Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Духовная традиция
в русской литературе
Слайд 2
Вспомните, почему древнерусскую литературу часто называют духовной литературой?
Древнерусская литература неразрывно связана с православием и возникла как средство служения Богу и человеку, с тем, чтобы человек познал Бога…
Само определение «духовная» указывает на её назначение: созидать в человек дух (то, что побуждает к действию, к деятельности, начало, определяющее поведение, моральная сила), воспитывать нравственно, показывать идеал.
Слайд 3
Духовная традиция…
Ваше понимание данной лексической формулы?
Традиция - самое важное, что люди сохраняют и передают из поколение в поколение.
Духовность - это высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей.
Слайд 4
Духовная традиция…
1. С чем связана духовная традиция
в русской литературе?
/учебник, стр. 17/
«…с осмыслением христианской
картины мира, постоянным
возвращением к вечным ценностям,
идеальным образам».
2. Что становилось источником
вдохновения для русских писателей?
библейские сюжеты и образы,
евангельские притчи, жития…
Слайд 5
В русской литературе 19-20 веков особое распространение получила тема Христа...
Слайд 6
Духовные стихи
«стихи, старины, псальмы»;
исповедальный жанр, это разговор
с Создателем, размышление о вечной жизни, требующее отрешения от земной суеты…
Михаил Васильевич
Ломоносов /1711-1765/
Гаврила Романович
Державин /1743-1816/
Слайд 7
Михаил Васильевич Ломоносов -
знаменитый русский учёный, поэт и реформатор системы российского стихосложения /химик, физик, поэт, географ, металлург, геолог, астроном, энциклопедист, историк, приборостроитель/.
О чём говорят эти даты? /учебник, стр. 18/
1730 г - ?
1736 г. - ?
1741 г. - ?
1754-1755 - ?
Оды – лирические стихотворения высокого содержания, посвящённые прославлению Бога, Отечества, человеческих достоинств, приуроченные к какому-либо знаменательному событию.
«Утреннее размышление о Божием величестве» 1743 г.
Слайд 8
«Утреннее размышление о Божием величестве» 1743 г.
Как описано солнце в этом стихотворении? Какие сравнения используются?
Докажите, что в описании солнца поэт Ломоносов проявил себя и как учёный-естествоиспытатель.
Какие слова и формы слов в этом стихотворении показались вам непонятными при первом чтении?
Насколько язык этого стихотворения отличается от языка стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?
Слайд 9
«Утреннее размышление о Божием величестве» 1743 г.
Слайд 10
Домашнее задание :
/по выбору!/ письменное выполнение зад. 4 или 5
/стр. 20/
Слайд 11
Гавриил Романович Державин-
крупнейший русский поэт XVIII века.
Старик Державин нас заметил И в гроб сходя, благословил.
А.С. Пушкин
Однако Державин был больше, чем поэт. Имея за плечами два класса Казанской мужской гимназии, он, благодаря самообразованию, занимал высокие посты при трех государях - Екатерине II, Павле I и Александре I. Дорос до первого министра юстиции России, был губернатором в двух регионах.
О чём говорят эти даты? /учебник, стр. 20/
1762 г - ?
1774-1775 г. - ?
1777 г. - ?
1783 г. - ?
1780 -1784 - ?
Ода «Бог» Г.Р. Державина переведена на все европейские языки мира…
Слайд 12
Ода «Бог» Г.Р. Державина
Первое слово маленький Гавриил произнёс, когда ему было полгода. Зимой 1744-го мальчик увидел в небе комету и был так впечатлён, что вымолвил не «мама» или «папа», а «Бог». Это слово он пронёс через всю жизнь и в 1784 году написал одноименную оду. Произведение ещё при жизни поэта перевели на 17 языков мира. Кстати, до Державина ни один русский поэт не писал оду Богу.
Каков художественный мир стихотворения «Бог»?
Каким представляется заглавный образ этого стихотворения?
Какие слова использует поэт для характеристики этого образа?
Какое место отведено в стихотворении «Бог» образу человека? Однозначна ли оценка поэтом человека?
Слайд 13
Ода «Бог» Г.Р. Державина
Слайд 14
Домашнее задание :
прочитайте статьи, посвящённые творчеству А. С. Хомякова /стр. 22/ и А.К. Толстого /стр. 23/. Познакомьтесь с их стихами. Что объединяет эти произведения? Подготовьте их выразительное чтение.