Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Н.В. Гоголь
Страницы
жизни и творчества
Человечество тогда поправится, когда всякий человек займется собою и будет жить как христианин…
Слайд 2
Подумаем вместе…
1.Когда мы говорим или слышим фамилию Гоголя, какие ассоциации возникают в вашем сознании? Почему?
2. Почему в качестве эпиграфа к сегодняшнему разговору личности Гоголя подобран данный эпиграф?
3. Выделите ключевые слова…
Слайд 3
Подумаем вместе…
4. Дайте комментарий к эпиграфу, поясните , что имел в вид Гоголь?
5. В чем Гоголь видит задачу писателя?
6. Согласны ли вы с его интерпретацией назначения писателя и его творчества?
7. В чем Пушкин и Лермонтов видели назначение искусства? Об этом ли говорит Гоголь?
Слайд 4
Пушкин: чувства добрые пробуждать, воспевать свободу как главную ценность и милость к падшим призывать… Лермонтов: нужны горькие лекарства, едкие истины, указать болезнь- а как излечить- Бог знает!
Гоголь :задача писателя в том, чтобы открыть человеку глаза на собственное несовершенство.
Слайд 5
Проблемы урока:
1. Проблематика произведений Гоголя, изученных ранее. Актуальность.
2. Как соотносится мировоззрение Гоголя в отношении назначения искусства с его произведениями?
3. Можно ли утверждать, что Гоголь заложил основы русской литературы как мировой?
Слайд 6
Страницы биографии Гоголя
1. Где родился Гоголь (возле какой известной деревни) и чем эти места интересны с т.зр. истории?
2. Какие легенды рассказывала бабушка внуку?
3. Что Гоголь унаследовал от отца?
4. Какую знаменитость ему удалось увидеть лично еще ребенком?
Слайд 7
5. Образ матери. Ее роль в формировании личности писателя?
6. Почему Гоголя назвали Николаем и о какой лестнице рассказывала мальчику мать? Значение этого образа лестницы в творчестве писателя?
7. Особенности учебы в Нежине?
Слайд 8
8.Что пережил Гоголь во время учебы? Что испытал в эти годы?
Прозвища в гимназии.
9. Как реализовался его талант комедианта и как ему, благодаря этому таланту, удалось избежать наказания?
10. «Подручная энциклопедия», что собирает в ней?
11. Принятие решения ехать в Петербург. Выбор жизненного пути.
Слайд 9
Вспоминаем то, что знаем…
1. Комедия «Ревизор». Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
Актуальность комедии.
2. «Из цикла «Миргород» «Тарас Бульба» Нет уз святее товарищества…
3. Повесть «Шинель». «Вещь, причем самая ничтожная, затмила ЧЕЛОВЕКА…» Главная заповедь повести. Почему Акакий воскрес? для чего?
Слайд 10
Выводы урока
Все творчество Гоголя взывает к падшему человеку: «Встань и иди!»
В нравственной области Гоголь перевернул всю литературу от ЭСТЕТИКИ к РЕЛИГИИ, сдвинув с пути Пушкина
на путь ДОСТОЕВСКОГО.
Слайд 11
Миссия русской культуры
Что вы вкладываете в понятие «мировая литература»?
Какие произведения русской литературы можно причислить к мировым?
Почему принято считать, что именно Гоголь заложил основы русской литературы как мировой?
Слайд 12
Гоголь заложил основы русской литературы в качестве мировой: религиозно-нравственный акцент, придал ей гражданское и общественное звучание, обозначил ее пророческий пафос и мессианство.
Слайд 13
Это концепция о мессии — человеке, который обладает особым поручением Бога. В более общем смысле, мессия должен улучшить состояния всего человечества, выступив в качестве завершающего момента истории. Здесь можно говорить и о религиозной вере в пришествие Спасителя, который положит конец нынешнему положению вещей и идей, установит новый порядок справедливости и счастья.
Слайд 14
Человечество тогда поправится, когда всякий человек займется собою и будет жить как христианин…
Слайд 15
Сборник повестей «Миргород»
Письменно ответьте на данные вопросы:
1. Как Гоголь определяет значимость повести «Старосветские помещики»? Для чего жили эти люди, по мнению Гоголя?
2.Как в «Тарасе Бульба» показана высота духовного подвига? Заповеди духовного родства.
Слайд 16
От «Тараса Бульбы » к современному администра- тивному и культурному центру - Петербургу…
О, не верьте Невскому проспекту: все обман!