Презентация - Задание 6 ЕГЭ по русскому языку. Теория

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Задание 6
Теория

Слайд 2

Лексические ошибки
Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике

Слайд 3

Плеоназмы различны по структуре
1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства. 2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак. 3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны. 4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 5) сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.

Слайд 4

Лексические ошибки
Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен и др.)

Слайд 5

Классификация речевых ошибок
№.Вид ошибки.Примеры
1.Употребление слова в несвойственном ему значении.Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
2.Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5).Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
3.Неразличение синонимичных слов.В конечном предложении автор применяет градацию.
4.Употребление слов иной стилевой окраски.Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5.Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Слайд 6

Классификация речевых ошибок
№.Вид ошибки.Примеры
6.Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов.Таким людям всегда удается объегорить других.
7.Нарушение лексической сочетаемости.Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства).
8.Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.Красоту пейзажа автор передает нам помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный
9.Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов (тавтология).В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Слайд 7

Классификация речевых ошибок
№.Вид ошибки.Примеры
10.Неоправданное повторение слова.Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11.Бедность и однообразие синтаксических конструкций.Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
12.Неудачное употребление местоимения.Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема.

Слайд 8

Задание 6
Практика

Слайд 9

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 1 Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе. Его гуманность и человечность известны всем. Мне срочно надо было написать мою автобиографию. Это криминальное преступление потрясло весь город. В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.

Слайд 10

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 2 Таня – верная жена своему мужу. С 1839 года поэта ссылали 2 раза в ссылки. На Урале добывают руду в рудниках. Он должен понять, что жизнь не кончена, что нужно бороться до конца жизни. До конца своей жизни он помнил её.

Слайд 11

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 3 В этой книге описываются действительные факты. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

Слайд 12

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 4 Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе. Индейцы – коренные аборигены Америки. Рабочим выплачена зарплата за май месяц. Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен. Появилась свободная вакансия.

Слайд 13

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 5 Напишите, пожалуйста, свою автобиографию. Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале. Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами. Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.

Слайд 14

Ответы
Номер варианта.1.2.3.4.5
Вариант 1.цен.гуманность/ человечность.мою.криминальное.мемориальный
Вариант 2.мужу.(в) ссылки).(в) рудниках.жизни.своей
Вариант 3.действительные.предстоящего.народного.памятные.руководящие
Вариант 4.памятный.коренные.месяц.цен.свободная
Вариант 5.свою.долгие/ продолжительные.мужественные /смелые.мёртвый.рук