Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Н.И.Сладков: с любовью и уважением к природе. «Топик и Катя». Постановка вопросов к тексту с определёнными вопросительными словами
Жукова Виктория Васильевна,
учитель начальных классов
БОУ г.Омска «СОШ №109 с УИОП»
Слайд 2
«Я пишу о природе, потому что её очень люблю…» Н.И. Сладков
Н.И.Сладков родился 5 января 1920 года в семье, далёкой как от всепоглощающего интереса к природе, так и от науки: отец – токарь-металлист, мать занималась хозяйством. Был он мальчиком сугубо городским (родившись в Москве, с шести лет жил в Ленинграде).
Слайд 3
Его встреча с природой, пусть и не дикой, но всё-таки настоящей, не прирученной, случилась в старинных запущенных парках Детского Села. Здесь, под Ленинградом, семья Сладковых жила пять лет, и здесь мальчик мог почувствовать себя следопытом, участником таинственных приключений в духе любимых Джеймса Фенимора Купера и Жюля Верна. Тут был его «счастливый лес, где всё было хорошо».
Слайд 4
Двенадцатилетний следопыт, поняв, что «загадки в лесу – на каждом шагу», решил вести дневник наблюдений. «У береговой ласточки в гнезде яйца», «увидел трёх дроздов» - только голые факты и никаких эмоций. И вдруг: «Первый соловей так поёт, что бросает то в жар, то в холод». Может, тогда и родился писатель в его сердце.
В 15 лет он записал в своём дневнике: «Теперь у меня есть всё: ружьё для добычи, фотоаппарат для съёмки, бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей». Сладков становился настоящим исследователем: он вслушивался, всматривался…
Слайд 5
Прошли годы, прежде чем в его книгах прозвучало: «Не бери в лес ружьё!» Счастливая встреча у лесного костра привела Сладкова в кружок юных натуралистов при Зоологическом институте Академии наук. И здесь случилась ещё одна счастливая встреча с писателем Виталием Бианки. Именно Николая Сладкова Бианки позже назвал своим наследником в литературе и одним из переводчиков с бессловесного на «язык всего человечества – язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной».
Слайд 6
А теперь прочитайте рассказ Н.Сладкова.
Топик и Катя
Дикого сорочонка назвали Катей, а крольчонка домашнего — Топиком. Посадили домашнего Топика и дикую Катю вместе.
Катя сразу же клюнула Топика в глаз, а он стукнул её лапой. Но скоро они подружились и зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Стали две сироты друг у друга учиться.
Топик стрижёт травинки, и Катя, на него глядя, начинает травинки щипать. Ногами упирается, головой трясёт — тянет изо всех своих птенцовых сил. Топик нору роет — Катя рядом крутится, тычет носом в землю, помогает рыть.
Слайд 7
Зато когда Катя забирается на грядку с густым мокрым салатом и начинает в нём купаться-трепыхаться и подскакивать, к ней на обучение ковыляет Топик. Но ученик он ленивый: сырость ему не нравится, купаться он не любит, и поэтому просто начинает салат грызть.
Катя же научила Топика воровать с грядок землянику. Глядя на неё, и он стал объедать спелые ягоды. Но тут мы брали веник и прогоняли обоих.
Слайд 8
Очень любили Катя и Топик играть в догонялки. Для начала Катя взбиралась Топику на спину и начинала долбить в макушку и щипать за уши. Когда терпение у Топика лопалось, он вскакивал и пытался удрать. Со всех своих двух ног, с отчаянным криком, помогая куцыми крыльями, пускалась вдогонку Катя.
Начиналась беготня и возня.
Однажды, гоняясь за Топиком, Катя вдруг взлетела. Так Топик научил Катю летать. А сам потом научился от неё таким прыжкам, что никакие собаки стали ему не страшны.
Так вот и жили Катя и Топ. Днём играли, ночью спали на огороде. Топик в укропе, а Катя на грядке с луком. И так пропахли укропом и луком, что даже собаки, глядя на них, чихали.
Слайд 9
Поставьте вопросы к тексту так, чтобы они начинались с вопросительных слов ЧТО и КАК. Ответьте на них.
Например:
Что сделала Катя, когда увидела Топика?
Что очень любили делать друзья?
Что делали Топик и Катя днём, что - ночью?
Что крал Топик с грядки?
Например:
Как назвали дикого сорочонка и домашнего крольчонка?
Как произошло первое знакомство Кати и Топа?
Как друзья играли в догонялки?
Как Катя научилась летать?
Слайд 10
Поставьте вопросы к тексту так, чтобы они начинались с вопросительных слов КОГДА и ГДЕ. Ответьте на них.
Например:
Когда Катя клюнула Топика в глаз?
Когда друзья играли?
Когда Топик пытался удрать от Кати?
Когда лопалось терпение у Топика?
Когда начиналась беготня и возня между Катей и Топиком?
Например:
Где спала Катя?
Где спал Топик?
Где воровали землянику Топик и Катя?
Где Катя любит купаться-трепыхаться?
Слайд 11
Поставьте вопросы к тексту так, чтобы они начинались с вопросительного слова ПОЧЕМУ . Ответьте на них.
Например:
Почему Топик не купался вместе с Катей на грядке с салатом?
Почему хозяева брали веник и прогоняли Катю и Топика?
Почему животные пропахли луком и укропом?
Почему собаки, глядя на Топика и Катю, чихали?
Слайд 12
Подобный дар - рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога - дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями - такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям...
Слайд 13
Н.И.Сладков: с любовью и уважением к природе. «Топик и Катя». Постановка вопросов к тексту с определёнными вопросительными словами
Жукова Виктория Васильевна,
учитель начальных классов
БОУ г.Омска «СОШ №109 с УИОП»