Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ОГЭ
Сочинение о функции
повторов
Слайд 2
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Начать сочинение Вы можете с высказывания И.Г.Милославского.
Слайд 3
Повтор
Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте.
Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.
Энциклопедический словарь юного литературоведа
Слайд 4
Лексический повтор
Лексический повтор - это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, абзаца, текста).
В художественном тексте лексические повторы -
это
средство создания выразительности речи: повествование становится эмоционально напряжённым;
способ актуализировать важный с точки зрения автора смысл, выраженный подтекстно;
средство цепной межфразовой связи.
«Повтор сосредоточивает внимание на определенном объекте, мысли, чувстве, придает большую силу и выразительность их передаче».
Г.Л.Абрамович, литературовед
Слайд 5
Классификация лексических повторов
1) Дистантный лексический повтор (повторяющиеся слова разделены в тексте дистанцией);
2) контактный лексический повтор (повторяющиеся слова находятся в непосредственной близости друг с другом в тексте);
3) частичный лексический повтор
(чаще всего - использование разных словоформ одного слова);
4) составной лексический повтор включают в себя одновременно несколько частей речи: предлог + личное местоимение, прилагательное + существительное, наречие + прилагательное, личное местоимение + глагол, целые предложения или выделительные обороты.
Слайд 6
Функции лексического повтора
Для художественной литературы характерно использование лексического повтора как акцентирующего, экспрессивного средства, заключающего в себе усилительно-градационный эффект.
Лексический повтор активизирует восприятие читателя и реализует авторский замысел.
Лексические повторы способствуют лучшему пониманию заложенной автором в тексте информации, так как внимание читающего привлекается новой информацией, а уже известное выступает фоном, необходимым для лучшего восприятия новых элементов повествования, деталей обстановки, описания персонажа или новой сюжетной линии.
Слайд 8
(1)Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. (2)Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть и поглядеть сверху на Енисей, как вдруг кто-то из ребят закричал: (3)- Ой, змея, змея!.. (4)И все увидели змею. (5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела, шипела не переставая. (5)Еще и подумать никто ничего не успел, как учитель оттолкнул нас, схватил палку и принялся молотить по змее, по подснежникам. (6)Вверх полетели обломки палки, лепестки прострелов. (7)Змея кипела ключом, подбрасывалась на хвосте. (8) - Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо! - кричали ребята, но учитель ничего не слышал. (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. (11)Потом он приткнул концом палки голову змеи в камнях и обернулся. (12)Руки его дрожали. (13)Ноздри и глаза его расширились, весь он был белый, и волосы крыльями висели на оттопыренных ушах. (14)Мы отыскали в камнях, отряхнули и подали ему кепку. (15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее… (16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится. (17)Под горою учитель забрел в речку, попил из ладоней воды, побрызгал на лицо, утерся платком и спросил:
(18)- Почему кричали, чтоб не бить гадюку через плечо? (19)- Закинуть же на себя змею можно. (20)Она, зараза, обовьется вокруг палки! - объясняли ребята учителю.
(21) - Да вы раньше-то хоть видели змей? - догадался кто-то спросить учителя. (22) - Нет, - виновато улыбнулся учитель. – (23)Там, где я рос, никаких гадов не водится. (24) Там нет таких гор, и тайги нет. (25)Вот тебе и на! (26)Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?! (27)Прошли годы, много, ох, много их минуло. (28)А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь.
(По В.Астафьеву)
Слайд 9
(3)- Ой, змея, змея!.. (5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасгь, злобно шипела, шипела не переставая.
(8) - Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо!
(10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться.
(15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее… (16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится. (23)Там, где я рос, никаких гадов не водится.
(24) Там нет таких гор, и тайги нет. (27)Прошли годы, много, ох, много их минуло.
Найдите в тексте повторы,
подчеркните их.
Слайд 10
Говорим о функции повтора в тексте
(10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться.
Повтор передаёт
(10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться.
эмоциональное состояние героя
(10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться.
многократность действия
(10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться.
длительность действия
(10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться.
чувства и переживания героя
(10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться.
постепенность увеличения силы эмоций
Функция усиления выразительности является наиболее общей функцией повтора
Функция усиления выразительности является наиболее общей функцией повтора
Слайд 11
Прокомментируйте художественную
функцию повторов
(3)- Ой, змея, змея!..
(5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела, шипела не переставая.
(8) - Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо!
(10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться.
(15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее…
(16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится.
(23)Там, где я рос, никаких гадов не водится.
(24) Там нет таких гор, и тайги нет.
(27)Прошли годы, много, ох, много их минуло.
Слайд 12
Обратите внимание!
Повтор, который ничего к содержанию высказывания не добавляет, принято называть тавтологией.
Это речевая ошибка!
Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущий лейтмотив). В последнем случае иногда говорят о скрытой тавтологии.
Повторение однокоренных слов, создающее тавтологию, - очень распространенная ошибка (Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами; Рост преступности вырос; Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам!).
Избегайте подобных повторов!
Слайд 14
Если писатель заинтересован в том, чтобы читатель обратил внимание на особо важные мысли, образы, ситуации, то он использует в своём произведении такой художественный приём, как повтор.
Читая текст В.Астафьева, нельзя не заметить, что в нём много повторов, и каждый из них выполняет определённую функцию. Например, повторение слова «бил» в предложении 10 не только передаёт многократность и продолжительность этого действия, но и даёт возможность понять, насколько был взволнован учитель, боявшийся, что змея укусит кого-нибудь из учеников.
Ему очень хотелось побыстрее увести ребят из опасного места, и это желание можно увидеть в повторе слова «пойдёмте» в предложении 15.
В самом деле, «любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Эта мысль известного лингвиста И.Г. Милославского действительно справедлива..
А я напишу
лучше!
Слайд 15
Творчества в работе!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва
Слайд 16
Литература
Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М.: Педагогика, 1987
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1976г.
Никулина С.Д. Функционирование редупликации в художественном тексте: системно-синергетический аспект. Оренбург