – ловлю.
Ф //ФЛ.Графить – графлю.
М //МЛ.Кормить – кормлю.
Слайд 25
Чередование СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ
Сочетания.Примеры
А/Я //ИМ/ИН //М/Н.Жать – сжимать – сожму, жать – пожинать – пожну.
ОВА/ЕВА // уj.Ковать – ку[ j ]ю,
жевать – жу[ j ]ю.
Слайд 26
Чередование О и Е с нулём звука
Такие гласные в русском языке называют беглыми, потому что они то появляются в морфемах, то исчезают. Их всего две: буква О и буква Е!
Слайд 27
Чередование О и Е с нулём звука
Например,
подъехал и подошёл
(во) сне и сон день – дня
замок – замка
Слайд 28
Чем объясняется это явление?
Стр. 43
Слайд 29
Подведём итоги:
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно знать…
Слайд 30
Домашнее задание:
Анализ таблиц из упр. 229, 232
Параграф 43 Упражнение 230
Слайд 31
Спасибо за работу!
остров Морфемика
Путешествие подошло к концу!