Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Звуки К, Г, Х.
Вспомните, какие гласные звуки мы с вами знаем?
Д: (А, О, У, Ы, Э, И)
В: А какие звуки называются гласными?
Д: Те, которые можно пропеть, при их произнесении воздушная струя не встречает преграды на своем пути.
В: Верно.Гласные тянутся в песенке звонкой:
Могут заплакать о - о - о и закричать а - а- а-а
Громкий гудок паровозу подать: у -у- у- у
Нежно лошадкой могут заржать: и- и- и- и
Даже медведем могут рычать: ы- ы- ы- ы
Эхом далеким в лесу отвечать. Э - э- э- э
Слайд 2
Сегодня к нам на занятие пришел гость – кот – мурлыка.
Как вы думаете, что значит слово мурлыка? (Дети отвечают)
В: Правильно, все время поет, мурлычет песни. Вот и сегодня у него хорошее настроение, и решил он с вами поиграть. Котик будет петь песни из разных звуков. Если вы услышите гласный звук, ловите его в ладошки (хлопок). Если какой-то другой, не ловите.
Кот поет: а-а, и-и-и, к-к-к, о-о-о, у-у-у, г-г-г,
ы-ы-ы, х-х-х, э-э-э.
Слайд 3
В: Сегодня будем знакомиться со звуками К,Г,Х.
Возьмите зеркала, посмотрите и поочередно произнесите звуки К, Г, Х.
Обратите внимание на положение языка: при произнесении звуков (К) и (Г) спинка языка (середина) высоко приподнята; при произнесении звука (Х) спинка языка немного приподнята. Кончик языка во всех трех случаях находится за нижними зубами.
Попробуйте пропеть, прокричать эти звуки. Получается?
Д: Не получается пропеть, прокричать.
В: Почему это происходит? (Ответы детей)
На пути воздушной струи все время встает преграда – в данном случае спинка языка, зубы, губы и воздуху приходится с силой пробиваться наружу.
Вывод: Этот звук нельзя пропеть, прокричать; на пути воздушной струи встает преграда. Значит это не гласный звук. Такой звук называется согласным. Звуки (К, (Г, (Х) – согласные звуки.
Слайд 4
Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
Слайд 5
Котик пришел к нам в гости с книгой, а в книге интересные картинки. Я расскажу по этим картинкам рассказ. Слушайте.
Жила на хуторе девочка Галя. И был у неё кот Катаська и собака Хомка. Катаська целый день лежал на крылечке, а Хомка сторожил кур и гусей, которые жили около дома. Если куры и гуси разбегались в разные стороны, Хомка громко гавкал на них: гав-гав; гуси и куры возвращались во двор, недовольно ворча: га-га-га, ко -ко- ко.
Слайд 6
Ребята, что такое хутор? (ответы детей)
Эта маленькая деревушка, в которой несколько домиков. А с какого звука начинается слово хутор?
Со звука (Х)
В: Какой первый звук в словах Галя, Катаська, Хомка?
Д: Звуки (Г, (К, (Х)
В: Какие слова в этом рассказе начинались с согласного звука (К?
Д: Куры, кот, ко - ко, крылечко
В: С согласного звука (Г?
Д: Гуси, га - га, гавкал
Слайд 7
А ещё котик принес нам песенки, которые он услышал на хуторе.
Подумайте, кто их мог петь.
Ку-ка-ре-ку. (Петух)
Ква-ква. (Лягушка)
Ку-ку. (Кукушка)
Ха-ха. (Дети)
Слайд 8
В: Вы когда - нибудь видели петуха? Ч то он делает?
Д: Кукарекает, гуляет, дерется, ищет, ухаживает, кричит, сидит.
А лягушка? Прыгает, квакает, сидит, охотится, ищет, плавает.
А кукушка? Летает, поет, прыгает, стучит.
В: А теперь давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня познакомились?
Д: К, Г, Х
В: Какие это звуки?
Д: согласные
Слайд 9
В: Чем согласные звуки отличаются от гласных?
Д: Гласные можно пропеть, при их произнесении воздушная струя не встречает преграды на своем пути. Согласные нельзя пропеть, при их произнесении воздушная струя встречает преграду в виде зубов, губ, языка.
В: Игра «Доскажи словечко»
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).
Лодки по морю плывут,
Люди веслами … (гребут).
Кто альбом раскрасит наш,
Ну конечно (карандаш).
Не хотел котёнок мыться,
Убежал он из (корытца).
Хлоп - и конфета стреляет как пушка!
Каждому ясно: это (хлопушка).