Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
П.П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы Павловского района Алтайского края
Слайд 2
Цель урока:
Выявить особенности характера Данилы, истоков его внутренней силы.
Познакомиться с приёмами создания художественного образа, отметив их в сказе П.П.Бажова.
Формировать навыки внимательного отношения к художественной детали, внимательного чтения «вслед за автором»
Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: мастерство, талант.
Слайд 3
Кто является главными героями сказа П.П.Бажова?
Главными героями сказов Бажова являются прежде всего уральские умельцы. Разговор о герое Бажова – это прежде всего разговор о мастере.
Объясните лексическое значение слов: МАСТЕР, МАСТЕРСТВО, ТАЛАНТ
Слайд 4
В каком произведении, изученном ранее, основной характеристикой главного героя является его МАСТЕРСТВО?
В сказке «Царевна-лягушка» впервые появляется имя царевны (Василисы Премудрой) тогда, когда героиня сказки начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В умении работать заключено высокое достоинство и ценность человека.
Слайд 5
Приёмы создания художественного образа
1. Внешние черты (портрет)
8. Изображение природы
2. Характер персонажа
9. Психологический анализ
3. Прямая авторская характеристика
4. Характеристика героя другими действующими лицами
5. Сопоставление героя с другими персонажами и противопоставление им.
6.Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж
7. Изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж
Слайд 6
Живинка во всяком человеке есть, впереди мастера бежит и человека за собой тянет.
П.П.Бажов. «Живинка в деле»
Как вы понимаете высказывание П.П.Бажова?
Слайд 7
Как вы думаете, о каких мастерах пойдёт речь на уроке?
Слайд 8
Вопрос №1
«Приказчик всё-таки помнит баринов наказ – ставит Прокопьичу учеников».
Объясните значение выделенного слова, замените его другим. близким по значению.
Оставляет на обучение
Слайд 9
Вопрос №2
«Тот по своему порядку помытарит парнишку и сдаст обратно приказчику.»
Объясните значение выделенного слова, замените его другим. близким по значению.
Мытарить – в течение какого-то времени подвергаться мытарствам, помучиться.
Слайд 10
Вопрос №3
Как звали нового ученика Прокопьича? Почему?
Данилка Недокормыш
Слайд 11
Вопрос №4
Сколько лет было парнишке?
12 лет
Слайд 12
Вопрос №5
«На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится».
Какое словосочетание в описании внешности героя является фразеологизмом?
«в чем душа держится» -слабый
Слайд 13
Вопрос №6
Каково авторское отношение к герою? В чём оно проявляется: «Ну, а с лица чистенький. Волосёнки кудрявеньки, глазёнки голубеньки».
автор использует уменьшительно ласкательные суффиксы в словах –ЕНЬК-, -ЁНК=
Слайд 14
Вопрос №7
Какую работу сначала доверили выполнять Данилке?
Чем отличался Данилко от других детей?
был казачком в господском доме: «табакерку, платки подать»
Слайд 15
Вопрос №8
Почему Данилко, работая в господском доме, получил прозвище «блаженный»?
«А этот.. Забьётся куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Ему кричат, он и ухом не ведёт»
«Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет.
Слайд 16
Вопрос №9
Почему, став подпаском, Данилко всё же вызывал у старого пастуха недовольство?
«Парнишка ровно старательный, а всё у него оплошка выходит. Всё будто думает о чём-то. Уставится глазами на травинку, а коровы-то – вон где!», «Твоё ли дело букашки разбирать?»
Слайд 17
Вопрос №10
За что любили бабы-девки маленького пастушонка?
за то, что мастерски играл на рожке: «чисто на музыке какой»
Слайд 18
Вопрос №11
Как перенёс Данилушко наказание господского палача?
«- Я тебя, молчуна, доведу.. Дашь голос… Дашь! Данилушко дрожит весь, слёзы каплют, а молчит. Закусил губёнку-то и укрепился. Так и сомлел, а словечка от него не слыхали.»
Слайд 19
Вопрос №12
Как вы думаете, каково значение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветах?
«Данилушко к травкам-то любопытен – как эту зовут? где растёт? какой цветок?»
Слайд 20
Вопрос №12
Что, по словам старухи Вихорихи, происходило с человеком, который видел каменный цветок в малахитовой горе?
«становился несчастным»: оставался навсегда у хозяйки Медной
Слайд 21
Вопрос №13
Почему Прокопьич не наказал Данилушку за его «дерзкий» совет, как «кромку отбивать надо» у камня ?
«Данилушка своим разговором в самую точку попал», «Верно парнишка говорит. Из такого, пожалуй, толк выйдет..»
Слайд 22
Вопрос №14
За что Прокопьич Данилушку «глазастым» назвал?
«…Выходит, что парнишка узор лучше меня понял»
Слайд 23
Вопрос №15
Как старый мастер относился к своему ученику ?
«Пыль, отрава – живо зачахнет. Отдохнуть бы ему сперва».
«То он на пруд, то в лес. Только и к мастерству Данилушка присматривался»
Слайд 24
Вопрос №16
Какой эпизод в сказе говорит о полном взаимопонимании, доверии и теплых дружеских отношениях между мастером и его учеником?
«У Прокопьича даже слёзы закапали, - до того ему это по сердцу пришлось.
- Сыночек,- говорит,- милый, Данилушка. Что ещё знаю. Всё тебе открою. Не потаю»
Слайд 25
Вопрос №17
После какой самостоятельной работы приказчик признал Данилу мастером?
«…Как только выточил зарукавье-змейку из цельного камня»
Слайд 26
Вопрос №18
Какой заказ получил Данило от самого барина?
«Пусть … сделает точёную чашу на ножке для моего дома»
Слайд 27
Вопрос №19
Какова была заветная мечта Данилы-мастера?
«Вот мне пришло желанье так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать»
Слайд 28
Вопрос №20
Почему Даниле не по душе была чаша, сделанная им по чертежам барина?
«А где спрашиваю красо-та камня? Тут прожилка прошла, а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что они тут? Порча ведь это камня. А камень-то какой! Первый камень! Понимаете, первый!»
Слайд 29
Вопрос №21
О чём предостерегает ветхий старичок, учитель Прокопьича, Данилушку, когда тот упомянул о каменном цветке?
«Ты, милый сынок, по этой половице не ходи. Из головы выбрось! А то попадёшь к Хозяйке в горные мастера.»
Слайд 30
Рефлексия
Как характеризует Данилушку отношение к миру окружающей природы?
2. Кто помог открыть в Даниле художника, талантливого камнереза?
3. Каково назначение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветках?
4. Почему прежние ученики Прокопьича были признаны им непригодными к малахитовому делу?
5. Какими качествами должен быть наделён человек труда, настоящий мастер?
Слайд 31
Домашнее задание (по группам)
Нарисовать вазу, которую хотел создать Данило-мастер.
Индивидуальное
задание:
Подготовить сообщение о малахите, о вазах из малахита.
Подготовить сообщение о Царице ваз, изготовленной на Колыванском камнерезном заводе. Алтайский край.
Слайд 32
https://pbs.twimg.com/media/DrpqNWsWkAAUnme.jpg:large –иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка»
Интернет-ресурсы, использованные при выполнении работы
https://skazki-online.ru/pp_bajov/07.jpg - заказчики
https://skazki-online.ru/pp_bajov/06.jpg- Прокопьич и Данилушка
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=80c2557da00f9e1817aa6aa18f285d22&ref=rim&n=33&w=171&h=188 - Данилушка
https://pbs.twimg.com/media/D9SOKMbWsAAEP_E.jpg - Данила разбивает чашу
https://i.pinimg.com/736x/16/e5/65/16e565e1095abc050009c33d6179d964--copper-mountain-book-illustrations.jpg - в поисках камня
https://i.pinimg.com/736x/1a/13/d5/1a13d57916deee94667f529e1e837c84.jpg - Прокопьич успокаивает Данилу
Слайд 33
Словарная работа
Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности: человек, обладающий такими качествами, способностями.
Блаженный – в высшей степени счастливый; не совсем нормальный, близкий к Богу, юродивый.
Назад
Назад
Слайд 34
Эрмитаж. Царица ваз (из яшмы), изготовленная мастерами Колыванского камнерезного завода. Алтайский край 1825-1843.
Назад