Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Композиция и художественное своеобразие поэмы «Мцыри»
По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»
Слайд 2
Задачи урока
Ощутить целительную силу звучащего слова;
Выявить основные структурные и художественные особенности поэмы;
Работать над выразительным чтением.
Слайд 3
Тезаурус
Поэма –
Сюжет –
Композиция –
Романтизм -
лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выражен-ной лирической оценкой того, о чём повествуется.
основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последователь-ности.
построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.
художественный метод, утверждающий безгра-ничные возможности активной личности, способной подняться над действительностью и переделать мир. Герои беспокойны, страстны, неукротимы.
Слайд 4
впечатлениями
Поделись
Слайд 5
История создания поэмы
Слайд 6
Мцыри (в переводе с грузинского) -
неслужащий монах, послушник,
пришелец,
чужеземец, чужак.
Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?
Слайд 7
Эпиграф к поэме
«Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю».
1-я Книга Царств
«Я попробовал немного мёда, и вот я умираю».
Слайд 8
Работа над композицией
Из скольких глав состоит поэма?
Все ли они равны по объёму? Почему?
А если бы они были все одинаковые?..
На сколько частей вы можете её разбить и почему?
Кто является рассказчиком в каждой из частей? Что является важным для рассказчика?
Слайд 9
В какую форму словесного выражения облечён рассказ Мцыри?
Что в монологе Мцыри доказывает, что монах, слушающий юношу, активно слушает его?
Как и почему меняются интонации поэмы?
Слайд 10
- Как сам Мцыри называет свой рассказ?
Исповедь – покаяние в грехах перед священником;
- откровенное признание в чём – нибудь;
- сообщение своих мыслей, взглядов.
В каком значении,
по – вашему, употреблено
это слово в поэме?
Слайд 11
Художественное своеобразие поэмы
Определите, каким размером написана эта поэма? Какие в ней рифмы?
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы…
Слайд 12
Не/мно// го/лет// то/му// на/зад//
Там/где// сли/ва// я/ся// шу/мят//
Стру/и// А/ра// гвы/и// Ку/ры//
Был/мо// на/стырь// Из/за // го/ры//
Слайд 13
Обратите внимание на синтаксис поэмы.
Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.
Слайд 14
Сравните картину природы, нарисован-ную Мцыри, с картиной монастыря, на-рисованной в 1 главе эпическим рас-сказчиком?
Мцыри.Рассказчик
.
Слайд 15
Рассказчик.Мцыри
Из жалости один монах,
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен….Я мало жил, и жил в плену…
…Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах,
Душой – дитя, судьбой – монах…
…На мне печать свою тюрьма оставила…
Едва взошла заря,
В тюрьме воспитанный цветок…
Слайд 17
Домашнее задание:
Подготовить вырази-тельное чтение наизусть понравивше-гося отрывка.
Подумать над послед-ним вопросом урока.
Создать иллюстрацию к поэме.
Слайд 18
Рефлексия
О чём уже заставила задуматься поэма?
Поделитесь впечатлениями …