Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок по литературе в 6 классе
Слайд 2
Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»
Цели урока:
Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина,
Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта;
Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
Слайд 3
Представьте, что сейчас зима. Попробуйте в нескольких предложениях описать это время года, а поможет вам в этом следующий слайд.
Слайд 5
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Слайд 6
Работа со словом: Подберите синонимы.
Нега
Взор
Вечор
Нынче
Озарена
Велеть
Запречь
Предадимся
Наслаждение
Взгляд
Вчера
Сейчас
Освещена
Приказать
Запрячь
Отдадимся
Слайд 7
Беседа по вопросам:
Что описывает поэт?
(утро, лес, небо, снег)
С какой целью он использует контрастное описание природы?
(он хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра по сравнению со вчерашней бурей)
Слайд 8
Можно ли услышать, что происходит в доме?
…Веселым треском
Трещит затопленная печь
Согласные звуки [р], [т], [с], [щ] помогают передать треск дров в печи
Слайд 9
Аллитерация -
повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности речи.
Слайд 10
Выразительно прочитайте первую строфу стихотворения
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
К.А.Саврасов «Зима»
Слайд 11
Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств?
Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.
С.Ю.Жуковский «Зима»
Слайд 12
Выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно:
Слайд 13
Как и почему меняется настроение во второй строфе?
Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи».
Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.
Слайд 14
Антитеза -
противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи.
Слайд 15
Выразительно прочитайте третью строфу стихотворения.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
С.Ю.Жуковский «Иней»
Слайд 16
Какими красками нарисована природа в третьей строфе?
В.Д.Поленов «Ранний снег»
Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.
Слайд 17
Выразительно прочитайте четвертую строфу стихотворения
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки
Но знаешь, не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Слайд 18
Выразительно прочитайте последнюю строфу стихотворения
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Л.Л.Каменев «Зимняя дорога»
Слайд 19
Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты?
Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни.
И.И.Шишкин «Зима»
Слайд 20
Что изображает поэт в стихотворении?
А.С.Пушкин изображает картину природы, а через нее свои чувства и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество.
Слайд 21
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть;
Нарисовать иллюстрации к стихотворению;
Подготовить сочинение на тему «Вьюга ночью…» или «Морозное солнечное утро» с использованием выразительных средств пушкинского языка.