Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Заглавие как средство связи предложений в тексте
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы Павловского района Алтайского края
Слайд 2
Цель урока:
Выяснить роль заглавия в тексте.
Развивать творческое мышление, интеллектуальные способности, связанные с чтением, анализом текста и созданием собственного письменного высказывания.
Развивать умение творчески учиться, нестандартно и оригинально мыслить, наблюдать и делать выводы; дружно работать в микро-группах.
Слайд 3
Прочитайте стихотворение в двух вариантах: а) закрыв название полоской бумаги; б) открыв заглавие. Понаблюдайте, как при этом меняется восприятие стихотворных строк. Сделайте вывод.
РАССТАВАНИЕ
Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь тёмно-серых вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)
Заглавие – одно из важных средств связи предложений в тексте.
Слайд 4
Прочитайте текст, в котором опущено заглавие. Понятен ли он вам? О каких цветах в нём говорится?
Вы, наверное, знаете эти скромные лесные цветы.
Обычно растут они на песчаных, освещённых солнцем пригорках, на крутых берегах лесных рек и ручьёв. Посмотришь в сердцевину этого крошечного розоватого цветка – как бы застыла в нём алая капелька живой тёплой крови.
Слайд 6
Вспомните, какова роль заглавия в тексте?
Слайд 7
Роль заглавия в тексте
Задание. Продолжите заполнение таблицы, записав по 3-4 примера
Роль заглавия в тексте.Примеры названий текстов
1. Называет тему текста.Миг и вечность в пейзаже.
…….
2. Выражает идею текста..Когда слово не расходится с делом. Закон нашей жизни.
…
3. Формулирует проблему..Состояние языка вызывает тревогу.
…..
4. Отражает авторскую позицию.Не приемлю убожества «новояза»!
…
Слайд 8
ЧИТАЕМ И НАБЛЮДАЕМ КАК РАСПУСКАЮТСЯ РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ
Листики липы выходят сморщенные и висят, а над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек.
Слайд 9
ЧИТАЕМ И НАБЛЮДАЕМ КАК РАСПУСКАЮТСЯ РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ
Дуб сурово развёртывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом младенчестве своём какой-то дубовый.
Слайд 10
ЧИТАЕМ И НАБЛЮДАЕМ КАК РАСПУСКАЮТСЯ РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ
Осинка начинается не в зелёной краске, а в коричневой, в самом младенчестве своём монетками, и качается.
Слайд 11
ЧИТАЕМ И НАБЛЮДАЕМ КАК РАСПУСКАЮТСЯ РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ
Клён распускается жёлтый, ладошки листа, сжатые смущённо и крупно, висят подарками.
Слайд 12
ЧИТАЕМ И НАБЛЮДАЕМ КАК РАСПУСКАЮТСЯ РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ
Сосны открывают будущее тесно сжатыми смолисто-жёлтыми пальчиками. Когда пальчики разожмутся и вытянутся вверх, то станут совершенно как свечи.
Слайд 13
Творческое задание
Составьте такой текст, который по своему строению будет аналогичен тексту, который только что анализировали.
Заглавие или тема текста могут быть, например, такими: «Как опадают листья разных деревьев»
Слайд 15
Роль первого предложения, организующего текст, может играть его заглавие. Это наблюдается чаще всего в двух случаях:
Заглавие является названием определённого понятия, а текст это понятие раскрывает, причём в художественном произведении понятие может быть раскрыто не в прямом смысле, а в переносном, образном.
Заглавие содержит слово, обозначающее такое родовое понятие, в которое входят называемые далее в тексте видовые.
Слайд 16
Работа в группах
Определите, о чём пойдёт речь в статьях с такими заголовками.
Слайд 17
Вариант сочинения для анализа на тему «Как опадают листья разных деревьев?»
Я очень люблю наблюдать, как осенью падают с деревьев листья. И я заметила, что с разных деревьев они падают в разное время. Раньше всего — с кленов и берез, в последнюю очередь — с дуба. Мне кажется, что время листопада благодаря этому увеличивается, и мы можем дольше любоваться красотой природы.
Еще я заметила, что у разных деревьев осенние листья разного цвета: желтого всяких оттенков, лимонного, красно-коричневого, багряного. Бабушка объяснила мне, что значит слово «багряный». Сейчас оно немного устарело. Оказывается, багряный — это красный цвет густого темного оттенка. Заодно я узнала, что это слово пишется с одной буквой «н».
Слайд 18
В тихую погоду листья падают медленно и печально. В ветреную погоду они быстро кружатся, их много-много слетает с деревьев.
А вы не обращали внимания на то, как пахнут осенние листья? Они пахнут свежестью и еще чем-то непередаваемым. Это самые лучшие в мире запахи!
Осенние листья все очень красивые, но особенно нравится мне кленовый лист. Однажды я с подругой гуляла в парке, и мы сплели венки из осенних кленовых листьев. Дома перед зеркалом я надела этот венок и увидела себя настоящей принцессой. Жаль, что мой одноклассник Дима пропустил этот момент. А интересно, нравится ли Диме, как падают листья ?
Есть ли отступления от темы?
Слайд 19
Напишите по памяти
ЕДИНОЕ
Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются.
(Ю. Бондарев)
1. Расскажите, как заглавие миниатюры раскрывается в её содержании.
2. В чём, по вашему мнению, структурная особенность данной миниатюры?
3. Припомните, встречались ли вам ещё такие тексты, которые состоят из заглавия и только из одного предложения.
Слайд 20
Прочитайте отрывок из рассказа Н. Н. Сладкова, спишите этот отрывок.
Подчеркните слова, которые повторяются в соседних предложениях.
…На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты, звоны и свисты лесной ночи. Соединила, оживила и сделала их понятными и близкими всем.
Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Слайд 21
Прочитайте текст выразительно. Укажите синтаксические средства выразительности речи.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. (Н. Гоголь)
Слайд 22
Рефлексия
Какова роль заглавия в тексте?
Что такое композиционный стык?
Заглавие (или возможность его) – один из важных признаков текста; одно из важных средств связи предложений в тексте.
Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Слайд 23
Интернет-ресурсы, использованные при создании работы
https://photoshop-kopona.com/uploads/posts/2019-04/1555075923_53.jpg - листья липы
https://photoshop-kopona.com/uploads/posts/2019-04/1555074425_45.jpg - листья дуба
https://img2.freepng.ru/20181206/viq/kisspng-clip-art-portable-network-graphics-spring-image-ph-ampquot-5c09ee611349f5.885983761544154721079.jpg - лист осины
https://st3.depositphotos.com/4189501/13491/i/950/depositphotos_134913582-stock-photo-spring-branch-isolated.jpg - листья клёна
https://clipart-db.ru/file_content/rastr/tree-076.png - сосна
https://www.beesona.ru/upload/399/9bfea27155ad753d14d46effb775958b.gif - опадающие листья
Шаблон выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края