Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Лексические ошибки
Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике
Слайд 3
Плеоназмы различны по структуре
1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства.
2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.
3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.
4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.
5) сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.
Слайд 4
Лексические ошибки
Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен и др.)
Слайд 5
Классификация речевых ошибок
№.Вид ошибки.Примеры
1.Употребление слова в несвойственном ему значении.Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.
2.Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5).Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
3.Неразличение синонимичных слов.В конечном предложении автор применяет градацию.
4.Употребление слов иной стилевой окраски.Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5.Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Слайд 6
Классификация речевых ошибок
№.Вид ошибки.Примеры
6.Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов.Таким людям всегда удается объегорить других.
7.Нарушение лексической сочетаемости.Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности (вместо средства).
8.Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.Красоту пейзажа автор передает нам помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный
9.Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов (тавтология).В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Слайд 7
Классификация речевых ошибок
№.Вид ошибки.Примеры
10.Неоправданное повторение слова.Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11.Бедность и однообразие синтаксических конструкций.Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
12.Неудачное употребление местоимения.Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема.
Слайд 8
Задание 6
Практика
Слайд 9
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 1
Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.
Его гуманность и человечность известны всем.
Мне срочно надо было написать мою автобиографию.
Это криминальное преступление потрясло весь город.
В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.
Слайд 10
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 2
Таня – верная жена своему мужу.
С 1839 года поэта ссылали 2 раза в ссылки.
На Урале добывают руду в рудниках.
Он должен понять, что жизнь не кончена, что нужно бороться до конца жизни.
До конца своей жизни он помнил её.
Слайд 11
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 3
В этой книге описываются действительные факты.
В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.
Слайд 12
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 4
Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.
Индейцы – коренные аборигены Америки.
Рабочим выплачена зарплата за май месяц.
Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.
Появилась свободная вакансия.
Слайд 13
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 5
Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале.
Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами.
Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.
Слайд 14
Ответы
Номер варианта.1.2.3.4.5
Вариант 1.цен.гуманность/
человечность.мою.криминальное.мемориальный
Вариант 2.мужу.(в) ссылки).(в) рудниках.жизни.своей
Вариант 3.действительные.предстоящего.народного.памятные.руководящие
Вариант 4.памятный.коренные.месяц.цен.свободная
Вариант 5.свою.долгие/
продолжительные.мужественные /смелые.мёртвый.рук