Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Педагогическое целеполагание в воспитательной работе
Слайд 2
Целеполагание в воспитании
«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явиться он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»
Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.— т.9, с.514.
Слайд 3
Целеполагание в воспитании
«Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребенка, и мы незаметно для себя, стараемся подвести реального нашего ребеночка под этот идеальный образ»
Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Кн. для будущих родителей.- 2-е изд.- М: Дет.лит., 1989.- С.122.
Слайд 4
Целеполагание в воспитании
«В специальных педагогических контекстах недопустимо говорить только об идеале воспитания, как это уместно в философских высказываниях. От педагога требуется не решение проблемы идеала, а решение проблемы путей к этому идеалу. Это значит, что педагогика должна разработать сложнейший вопрос о цели воспитания и о методе приближения к этой цели».
Макаренко А.С. Цель воспитания // Макаренко А.С. Избр. пед. соч.- В 2-х т.- Т.1. — М., 1977.- С. 30.
Слайд 5
Алгоритм целеполагания
Как можно конкретнее, детальнее сформулировать образ ожидаемого результата воспитания (идеальную цель воспитания).
С помощью диагностических методик сравнить конкретного воспитанника с этим образом (провести диагностику).
Выявить существенные расхождения полученной картины с желаемым результатом (определить воспитательные проблемы как перспективы совершенствования).
Определить предполагаемые изменения за конкретный промежуток времени (сформировать инструментальную воспитательную цель).
Слайд 6
Требования к цели
1) Результативность — направленность на результат, а не действие (воспитать, а не воспитывать).
2) Педагогический характер — определение предполагаемых изменений в воспитаннике, а не в условиях воспитания, например.
3) Значимость содержащихся в ней положений для ведущих личностных, индивидуальных или субъектных свойств воспитанника.
4) Реальность — достижимость в определенный отрезок времени и обеспеченность средствами достижения.
Слайд 7
Оцените грамотность целей
Воспитывать общечеловеческую нравственность.
Научить правильно оценивать свои достоинства и недостатки.
Вызвать стремление к самостоятельности и настойчивости в учении.
Возбудить нетерпимое отношение к списыванию и подсказкам.
Научить совместному труду в отряде, качественному выполнению трудовых операций.